Конспект урока "Творческая мастерская Евгения Замятина - поэта-дальневосточника"


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЛИТЕРАТУРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА».
Тема: Творческая мастерская Евгения Замятина – поэта-дальневосточника.
Вид урока: урок формирования умений и навыков учащихся.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
Основной метод урока: исследование текста.
Используемые технологии:
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникативные технологии;
исследовательский метод в обучении.
Цели:
- образовательные: закрепить умения и навыки работы с текстом , научить
отстаивать свою точку зрения , закрепить умения вычленять главное;
- воспитательные: формировать гуманные качества личности учащихся,
совершенствовать навыки общения;
-развивающие: совершенствовать умения выступать и защищать свою точку
зрения, развивать творческие способности, умение формулировать выводы.
Задания группам:
1. Прочитать статьи, посвященные Е.Н. Замятину.
2. Составить словарь неизвестных слов (по стихотворению «Рунный ход»).
3. Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация.
2. Текст стихотворения Е.Н.Замятина «Рунный ход»
Ход урока.
1. Слово учителя.
Я продолжу знакомить вас с человеком, некогда жившим в Талакане, поэтом,
редактором газеты «Бурейский гидростроитель». (1985-1993гг.). Сюда он приехал из
Сахалина уже сложившимся не только человеком, но и поэтом членом Союза писателей
СССР (до этого работал на Урале), закончившим литературный институт им. М.Горького.
По словам руководителей стройки, он довольно быстро вошел в колею жизни бурейских
гидростроителей. На вид неброский, скромный, немногословный, самоуглубленный, он
излучал внутреннее и внешнее достоинство. Е. Замятин умел отстоять свое мнение перед
мэтрами гидростроения, если дело касалось судьбы конкретного человека, критического
выступления в газете. Такой человек способен был выдерживать бешеный ритм работы
журналиста-газетчика. Порядочным, принципиальным оставался он в своих стихах.
Учащиеся дополняют. Е. Замятин свежей струей влился в жизнь Амурской
писательской организации, часто публиковался на страницах областных газет. И довольно
быстро подготовил и выпустил в свет книгу стихов и поэм «Рунный ход». Своеобразие его
творческой манеры чем-то перекликалось с интонациями любимого им поэта П.
Васильева.
Игорь Игнатенко (амурский поэт) вспоминал: «…Случалось во время
Комаровских чтений в обществе поэтов читать стихи по кругу. Собратья по перу
знакомили слушателей со своими новинками, но Замятин предпочитал вновь и вновь
продекламировать васильевские стихи «В честь Натальи». Это было трогательно и
вызывало сочувствие, хотя очень хотелось услышать от Замятина замятинское. «Ладно.
Как-нибудь в другой раз…» - отмахивался он. Но другого раза ждать приходилось порой
по году. «Вот когда новая книжка выйдет, почитаете», обещал поэт. Но до новой
книжки не дожил отказало сердце, которое он не хотел щадить ни в какую, отмахиваясь
от советов признанного авторитета в нашей среде кандидата медицинских наук поэта
Олега Маслова».
Работа в редакции не всегда позволяла «заарканить» творческое вдохновение, как
он сказал однажды, но тем не менее стихи рождались на самые неожиданные темы: ему
было подвластно любое лирико-драматическое начало, гражданский пафос и даже сатира.
Учитель: палитра Е. Замятина богата яркими и сочными красками. Поэт-Замятин
умел найти и сказать свое слово так, что о присутствии учителя П. Васильева забываешь.
Вот как интересно повествует поэт, например, о прошлом Урала: «Из хвоща топяного,
багульника, острой осоки, огибая озера, не зная охотничьих пуль, по узорью лугов,
голубики горячей и сочной волчья стая летела на запах сторожких косуль. И, ломая на
кручах свои слюдяные копытца, уходили косули в хромую тревожную даль. Черно-бурый
шатун наклонялся к ручью, чтоб напиться, и – обманут – ревел, расцарапав губу о
хрусталь…»
О рабочей гордости, о бодрости духа автор говорит в совершенно неожиданной для
такой цели шутливой форме, но получается убедительно: «Вот работка так работка -
тыща градусов жары! Если в ад на сковородку попадем мы до поры. Мы на этой
сковородке отдохнем с большой охоткой: потолкуем, посвистим, черта «Примой»
угостим. Скажем «Эй, тащи дровишек, что-то стало холодать, руки-ноги зябнут
слишком. Не пора ль жарку поддать?»
Е. Замятин любит характеры сильные, самоотверженные, готовые ради общего
дела и продления жизни на земле расстаться со своей собственной жизнью. С мыслью о
необходимости жертвовать собой ради новых поколений встречаемся мы и в
стихотворении «Горбуша»:
Уймись, вода, смири гордыню, суша,
Встань на колени, дерзкий человек!
Идет на смерть усталая горбуша
По голым перекатам горных рек.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пусть кровь ее на дикий камень брызнет,
Чтобы оставить свой нетленный след.
Уйти из жизни ради новой жизни –
Святое право на земле.
Не правда ли, как актуально звучит это в наши дни? (Ученики высказывают свое
мнение).
Истинная поэзия тем и сильна, что всегда современна. Поэзия Е. Замятина, чей
скованный, уверенный, хоть, может быть, и не слишком громкий поэтический голос столь
рано оборвался на полуслове, является таковой.
Сегодня мы читаем и рассматриваем стихотворение поэта «Рунный ход». Урок
называем так: «Потому и живем мы, что бурлит на земле Рунный ход…»
Рунный ход.
В октябре, когда в ласковых росах
Отнежилась осень,
На вершинах гольцов
Откипел и отцвел Иван-чай,
Из холодных морей
Вышли светлые стаи лососей,
Чтоб в кипении жизни и смерти
Потомство зачать.
Все забыли они
В тесных водах речушки обычной:
И тяжелую соль океанов,
И гром якорей.
Когда шли за планктоном
И сами служили добычей
Черным нерпам –
Усатым пантерам студеных морей.
Косяки их акулы-пираты
Безбожно губили,
Дожидаясь поживы,
У рунных священных путей
Вертолеты летали,
Рыбацкие шхуны кружили,
Их хватали за жабры
Удавки японских сетей…
Может, тех, кто любить не умеет,
Жестокая завить терзает?
Потому не прощают любовь
Ни друзьям, ни врагу.
Помню, как-то и я
За глаза васильковые в мае
Был парнями избит
На вечернем холодном лугу.
А потом я очнулся
В сыром незнакомом сарае.
Валентина смывала мне
Липкую кровь со щеки.
Кровь текла и текла.
И казалось мне – я умираю,
Не от боли и крови, -
От милой дрожащей руки.
Это было давно.
Но опять в душу хлынула нежность.
Захлестнула, сдавила
И грудь обожгла, как шуга.
Я прощал Валентине
Ее непутевость и грешность
Даже то, что с Валеркой Хохловым
Казалось,
Была не строга.
Я прощал, хоть обида
Отравой под сердцем кипела
И хрустела в зубах
Кровяная горячая ржа.
Я прощал.
Но со злобой прощал, неумело:
Поминутно хватаясь
За ручку кривого ножа.
Эту ревность-любовь
Я с собою принес на край света.
Помню раненый взгляд.
Лживый шепот малиновых уст.
И стыдясь, и ревнуя, и плача,
Отказа прося и привета,
Добровольно сгораю
На медленной каторге чувств.
Так, наверно, в реке угасает
Лосось благородный.
Он порвет на камнях свое тело
И брачный наряд.
Но мальки его сил наберутся
Для жизни свободной
И в студеное море
Гурьбой поплывут наугад…
Мы с тобой не сумели
Детей народить ясноглазых,
Я бы тоже их так
До поры золотой охранял
От врагов и от хвори,
От черной беды и от сглаза,
От холодного ветра
И южного ветра-огня.
Но спасибо, любовь.
Хоть такая, ты все же нетленна.
И страдать от тебя –
Это знать, что тебе повезло.
И планеты рождаются
В темной утробе Вселенной
Тоже в муках любви,
Тоже в яростной схватке со злом…
Покрываются цветом
Отроги, леса и равнины.
Потому и живем мы,
Что ярко бурлит на земле
Рунный ход красной рыбы,
Биение крыл лебединых,
Вечный ход человечества
В черной космической мгле.
- Как вы определили тему стихотворения?
- Можно ли сказать, что она исчерпывается названием стихотворения?
- С какими словами вы встретились впервые? Индивидуальное задание: словарь:
Руно - стая, косяк. Планктоны совокупность растительных и животных организмов.
Гольцы название безлесных горных вершин. Нерпа ластоногое млекопитающее
семейства тюленей.
На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение?
В стихотворении «Рунный ход» ясно просматриваются 3 части, взаимосвязанные и
взаимодополняющие друг друга автор говорит о любви как извечном законе Вселенной,
о бесконечности жизни, о вечном ее зове. Приобщение к этим законам делают человека
добрее, чище, ответственнее.
- Может быть, вы скажете, почему стихотворение названо «Рунный ход»? Как день
и ночь, как смена времени года, так все живое на земле подчиняются этим законам.
Но I часть стихотворения говорит о том, что счастье каждого поколения
достигается путем жертвования собой ради других. Подтвердите текстом.
Из холодных морей
Вышли стаи лососей,
Чтоб в кипении жизни и смерти
Потомство зачать.
Учитель. На первый взгляд кажется, что в стихотворении минимум традиционных
художественно-изобразительных средств, но это только на первый. Вслушайтесь:
И сами служили добычей
Черным нерпам -
Усатым пантерам студеных морей .
-Что вы заметили? Сравнения, «кипение жизни» - метафора. И вновь автор прибегает к
сравнению:
Косяки их акулы – пираты
Безбожно губили.
Выразительна метафора «удавки японских сетей…» Как вы ее поняли? Умело
подобранные художественные приемы помогают поэту выразить мысль о том, что все
переживает рунный ход, чтобы продлить род, чтобы не дать оборваться жизни. В каких
строках звучит эта мысль?
У рунных священных путей
Вертолеты летали.
Рыбацкие шхуны кружили,
Их хватали за жабры
Удавки японских сетей…
Читаем II часть стихотворения. Одно из проявлений «Рунного хода» - чувство
любви, неподвластное разуму человека. Автор откровенно и искренне признается, называя
имя любимой
А потом я очнулся
В сыром незнакомом сарае.
Валентина смывала мне
Липкую кровь со щеки.
Кровь текла и текла.
И казалось мне – я умираю,
Не от боли и крови, -
От милой дрожащей руки.
Говорят, что любовь слепа, никто не может объяснить, как она появляется и
проявляется. Это болезнь, это стихия, это ураган и «цунами». Конечно, если любовь
настоящая, которая прощает все, даже измену. Как пронзительны строки стихотворения:
И стыдясь, и ревнуя, и плача,
Отказа прося и привета,
Добровольно сгораю
На медленной каторге чувств
Вероятно, эта любовь безответна, тем более эти строки вызывают сочувствие и
понимание, несмотря на безысходность.
- И вновь автор прибегает к необычным сравнениям, найдите их: «Добровольно
сгораю на медленной каторге чувств». «Так, наверное, в реке угасает лосось
благородный». Этими словами автор утверждает мысль о неразрывной связи мира
природы и мира человека. Эта неразрывность прослеживается и в других строках
стихотворения. Например, «нежность хлынула, захлестнула, сдавила».
Какое художественное средство использует Е. Замятин? ( Метафора)
И в третьей части стихотворения звучит мысль о связи мира природы и человека:
И планеты рождаются
В темной утробе Вселенной
Тоже в муках любви,
Тоже в яростной схватке со злом…
- С помощью какой метафоры эта связь выражена? («в яростной схватке со
злом», «биение крыл»).
- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его к концу? Где она становится
наиболее высокой? Именно в III части стихотворения появляются слова: благородный,
любовь нетленная, планеты рождаются, вечный ход человечества.
Автор понимает, что «рунный ход» есть не только у рыб, это и великий «ход
человечества».
Тема завершена, стихотворение прочитано. Как его завершенность обозначена
композиционно?
Начало: «… Вышли светлые стаи лососей,
Чтоб в кипении жизни и смерти
Потомство зачать».
Конец: «…бурлит на земле
Рунный ход красной рыбы,
…Вечный ход человечества».
Работа с иллюстрациями.