Конспект урока "Николай Николаевич Каразин. Святочный рассказ «В тайге»" 7 класс

Класс: 7
Тема урока: «Николай Николаевич Каразин. Святочный рассказ «В
тайге».
Цели:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии
и творчества Каразина Н.Н.
Вызвать интерес к его книгам.
Найти типичные признаки святочного жанра в рассказе
Каразина «В тайге», проанализировать рассказ.
Углубление знаний о святочном рассказе.
2. Развивающие:
Развивать грамотную, связную речь.
Развивать умение слушать музыкальные произведения и
доклад учащегося.
3. Воспитательные:
Воспитывать культуру общения.
Воспитывать чувство прекрасного.
Теория литературы: Святочный рассказ.
План урока:
1. Оргмомент (1 мин.).
2. Слово о писателе (8 мин).
3. Слово о жанре святочного рассказа (4 мин.)
4. 4. Совместная работа класса над поэтапным анализом рассказа
Каразина «В тайге», выявление художественных особенностей рассказа (24
мин.)
5. Ответы на проблемные вопросы (5 мин.)
6. Итог урока (2 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.).
Оборудование и наглядность: мультимедийный комплекс (экран,
проектор, ноутбук)
Список литературы:
Душечкина Е.В.Зимних праздников блестящие тревоги.//Святочные
рассказы. М.,1991.
Каразин Н.Н. Рождественские истории. М., 2007. 398 с.
Опережающее задание: вспомнить признаки жанра святочного
рассказа, найти дополнительную информацию об этом жанре, прочитать
рассказ Каразина «В тайге».
Индивидуальное задание: один из учеников (или в паре) готовит
презентацию «Жанр святочного рассказа».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация
познавательной деятельности.
Записать в тетрадях число, тему урока.
Учитель сообщает цель урока:
познакомиться с творчеством забытого писателя рубежа 19-20 веков
Каразина Н.Н. и проанализировать его рассказ «В тайге» с точки зрения
основных жанровых признаков святочного рассказа.
Задачи урока. Ребята, что нам необходимо сделать на уроке для
достижения данной цели?
- Повторить…
- Решить…
- Найти интересные сведения...
- Проверить…
- Обобщить…
Слово учителя о писателе. Некоторые данные о писателе можно
взять из презентации «Н.Н. Каразин» (см. Приложение 1.)
“Э! Господа, вы, кажется, смешиваете меня с Карамзиным?!
Между нами одна маленькая разница в букве МЫСЛИТЕ!” так
больше двух столетий назад говорил знаменитый ученый, лингвист,
военный, Василий Назарович Каразин, дед знаменитейшего когда-то
художника и писателя Николая Николаевича Каразина.
Еще каких-нибудь сто лет назад люди узнавали рисунки,
открытки, гравюры Н.Н. Каразина, его произведения любили и читали.
А теперь забыли.
До революции Каразин многократно переиздавался. Его собрание
сочинений в 20 кн. (12т.) вышло в издательстве Сойкина в 1905 году.
Творчество писателя весьма неоднородно. Он писал и романы, и
рассказы, и повести, а также сказки, очерки.
Сегодня мы познакомимся с его рассказом «В тайге». А вот можно ли
отнести этот рассказ к святочному, нам с вами и предстоит выяснить.
Но прежде, чем приступить к анализу данного произведения, мы
должны вспомнить основные черты жанра святочного рассказа из курса 5
класса.
Доклад подготовленного ученика с презентацией. (см. Приложение
2.)
(По ходу доклада учащиеся, работая в парах, составляют план
ответа на вопрос: «Основные признаки жанра святочного рассказа»)
Само определение рассказа «святочный» указывает на истоки жанра.
Действие рассказа всегда происходит в святки, святые дни, святые вечера
12 дней после Рождества до Сочельника на праздник Богоявления.
Главный герой таких рассказов – чаще всего ребенок.
Н.С. Лесков, создатель многих святочных рассказов, говорил, что
святочная история «должна быть фантастична, иметь мораль, отличаться
веселым характером повествования».
В жанре святочного рассказа создавали свои произведения такие
известные авторы, как Гоголь, Бунин, Короленко и многие другие.
Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов,
забвение обид – популярные мотивы рождественских и святочных рассказов.
Святочные рассказа опираются на евангельскую систему ценностей, в
них находит воплощение христианская добродетель.
Святочный рассказ создавался с установкой на истинность.
Рассказчики либо повествовали о себе, либо ссылались на сведения,
услышанные от своих знакомых и родных.
Композиция таких рассказов связана с преодолением героем
безвыходной ситуации посредством рождественского чуда. Чаще всего герой
в святочном или рождественском рассказе перерождается нравственно, и это
воспринимается как чудо.
Концовка в таких рассказах всегда счастливая.
Слово учителя.
Кто может дополнить доклад?
Перечислите мне теперь основные признаки жанра, которые по
ходу прослушивания презентации вам удалось выписать.
1) Таинственность
2) Фантастичность
3) Христианская добродетель
4) Мотив чуда
5) Герой – чаще всего ребенок
6) Моралистичность
7) Установка на истинность
8) Время действия – святки
9) Счастливый финал
Святочный рассказ самый светлый жанр в мировой литературе, здесь
всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят
невероятные чудеса. Чудо произошло и с героем рассказа «В тайге».
Первоначальное восприятие текста.
С чего начинается рассказ?
(Делаем вывод, что экспозиция отсутствует, рассказ начинается с
завязки).
О чем или о ком говорят дед с внуком?
От какого лица ведется повествование?
(Повествование ведется от третьего лица, т.е. избрана форма,
предоставляющая автору широкие возможности для косвенного выражения
оценки происходящего, для ненавязчивого комментария; передана
последовательность действий взрослого и мальчика и то впечатление,
которое производят все события на ребенка.)
Беседа с классом по проблемным вопросам.
Кто главный герой рассказа?
(Каразин, видимо, не случайно избрал главным героем именно ребенка.
Детская душа наименее испорчена всякого рода соблазнами этой жизни,
именно в детском возрасте складывается характер, мировоззрение,
вырисовываются основные черты личности. Взрослому человеку бывает, как
правило, поздно исправляться, а если это и происходит, то только вследствие
сильного потрясения)
Для кого в рассказе совершается чудо. Почему? Какое?
(Во-первых, оно свершается для несчастного беглого каторжника.
Конечно, это получение неожиданного освобождения, когда, быть может,
человек совершенно уже отчаялся и не мнит себя спасенным, то есть это
чудо неожиданного спасения. Духовное же спасение происходит для другого
героя рассказа – мальчика Гараськи.
Каразин использует один прием, при помощи которого совершается
чудо и в глазах ещё одного человека читателя. А именно: автор умышленно
опускает сцену освобождения Гараськой беглого каторжника: мальчик
засыпает с мыслями обо всем том, что сулит им сдача властям этого
человека, поэтому читатель, естественно, не может предположить развития
дальнейших событий. Сразу за тем мы видим уже свершившийся факт так,
что мы вместе с дедом удивляемся чудесному исчезновению пленника,
вместе с ним недоумеваем.
« - Эко, здорово выспались!.. Эй, Гарасько, буде валяться! Ставь
котелок к огню поближе… Живо! Маленько поразогреемся чайком, да и в
путь. Ну, что, сердечный, не замерз за ночь, что ли?
Подошел старик к «сердечному», сдернул войлок, что стоял от мороза
коробом, а там ничего и нету, словно ничего и не было… - Убег!».
Это тоже чудо. Нам действительно кажется странным и необъяснимым
исчезновение каторжника, но мы читаем дальше, и чудо объясняется:
Гарасько (неизвестно, когда) освободил «его», да ещё в придачу отдал свой
ножик, чайник и мешок с хлебом, ведь «ему оченно нужно».
Вот в чем святость детской души, вот почему Каразин заслуженно
называет ребенка «малыш-богатырь». Умение, несмотря ни на какие
соблазны, не боясь наказания от деда, пойти наперекор всему и всем,
пожалеть и спасти приговоренного, заслуживает уважения. Ведь этим
спасением, сам того, быть может, не подозревая, он открыл для преступника
(хотя нам неизвестны его проступки) ворота в новую жизнь, дал человеку
шанс на исправление. В этом самый большой подвиг мальчика. И лучшей
наградой ему будут теперь не деньги, а то, что гораздо важнее, - душевное
спасение, вступление на путь истинный).
Итак, чудо в рассказе происходит многократно, то есть для нескольких
людей сразу.
Как автор относится к маленькому Гараське? Докажите текстом.
Каразин явно симпатизирует своему герою, Гараське, причем особенно это
становится заметно после бегства каторжника, и мы понимаем, почему.
«Чудно глядеть: малыш от земли полтора аршина, а шапка большущая, бурка
по земле волочится, как у взрослого, и винтовка в чехле за плечами, потому,
все отцовское, всё перешло от покойного родителя», - так описывает автор
мальчика. А в конце повествования Каразин «награждает» своего героя
таким «титулом» - «малыш-богатырь». Действительно, столько надо было
иметь смелости, мужества, чтобы в один момент решиться на поступок, на
который бы взрослый-то не отважился, тем более завороженный таким
соблазном -двадцатью рублями! Всё же светлое начало побеждает в душе
мальчика, он не допускает неминуемой страшной гибели человека.
Со слов деда Гарасько знает, что ждет беглеца: « - Дедко, а дедко!
Ну, что тебе ещё? А что «ему» там будет?– Несладко! Голову отрубят?
Нет, головы рубить не станут, а хуже - Ну! Закуют спервоначала, потом
сызнова пересуживать станут, потом бить плетьми… Хлестанут и отсчитают:
«раз!» Сколько, значит, суд присудит, потому не бегай! А сколько всего?
А столько, что нам с тобою не сосчитать, пальцев не хватит! Говорят, до
смерти там забивают? Не все выдерживают… «Этому» второй сотни,
пожалуй, не дождаться! Так! Потому заморен, отощал в бегах… Не
лето! «Ему» считать будут и нам с тобою тоже отсчитают двадцать
монетов, значит…».
Таким образом, в последней фразе мальчика ярко контрастируют
«награды» деда с внуком и «его». Это страшно как одновременно
кардинально будут разниться судьбы этих двух людей. Гарасько долго
перебирает в своей детской головке эти мысли, хоть и не так явно
выраженные. Но он именно подсознательно, интуитивно делает правильный
выбор, его детская чистая душа не может себе представить страдания
другого, хоть и незнакомого ему, человека.
Почему Гарасько отпустил беглого? (пожалел)
Есть ли в рассказе установка на истинность происходящего? Нет,
но все, что случилось с мальчиком и дедом вполне могло произойти на самом
деле.
В какое время происходят описываемые события?
рассказе на время действия косвенно даётся указание: зимний
праздник близко канун: дед рассказывает внуку, как возможно будет
потратить деньги, вырученные за сдачу беглого каторжника: «…чаю
кирпичного к празднику, хоть полведра, это беспременно…»). Данный
рассказ был предназначен, по-видимому, для чтения на святках.
Как вы сформулируете идею и проблему рассказа?
(Проблема: каковы мотивы поступка мальчика, почему он не смог
сдать беглого, а отпустил? Что двигало им? Идея сострадания к чужому
горю, беде, идея милосердия)
Как вы понимаете смысл последнего предложения рассказа «Стало
светать»?
(Последняя фраза рассказа «Стало светать» несет с собой надежду на
то, что светать станет не только на улице, но и в душе деда, который на горе
беглых не станет больше зарабатывать свои деньги).
Какие особенности композиции вы заметили?
первых строк рассказа появляется интрига. Экспозиция отсутствует.
Рассказ начинается с завязки. Кульминация как таковая также отсутствует,
потому что неясно, когда освобождает мальчик каторжника. Эпилог
укладывается в три предложения: дед с внуком трогаются в путь. Но
повествователь замечает, что дед идет задумавшись. Почему? Жалеет ли он
свои двадцать рублей или думает о поступке мальчика, неизвестно).
Что вы можете сказать о художественных особенностях рассказа?
связи с тем, что рассказ построен на диалоге, в нем очень много
диалектных слов и разговорной лексики. Практически отсутствуют
пейзажные зарисовки. Каразину удалось очень реалистично описать дремоту
мальчика, то есть пограничное состояние между сном и реальностью.
Читатель не замечает, когда Гарасько засыпает и когда он не спит. Граница
едва уловима. Мысли мальчика постоянно чередуются одна с другой. То он
думает о том, что нужно печь переложить дома, ведь денег, которые
отсчитают за каторжника, как раз хватит на это; то ему приходит на ум, как
будут бить беглого, потом забьют насмерть, зароют в яму. Эти представления
сменяются мыслями о том, что на двадцать рублей, которые дадут за
каторжного, валенки можно купить и ситцу матери.
Все наши чувства, мысли становятся более выраженными во сне,
поэтому, видимо, и выбирает Каразин прием сна для раскрытия внутреннего
мира героя.
Костёр символ тепла и уюта, Жучок – собака, чутко дремлющая,
треск веток в огне, тишина в лесу, - всё это придает повествованию некую
размеренность, спокойствие. И читатель как бы тоже погружается в дремоту.
В речи повествователя преобладают глаголы и глагольные формы,
простые однородные и сложные составные глагольные сказуемые:
“Отвернулся мальчонка в сторону, сладко так потянулся, нахлобучил
баранью папаху чуть не до самых плеч и зевнул, да так, что даже Жучок
откликнулся, вскочил, отбежал немного в сторону, приподнял лапку и снова
свернулся комочком на нагретом месте».
Характерная особенность речи повествователя - информативность,
динамичное описание событий и действий, передаваемых глагольными
формами на протяжении всего рассказа, отказ от прямых оценок).
Слово учителя.
Маленький мальчик в рассказе «В тайге», несмотря на большой
соблазн получить к светлому празднику новые валенки за счёт сдачи беглого
каторжника властям, всё же пересиливает себя и отпускает каторжника на
волю, получив тем самым ещё большее вознаграждение в духовном плане.
Действительно, в голодной Сибири некоторые люди могли прожить только
за счет таких вот каторжников. Но душевное спасение подсознательно,
видимо, показалось ребенку важнее.
В рассказе Каразина явно прослеживается мотив, имеющий
христианскую основу, это мотив «божественного дитя» - младенца,
посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно
трактовать с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. У
Каразина в исследуемом рассказе роль «божественного ребенка» исполняет
Гарасько. Главная отличительная черта этого образа и связанного с ним
мотива заключается в следующем: этот ребенок воплощают собой идею
сострадания.
Содержательная специфика рассказа «В тайге» связана с утверждением
христианской добродетели. Рассказ несет в себе идею сострадания к чужому
горю, беде. Духовно-нравственная проблематика имеет ярко выраженную
воспитательную направленность, актуализируя в сознании читателя вечные
категории. Подлинно фантастическими, как и подлинно чудесными для
писателя становятся проявления высшей нравственности. Фантастическое
для Каразина – синоним самого праведного, уникального, но существующего
в реальной жизни.
Итог урока.
Сегодня мы познакомились со святочным рассказом Каразина «В
тайге». Докажите, что этот рассказ святочный.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ Каразина «Случайность». Найти в нем приметы
жанра святочного рассказа.