Конспект урока "Рисование с натуры деревьев (карандаш и акварель)" 5 класс

Тема: Рисование с натуры деревьев (карандаш и акварель)
Цели и задача урока:
1.Обучать в рисунке пространственному расположению предметов деревьев
ближних и дальних, уметь выделить главное в натуре, определять изменения
цвета в зависимости от расстояния изображенных предметов различать цветовой
тон зелени деревьев, кустарников, травы.
2. Развить навык композиционного решения рисунка. выбора выразительной
натуры. соответствующей тени.
3. Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к рисуемым
деревьям и кустарникам.
Материалы и оборудования: репродукции изображения деревьев в пейзаже.
Ход урока.
Рисование пейзажей невозможно без изображения в них растительных форм в том
числе и деревьев. В рисовании растительных форм (деревьев, кустарников)
возможно удачно выбрать расположение в пространстве, удачно составить
композицию, учесть ранее приобретенные знания о наблюдательной перспективе:
основание более близких предметов на листе бумаги изображается ниже, а
дальних выше: впереди расположенные деревья изображаются крупнее равных
по размеру, но удаленных: происходит также изменение зависимости от
расстояния от рисующего – цветовой фон изменится.
В зависимости от вида дерева сучья растут то перпендикулярно к стволу, то
кверху, то книзу. Возраст дерева тоже имеет значение.
В природе таких различий бесконечное множество , и . прежде чем
срисовать дерево, необходимо изучить. Рассмотреть его строение, передать его
характерные особенности, поэтому необходимо пояснять во время первого этапа
рисования дерева и показа на натуре, как рисуется дерево, чем отличается
характер кроны ели, липы и т.д.
У березы от ствола ветки идут вверх, затем изгибаются книзу и
разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под
тяжестью листьев, сережек.
У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя направление из
стороны в сторону, а листья располагаются группами на конце веток, напоминая
причудливые шапки.
У ивы ветки тянутся вверх, у кустарников они так и остаются под тяжестью
листьев опущенные вниз, образуя характерную массу как бы стекающей воды, от
чего ее прозвали в народе «Плачуща ива».
У ели ветки стремятся вверх. Особенно это хорошо видно на вершине
дерева.
У сосны ветки широко расходятся в стороны, а к концу резко поднимаются
вверх, где располагаются иголки..
Изучая натуру, понять ее закономерности можно только при длительном
наблюдении, рассматривании.
Необходимо обратить внимание детей на явление линейной и воздушной
перспективы. Поскольку соблюдение одной лишь линейной перспективы не дает
грамотного изображения. Все предметы с удалением не только кажутся
уменьшенными по величине, но благодаря воздушной среде они как бы тают в
воздухе. Приобретают по сравнению с ближними предметами менее четкие
очертания и меньшую силу цвета и тени, т.е. меньшую контрастность.
При наблюдении дети убеждаются, что ближе к ним расположенные
деревья, кусты видны со своими подробностями. Поэтому все то, что ближе всего
к рисующим. Изображают отчетливо, сильнее по свету и тени, отчетливо, без
подробностей.
Для отдельных предметов характерно смягчение очертаний, соблюдение
насыщенности цветов, изменение светлоты. Резкое отличие по цвету от предметов
переднего плана, изменение цветовых оттенков.
При рисовании деревьев в акварели целесообразно наметить общее
очертание его крону, представляя силуэт дерева как упрощенную общую форму.
Это способствует более цельному пониманию и верному решению
характера формы дерева. И весь рисунок должен сводиться к выявлению
конструкции «Скелета» дерева. Прорисовке основных веток, затем
второстепенных.
Очень важно найти верные пропорции (высоту и ширину соотношения
ствола и кроны), определить направление ствола и ветви, характерные для
данного вида дерева. Затем его индивидуальные особенности: кривизна, изгиб,
излом сучьев.
Следует особо поощрить в учащихся творческое эмоциональное отношение
к работе. (Работа с натурой особенно серьезно по методике, организации. Однако
ее следует проводить обязательно и не заменять рисованием по памяти и
представлению. Это все нужно сочетать.
По окончание работы в цвете подвести итоги, отметить лучшие работы.