Презентация ""Маленький человек" в повести Н.В. Гоголя "Шинель""

Подписи к слайдам:
  • Презентация по теме <<"Маленький человек " в повести Н.В. Гоголя "Шинель">>. Презентация подготовлена О.В.Евдокимовым, учителем русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района
  • Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852 гг.), автор повести "Шинель".
  • Вопросы: - В каком году состоялась первая публикация повести? - Как назывался сборник повестей, какие повести, кроме повести "Шинель", входили в этот сборник?
Зима в Санкт- Петербурге. Такая она могла быть в 1842 году. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Зимний день. Санкт-Петербург. Зимний вечер.
  • Санкт-Петербург. Зимний вечер.
“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — так оценил Ф. М. Достоевский значение гоголевской повести для многих поколений русских писателей «Замысел «Шинели» долго складывался в художественном воображении Гоголя. Первые наброски относятся к 1839 году. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя».
  • «Замысел «Шинели» долго складывался в художественном воображении Гоголя. Первые наброски относятся к 1839 году. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя».
  • Характерные фигуры «безродных» титулярных советников в русской литературе — чиновник Башмачкин в гоголевской «Шинели», Аксентий Иванович Поприщин в «Записках сумасшедшего», Акинф Степанович Пантелеев в «Женитьбе» Гоголя, Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании».
Автограф Н.В. Гоголя. Рукописная страница из повести "Шинель» Имя Ака́кий (древнегреч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка означает «не делающий зла», «неплохой», «смиренный». Чин титулярного советника для многих чиновников в середине 1840-х годов являлся пределом мечтаний; этот чин давал им личное дворянство и право получения потомственного почётного гражданства их потомкам. В русской литературе сформировался образ титулярного советника как неудачника. В XIX веке титулярные советники, как правило, занимали должности старших помощников столоначальников в департаментах министерств, старших помощников секретарей, протоколистов, помощников регистраторов и переводчиков в Сенате. Жалование титулярного советника по «Своду уставов о службе гражданской» 1842 года составляло всего лишь 75 рублей. В критической литературе, посвященной истории написания «Шинели», указывается некое событие, как будто бы побудившее писателя создать гениальную повесть. П.А. Аненков вспоминает, что однажды в присутствии Н.В. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье. «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком написанные строчки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо… тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы». Испытывая чувства сострадания к "маленьким людям", Гоголь рассказывает о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Акакий Акакиевич Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
  • Испытывая чувства сострадания к "маленьким людям", Гоголь рассказывает о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Акакий Акакиевич Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
<<Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин... Имя его было Акакий Акакиевич>>.
  • <<Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин... Имя его было Акакий Акакиевич>>.
  • Вопросы: - Какой смысл заключает в себе фамилия Акакия Акакиевича? - Расскажите о том, как именно служил Акакий Акакиевич в канцелярии?
  • Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил переписывание бумаг, однако роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись его сослуживцы- чиновники.
  • <<Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме>>.
  • Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Вопросы:
  • Вопросы:
  • - Не заметили ли вы каких-либо изменений во внутренней жизни Акакий Акакиевич в течение того времени, когда он собирает средства на шитье новой шинели?
  • - Расскажите о том, как существовал Акакий Акакиевич, возвратившись после службы домой?
  • <<Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его>>.
  • Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того”. Это мороз. Акакий Акакиевич с некоторых пор начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало припекать в спину и плечо. Оказалось, дело в полностью прохудившейся шинели. Поэтому титулярный советник решил отнести прохудившуюся шинель к портному Петровичу.
  • <<...После субботы Петрович "сильно косил глазом", гривенник с благодарностью взял, но насчет шинели остался тверд: "Извольте заказать новую">>.
Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжении нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках; но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его…
  • Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжении нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках; но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его…
  • <<В первый же день он отправился вместе с Петровичем в лавки. Купили сукна очень хорошего <...> Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору (хлопчато-бумажная материя - О.В.), но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую,какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу>>.
  • Наконец шинель была сшита
  • Наконец шинель была готова. Петрович сшил ее на славу. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. В новой шинели он пошел прогуляться по зимнему Петербургу
  • Вопросы: - Что меняется в "маленьком человеке" Акакии Акакиевиче после того, как он облачился в новую шинель? Приведите примеры.
  • И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все сослуживцы-чиновники принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника.
  • Вопросы:
  • - Искренне ли радовались чиновники, поздравляя Акакия Башмачкина с обновкой? О чем говорит такая их "радость" относительно новой шинели титулярного советника?
  • <<Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело. Потом, не затягивая дела, оделся, надел на плеча шинель и вышел на улицу>>.
  • <<Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать <...>, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, - стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича>>.
  • <<Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, - напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость>>.
  • На вечере Акакий Акакиевич чувствовал себя неуютно, ему хотелось поскорее уйти, но его задержали до самой полуночи. Наконец он потихоньку надел свою шинель и вышел на улицу.
  • Идти было далеко, так как Акакий Акакиевич жил на пустынной окраине, поэтому он шел по безлюдным ночным улицам
Стояла темная зимняя ночь
  • На площади к нему подскочили "какие-то люди с усами"
  • <<…И вдруг со словами: «А шинель-то моя!» - сняли шинель с плеч>>.
  • Вопрос: - Скажите, кто в повести Н.В. Гоголя жалеет Акакия Акакиевича Башмачкина, этого "маленького", беззащитного и слабого человека?
  • И толкнули бедного Акакия Акакиевича в снег...
  • Вопросы: - Сформулируйте свое отношение к произошедшему ограблению Акакия Акакиевича? Почему такие чувства вызывает у вас пожилой титулярный советник?
  • Акакий Акакиевич закричал, подбежал к будочнику, но тот не пошевелил и пальцем
  • В совершенном беспорядке вернулся он домой. От частного пристава помощи ждать нечего
  • Многим сослуживцам-чиновникам стало жаль Акакия Башмачкина, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным.
  • Вопросы: - Охарактеризуйте "значительное лицо", припомните его портрет?
  • <<Человек этот с равными себе был человек вроде бы и ничего; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, так он был просто хоть из рук вон>>.
  • "Значительное лицо", генерал, накричал на бедного титулярного советника, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
  • В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель
  • На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. В бреду он заказывал себе шинель у Петровича, чтоб была с западнями для воров, то чудилось ему, как он стоит перед генералом. Наконец он испустил дух. Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот. Кому все это досталось, Бог знает: об этом, признаюсь, даже не интересовался рассказывающий сию повесть.
  • Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое... ”В департаменте о нем спохватились лишь на четвертый день".
  • Вопросы: - В чем, по вашему, смысл прожитой жизни Акакия Акакиевича? - Что хотел сказать нам писатель, рассказывая печальную повесть о "маленьком человеке"?
  • Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое <...> существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие...
  • “По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели...” Генерал, у которого был с прошением Акакий Акакиевич, скоро почувствовал что-то вроде сожаления. “Неделю спустя он даже послал к нему чиновника узнать, что он и как и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, слышал упреки совести и весь день был не в духе”. Но потом развеялся у приятеля. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец сорвал и с его плеч шинель, и с криком «твоей-то шинели мне и нужно было!», исчез и более уже не появлялся.
  • Вопросы: - В чем смысл этого последнего эпизода, в котором упоминается призрак Акакия Акакиевича?
  • Николай Васильевич Гоголь, автор повести "Шинель"