Методическая разработка урока "Народные промыслы - папье-маше. Изготовление карнавальной маски"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
Чулымского района Новосибирской области
Методическая разработка урока в Открытый класс
«Народные промыслы - папье-маше.
Изготовление карнавальной маски».
(урок - практикум)
Разработал:
учитель изобразительного искусства
первой категории
Еремочкин Сергей Ильич
2013 год.
Цель урока: формирование творческой любознательности, фантазии,
воображения школьников средствами народного искусства папье-маше, её
видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
Воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры, своей Родине и
её истории.
Формировать навыки работы в художественной росписи.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию
и вкус.
Методы, приёмы и средства:
Организационная часть - приветствие
Основная часть - рассказ
мультимедийный показ презентация
-самостоятельная работа
представление и анализ работ
-подведение итогов заключительная часть - прощание
Оформление кабинета:
-На доске — дата, тема урока,
-на столе: наглядный материал, бумага, клей, пластилин (глина)
Материалы и оборудование:
Альбом, заготовки для росписи
Гуашь, кисти, баночка с водой.
ТСО: компьютер, мультимедиа
Раздаточный материал: заготовки для маски (на каждом столе), бумага, клей.
Уровень образования школьников: 5-7 классы.
Структура
урока
Методы
приемы и
средства
Деятельность учителя
Деятельност
ь
учащихся
вре
мя
Орг. часть
Приветст
вие
-Здравствуйте!
-Сегодня у нас урок на тему «изготовление маски из
папье-маше»
Слушают
1
м.
Основная
часть
вступление
Папье-маше по-французски – жеваная бумага. Оно
делается из старых газет и клея. Есть два основных
способа: наклеивание бумаги слоями (маширование)
или лепка из бумажной массы. Мы будем
использовать первый способ.
Чрезвычайно интересный вид работы, развивающий
творческую фантазию и воображение детей,—
изготовление масок.
Маски культовые, обрядовые, карнавальные... Они
пришли к нам из глубины веков как выражение
наивного представления о природе и человеке. К ним
прибегал он, когда хотел защитить себя от «злых
духов», когда хотел удачной охоты. Разнообразны
форма, размеры, материал, из которых они сделаны.
Часто это элементы окружающей природы: листья,
береста, кожа зверей и рыб, мех, перья, раковины и
многое другое. Делаются маски также из металла и из
дерева. Последние отличаются особой
обобщенностью и пластичностью формы. Особенно
хороши маски народов Африки, выполненные из
разных пород дерева. Отшлифованные и
пропитанные маслами, они имеют приятную
глянцевую поверхность. Маски изображают зверей и
птиц, персонажей мистерий и просто людей, веселых,
грустных, страшных.
Характерная черта масок— необычайная
эмоциональность. Они передают самые
разнообразные чувства: гнев, ярость, смех,
созерцательное спокойствие. Раскрашивались маски
минеральными и растительными красителями в
красные, черные, белые цвета. Со времен Древней
Греции маски — участники всевозможных мистерий
высмеивали пороки человека.
В основном маски делятся на три группы: маски
головные уборы, маски-личины и маскоиды.
Последние не предназначены для ношения на голове.
Большей частью они бывают маленькими и
прикрепляются к одежде или головному убору.
Разве можно пройти мимо этого интереснейшего вида
Слушают
Мультиме
диа показ
Практиче
ская
работа
конструирования? Конечно, мы будем делать маски, и
прежде всего — из бумаги.
Ни хорошая фотография, ни даже слайды не дадут
такого яркого всплеска эмоций, как настоящие маски,
увиденные воочию.
Личины, предназначенные для карнавала, и
декоративные, служащие украшением стен во время
праздника. Последние лучше делать большими, раза в
два больше натуральной величины головы человека
они ведь будут смотреться на расстоянии.
Как всегда, прежде всего замысел. Что хочет сделать
автор: символическое изображение солнца, персонаж
сказки или просто веселое или угрожающее
изображение; какое настроение он хочет передать в
своей работе?
Ребята должны понять, что маска всегда условна, это обоб-
щенный, ярко выраженный образ. Отсюда и принцип,
техника работы. Маска а также внутреннюю сторону
обклеиваем гладкой, тонкой бумагой, а еще лучше марлей.
Оставшуюся форму, особенно глиняную, можно
использовать повторно, применив иного вида оформление,
иные цвета.
И вот наступает самый интересный для детей этап работы:
окончательное оформление маски. Прежде всего ее нужно
хорошо покрыть плотной, укрывистой краской — гуашью
или масляной — и дать просохнуть. Большое значение
имеют глаза, они должны быть очень выразительными
(можно их сделать из половинки пластмассового мячика
для игры в пинг-понг).
Окончательное оформление целиком зависит от
изобретательности автора. Все может пойти в ход: пенька,
мех, нитки и многое другое. Но должно быть чувство меры
и вкус, не следует применять в одной работе
разнообразный материал — может получиться грубо.
Презентация «маски».
Используемые ресурсы:
1.moikompas.ru/
2.uneshniioblik.ru/raznoe/teatrmaski.html/
3.www.kruqosuet.ru/
4.ru.wikipedia.orq/wiki/
Технологическая карта изготовления маски из папье-
маше.
Учитель предлагает учащимся стать мастерами –
сделать своими руками маску. В процессе
самостоятельной работы учитель оказывает
индивидуальную помощь, контролирует организацию
Рассматри-
вают
презентацию
изучают
последовате
льность
работы
работают
Выставка
работ
Оценка,
прощание
Задание
на дом.
рабочего места, правильность выполнения приемов
работы, ее объем и качество.
Предлагает каждому ученику представить свою
работу.
Сегодня на уроке вы узнали и научились делать
своими руками маску
Выставление оценок за урок на основе самооценки.
после просушки изделия распишите ее красками.
высказываю
т своё
мнение по
представлен
ным работам
оценивают
работы