Презентация "Церковные облачения. Значения цвета"
Подписи к слайдам:
- Церковные облачения.
- Значения цвета.
- Выполнила :
- учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5
- Литвинова Елена Анатольевна
- Цель работы:
- Узнать какую роль играют цвета в церковных облачениях? Что представляют из себя церковные облачения?
- Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить виды церковных облачений.
- Изучить цветовую гамму церковных облачений.
- Познакомиться с важнейшими праздниками Православной Церкви и священными событиями, которым усвоены определенные цвета одеяний.
- Составить словарь церковных облачений
- ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ
- Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви.
- Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.
- Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.
- Ряса
- Подрясник
- Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник – нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
- стихарь
- При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь.
- Особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия, или палий, – длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, спускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу.
- Мантия – только монашеское одеяние. В древности на Руси монахи носили мантию всегда и везде и не имели права выходить без нее из келлий.
- Мантия
- Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии.
- Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.
- скуфья
- Клобук
- Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля.
- Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков.
- Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.
- Кроме того, в ХIХ века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.
- Наперсный крест
- Панагия
- Панагия – отличительный нагрудный знак епископа.
- Головным убором архиереев при богослужении является митра
- митра
- Современная митра – это богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. Такие очертания митра приобрела в ХVIII-ХIХ веках. До этого русские митры были похожи на разных форм короны византийских царей последнего периода империи. Иногда обод митры являл собой зубчатый венец.
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОДЕЯНИЯ ДИАКОНА И ИЕРЕЯ
- подризник
- Подризник священников и епископов является нижней богослужебной одеждой. Она надевается на подрясник, а на нее надеваются прочие ризы. Это облачение имеет некоторые отличия от стихаря. Подризник делается с узкими рукавами, так как на них должны надеваться поручи. Рукава подризника имеют разрезы на концах. К одной из сторон разреза пришивается тесьма или шнурок, так что при облачении этим шнурком нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья. Эти шнурки знаменуют собой путы, связывавшие руки Спасителя, ведомого на суд.
- На левом плече поверх стихаря диаконы имеют орарь – длинную полосу из парчовой или другой цветной материи, нисходящую с передней и спинной частей почти до пола. Орарь укрепляется петлей на пуговице на левом плече стихаря, так что концы его свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон возвышает его при произнесении ектений (прошений), осеняет этим концом себя крестным знамением, указывает им в положенных случаях священнику и епископу порядок богослужебных действий.
- орарь
- На рукава подрясника, а при полном облачении – на рукава подризника священники и епископы надевают поручи, или нарукавники. Диаконы надевают их на рукава подрясника. Поручь представляет собою слегка выгнутую полосу плотной материи с изображением креста в середине, обшитую по краям лентой иного оттенка, чем сама поручь.. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собою Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям
- поручи
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЯ
- Самым древним архиерейским облачением является омофор, представляющий собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов и почти такой же отделкой, как и диаконский орарь: нашитые полосы из иной материи, чем сам омофор, идущие по всем краям, бахрома, две поперечных полосы у каждого из концов.
- омофор
- Общее символическое значение церковных служебных облачений – это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены души верующих людей для участия в вечной радости сочетавания Христа с Церковью избранных Своих. В церковных облачениях представлены все цвета радуги, а также белый и черный цвет.
- Источники
- Статьи из книги «Русские святители древности» - автор Фёдоров М.А.
- Интернет ресурс.
- 37536 Украина, Полтавская область, Лубенский р-н, с. Мгарь. Спасо-Преображенский монастырь. Тел./факс (05361) 5-48-06 Р/с 26009179312001 ПРУ КБ «Приватбанк», г. Полтава, МФО 331401, ОКПО 23815236<div style="border:1px solid #d3d3d3; padding:12px 15px;ba
- Светлана Подгорная. "Мастерская церковной вышивки" http://www.sakkos.ru/ E-mail: [email protected] Тел.: 8-906-745-12-16
- http://guide-julia.narod.ru/articles-eglise-vetements.html
- http://www.hristianstvo.ru/life/economics/firms/workshops/
- http://www.oblachenie.ru/
- http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss17.htm
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=11453&noreask=1
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Николай Николаевич Каразин. Святочный рассказ «В тайге»" 7 класс
- Конспект урока "В ожидании Пасхи… "
- Конспект урока "Работа над рецензией на рассказ Каразина «Случайность»" 8 класс
- Конспект урока "«Немеркнущая звезда Сергия Радонежского» (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»)" 8 класс
- Выборочное изложение с описанием внешности человека (отрывок из рассказа М.А. Шолохова)
- Конспект урока "Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Загробная месть»" 7 класс