План-конспект урока "Национальный и религиозный состав России"


План конспект открытого урока по географии
«Национальный и религиозный состав России»
В дружбе народов – единство России!»
Цель урока: выявить особенности национального
состава населения России и его связь с религиозной
принадлежностью.
- сформировать представление о культуре народов
России ( жилище, пище, одежде, праздниках);
Развивающая: развивать умения работать с
таблицами, схемами, к/картами, самостоятельно
работать с дополнительной литературой, выступать с
сообщениями.
Воспитывающая : воспитывать миролюбие,
уважительное отношение к культуре другого народа.
Оборудование: учебник, атласы, карта народов
России, мультимедийный проектор, магнитная доска,
предметы быта и культуры народов России,
национальные костюмы.
Предварительная подготовка:
Опережающие задания :
1) подготовить сообщения:
-индоевропейская семья
-алтайская семья
-финно-угорская семья
-северо- кавказская семья
Организационный момент: Здравствуйте ребята,
сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам на урок
пришли гости, давайте поприветствуем их.
Девочка одетая в русский народный костюм :
Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен
Хлебом да солью всех гостей встречать
Низко в пояс поклониться,
Чем богаты поделиться
За столом по-русски,
Щедро угощать.. .
Хлеб Вам, да соль,
Счастье да любовь,
Так в народе говорится испокон веков
Вступительное слово учителя:
Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда
окружают люди разных национальностей. Ведь не
случайно Конституция нашей страны начинается со
слов: «Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединенный общей судьбой на своей
земле…».
Исторически сложилось так, что Россия – родина
разных народов, говорящих на разных языках,
исповедующих разные религии, отличающихся
самобытностью культур и менталитетов. Могущество
и сила Российского государства во многом
обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих
ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы
и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной
войны весь многонациональный тогда советский
народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее
свободу.
Россия – многонациональное государство, в котором
проживают представители более ста шестидесяти
народов,: русские, татары, казахи, украинцы,
башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только
многочисленные народы. И каждый из них по-своему
самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и
интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна
большая семья, которая старается жить в мире,
дружбе и согласии.
Проблема толерантности и увеличения количества
межнациональных конфликтов, снижение чувства
патриотизма и активной гражданской позиции,
широко обсуждается в современном мире и не
случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом
обострилась проблема жестокости и агрессии в
межнациональных отношениях, которые носят
разрушающий, деструктивный характер.
На просторах России
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам любовь и почет.
«У нас особенные люди.
Они пример для многих стран.
Здесь воздают Христу и Будде,
Здесь дружат Тора и Коран…»
Класс разделен на 4 группы. Каждая группа
представляет народы одной языковой семьи .
1 группа представляет народы относящиеся к
индоевропейской семье-славянская группа, русские,
украинцы, белорусы. Ученики одетые в костюмы
презентуют свои доклады. В каждой группе 4 ученика.
«Мы хотим, чтобы люди на нашей планете перестали
напоминать недружных соседей, чтобы они уважали
людей других национальностей, и чтобы дружба
народов объединила наш общий дом, имя которому
планета Земля!».
В эпоху киевской Руси(X-XIIIвв.) предки русских,
украинцев, белорусов представляли собой единую
древнерусскую народность и лишь впоследствии в
результате раздельного развития обособились в три
различных народа. На протяжении многих веков
русский народ составлял основное ядро
многонационального Русского государства, играл
ведущую роль в экономике и общественно-
политической и культурной жизни страны. Украинцы
и белорусы только 1939 году воссоединились в
границах своих этнических территорий, примерно
совпадающих с современными границами этих
государств. В длительной борьбе с агрессорами эти
народы с помощью русского народа отстояли свое
единство, культуру и язык.
Русские составляют 82,5% всего населения
России(120 млн. чел) ,еще 4 % приходиться на
украинцев(4,4 млн. чел.) и белорусов(1,2млн чел).
Русские расселены по всей территории России,
именно заселение русскими новых земель
обеспечивал территориальный рост нашего
государства. Из 89 регионов-субъектов Российской
федерации-в 80 русские составляют большинство
населения.
На интерактивной карте России ученик показывает
основную территорию расселения славянской группы.
КУЛЬТУРА И БЫТ
Представители русского народа, этноса, нации
сформировали такое широкое, многогранное,
общемировое явление, как русская культура. Русская
культура признана одной из самых богатых и
многогранных культур мира.
РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
На протяжении многих веков русский народ создавал
уникальную культуру народных художественных
промыслов. Русские народные промыслы — гжель,
хохлома, жостовская роспись, городецкая роспись,
мезенская роспись по дереву, скань, финифть,
палехская миниатюра, федоскинская миниатюра и
другие — широко известны не только в России, но и
за рубежом, и получили всемирное признание.
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Различаясь отдельными элементами, русская
народная одежда северных и южных областей
содержит общие основные черты. Мужской костюм
состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов
из холста или крашенины. Рубаху из белого или
цветного холста носили поверх штанов и
подпоясывали ремнём или длинным шерстяным
кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан,
обувью — сапоги или лапти.
Женский костюм в северных и южных областях
различался отдельными деталями, расположением
отделки. Главным различием было преобладание в
северном костюме сарафана, в южном — понёвы.
Основными элементами женского народного
костюма были рубаха, передник, сарафан или понёва,
нагрудник, шушпан.
РУССКАЯ КУХНЯ
С русской кухней традиционно ассоциируются такие
блюда, как каши, щи, пельмени, блины, квас,
окрошка, ржаной хлеб и другие. Как и кухни других
стран, русская кухня на протяжении своей истории
вобрала в себя большое количество различных
кулинарных традиций соседних народов.
Значительное влияние на формирование русской
кухни оказали славянские традиционные кушанья.
Некоторое время постный и скоромный столы были
разделены. Изолирование одних продуктов от других
привело к некоторому упрощению меню, но также
послужило причиной создания многих оригинальных
блюд, которые впоследствии стали визитной
карточкой русской кухни. Интерес к русской
кулинарной традиции за пределами России возник в
XIX веке. За считанные десятилетия русская кухня
завоевала популярность в Европе, а затем и в мире, и
с той поры по праву пользуется репутацией одной из
вкуснейших и разнообразнейших.
Религия. Народы славянской й группы исповедуют
православие.
По ходу рассказа ученики демонстрируют
национальный костюм и представляют национальные
блюда русской кухни.
2 группа представляет народы алтайской семьи-
татары, чуваши, башкиры.
Татары являются вторым по численности коренным
этносом в Российской Федерации. Общая
численность — 6648,7 тыс. чел. (1989г.), из которых
5552 тыс. чел. (1989 г.) живут в РФ, где основным
ареалом их расселения является Волго-Уральский
регион (свыше 4 млн.чел.). В пределах этого региона
наиболее крупные группы татар сосредоточены в
Республике Татарстан (1765,4 тыс.чел.) и Республике
Башкортостан (1120,7 тыс.чел.).
Татары относятся к числу, немногих народов Евразии,
создавших самостоятельную тюрко-мусульманскую
цивилизацию. Они прошли ряд этапов
государственного развития, начиная с раннего
(Волжская Булгария) и до позднего средневековья
(Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское и
другие ханства). Наиболее древняя письменность —
тюркская руника. С Х в. по 1927 г. письменность
функционировала на основе арабской графики, с 1928
по 1939 гг. — на латинской графике, затем — на
кириллице. Самый ранний из сохранившихся
литературных памятников на старотатарском
литературном языке (поэма Кул Гали "Кыйса-и
Йосыф") написан в ХIII в. С началом книгоиздания на
татарском языке (конец XVIII в.) до 1917 г. было
издано 15 тыс. наименований книг общим тиражом
около 50 млн. экз. (на арабской графике). До начала
советского периода в России выходило (с 1905 г.) до
100 татарских периодических изданий. Со второй
половины XIX в. начинает формироваться
современный татарский литературный язык, к 1910-м
годам полностью вытеснивший старотатарский.
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают
довольно сложной внутренней структурой и состоят
из трех этно-территориальных групп: волго-уральских,
сибирских, астраханских татар и
субконфессиональной общности крещеных татар. К
началу XX века татары прошли процесс этнической
консолидации. Народная культура татар, несмотря на
ее региональную вариативность (она варьирует у всех
этносов), в своей основе едина. Народноразговорный
татарский язык (состоящий из нескольких диалектов)
является в основе единым. С XVIII -по начало XX вв.
сложилась общенациональная (так называемая
"высокая") культура с развитым литературным
языком.
На консолидацию татарской нации оказало сильное
воздействие высокая миграционная активность татар
из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3
астраханских татар состояла из переселенцев, причем
многие из них были перемешаны (через браки) с
местными татарами. Такое же положение
наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу
XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и
Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с
коренными сибирскими татарами. Поэтому сегодня
выделение "чистых" сибирских или астраханских
татар практически невозможно. К тому же зачастую
переселенцы усвоили региональное татарское
самосознание (как русские в Сибири, называющие
себя "сибиряками"), которое трудноотличимо от
собственно татарского этнического самосознания
(определение "я — сибирский татарин" имеет весьма
расплывчатый смысл — не столько этнический,
сколько территориальный).
Следующие по численности тюркские народы
чуваши(1,8млн. чел.) и башкиры(1,3
млн.чел),проживающие главным образом в пределах
своих республик.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с
широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась
вышитым нагрудником), на которую надевался
безрукавный камзол. Верхней одеждой
служили казакин, а зимой стёганый бешмет или
шуба. Головной убор мужчин тюбетейка, а поверх
неё полусферическая шапка на меху или войлочная
шляпа; у женщин вышитая бархатная шапочка
(калфак) и платок. Традиционная обувь кожаные
ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали
кожаные калоши. Для костюма женщин было
характерно обилие металлических украшений.
ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
Как и у многих других народов обряды и
праздники татарского народа во многом зависели
от сельскохозяйственного цикла. Даже названия
времён года обозначались понятием связанным с
той или иной работой. Обряды и праздники
проводимые до сева- сабантуй. Сабан в переводе
обозначает плуг.
Религия. Татары и башкиры исповедуют ислам.
По ходу рассказа ученики демонстрируют
национальный костюм и представляют национальные
блюда татарской кухни.
3 группа: представляет народы уральско –юкагирсой
семьи. Народы финно-угорской группы мордва и
удмурты.
Мордва относится к финно-угорской группе
народов, которая обитает в бассейнах рек Мокшы и
Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва
это бинарный этнос, так как народ состоит из двух
главных этнических групп, говорящих на близких, но
по лингвистической классификации разных языках.
Мордва-мокша проживает в основном в западных и
южных районах республики, мордва-эрзя — в
восточных и северо-восточных. Кроме того
выделяется еще три этнических группы мордовского
этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи
и терюхане.
Территория мордвы стала входить в состав русских
земель, начиная с периода феодальной
раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с
падением Казанского ханства. По мере продвижения
русского населения в мордовские земли часть
мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической
территории сместилось в восточном направлении.
Уже в первой половине 17 в. мокшане и эрзяне
переселяются за Волгу, а в 18 в. широко расселяются
по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.
Оставшиеся на прежних местах все более и более
подвергались обрусению, в основном из-за
насильственного массового крещения (особенно в
половине 18 в.).
Формирование национальной государственности у
мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях,
заселенных мордвой, начали создаваться
национальные административные единицы – волости
и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской
области был создан Мордовский округ,
преобразованный в 1930 г. в автономную область, в
1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она
была переименована в Республику Мордовия.
Широкое расселение мордвы за пределами основной
этнической территории, межнациональные браки
привели к тому, что численность мордвы стала
сокращаться еще в советское время, это процесс
показала уже перепись 1959 г.
На всём протяжении своей истории мордва вступала
в контакты и этногенетические связи с различными
племенами и народами, населявшими
евроазиатскую часть северного полушария, что
отразились в его антропологическом облике.
Удмурты финно-угорский народ в России,
коренное население Удмуртии. Согласно данным
переписи населения 2002 года, на территории
Российской Федерации проживает 637 тысяч
удмуртов. Помимо Удмуртии, данный народ
проживает в Казахстане, Узбекистане, Украине,
Белоруссии. Основой для формирования древних
удмуртов послужили племена Волго-Камья. В
последствие происходило смешение удмуртов с
индоиранцами, уграми, славянами, позднетюрками и
так далее. На севере на Удмуртов заметное
воздействие оказали русские, в 1489 северные
Удмурты вошли в состав Русского централизованного
государства. Южные Удмурты попали под власть
Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды
и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552
присоединены к Русскому государству. В 1920 была
образована Вотская автономия, переименована в
1932 в Удмуртский Автономный Округ, с 1991 –
Удмуртская Республика.
Удмуртский женский костюм начала 20 века состоял
из белой холщовой рубахи с прямыми рукавами с
ластовицами, с треугольным или овальным вырезом
на груди, закрываемым съёмным вышитым
нагрудником. Поверх рубахи надевали холщовый
белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались
тканой или плетёной опояской и передником.
Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой.
Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные
кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные
или сшитые холщовые носки, лапти с узорными
шерстяными оборами, или валенки. Головные уборы
налобная повязка, некое подобие полотенца с
затканными концами, спускаемыми на спину,
высокая берестяная шапка, обшитая холстом и
украшенная монетами, бисером, раковинами –
аналог русского кокошника. На него накидывали
вышитое покрывало.
Жизнь удмуртских селений основывалась на
календарно-обрядовых праздниках, которые были
тесно связаны с важными этапами
сельскохозяйственных работ. Каждый из праздников
всегда сопровождался ритуальными
жертвоприношениями, молитвенными и песенными
заклинаниями, различными магическими
действиями, призванных отвести несчастья и неудачи,
обеспечить плодородие земли и скота и тому
подобное. Но праздник имел и продолжение. После
выполнения всех ритуальных действий, народ
устраивал весёлое гуляние с хороводами, играми,
плясками. Подготовкой и проведением праздников
руководила община деревни. В девятнадцатом веке
Удмурты приняли Православие, и этот факт
значительно изменил их жизнь и традиционные
праздники. В конце 19 века их проведение чаще
приурочивалось к дням церковных праздников,
например, к Рождеству, Крещению, Пасхе и так далее.
Постепенно и названия традиционных удмуртских
праздников были заменены церковными или
использовались наравне с ними. До сих пор Удмурты
включают в празднование элементы дохристианских
ритуалов.
На интерактивной карте показывают территорию
расселения мордвы и удмуртов.
По ходу рассказа ученики демонстрируют
национальный костюм и представляют национальные
блюда .
4 группа- представляют северокавказскую семью.
Нахско-дагестанская группа: чеченцы ,аварцы,
даргинцы.
Из история заселения. Включение Северного
Кавказа в состав России вопреки политике царизма в
этом регионе имело прогрессивное значение. В
целом оно создало благоприятные условия для
безопасности, более ускоренного развития
экономики и культуры народов края, для их
сближения с русским народом. К началу XIX в. на
Север
ном Кавказе произошли заметные изменения в
этническом составе края и в расселении народов
(карта 1). В то время Северный Кавказ был заселен
народами, относящимися в языковом отношении к
адыго-абхазской, дагестано-вайнахской группам
иберийско-кавказских языков, а также к тюркской и
иранской группам.
Изучение средневековой истории народов Северного
Кавказа свидетельствует, что иноземные нашествия
вынуждали их сосредоточиваться в горных ущельях
для обороны и самосохранения. Хозяйственная жизнь
в труднодоступных горных местах в условиях
взаимной разобщенности и постоянной обороны от
нападения извне вела к относительной замкнутости и
обособленности местных горских обществ, что
способствовало длительной многовековой
устойчивости и даже своего рода окостенению
общинной структуры, традиций, обрядов и обычаев,
замедлению исторического процесса.
Народы северо-кавказской семьи расселены в
наиболее компактном ареале, главным образом на
территории республик Северного Кавказа.
Северный Кавказ славится своим этническим
многообразием и богатыми традициями в культуре
горных народов России. Безусловно, существуют
кавказские обычаи, характерные для жителей целого
региона, но, между тем, каждый народ Северного
Кавказа неповторим и имеет свои особенные
традиции и культуру.
Одежда и украшения Одежда народов Северного
Кавказа имела много общих черт, ввиду схожести
бытовых условий проживания и эстетических
запросов, характерных для всего региона.
Изготовлялась она как из тканей как из тканей
местного производства, так и из привозных: холста
бязи,шелка, бархата и парчи. Нательной одеждой
мужчин и женщин были рубашки и штаны из холста
или тонкой шерстяной ткани. В непогоду носили
бурки и башлыки. Зимней одеждой были овчинные
шубы, Их носили мужчины и женщины.
Общие черты построек в послемонгольское время
горцы жили в основном в сельских поселениях.
Адыги, как правило, селились компактно придавая
своим селениям форму круга или квадрата. По
периметру располагались жилища, Фасадная часть
которых была обращена внутрь Селения. В середине
размещались обширный двор Для скота, колодцы,
зерновые ямы и т.п. Поселения, Не имевшие
естественной защиты, окружались общей оградой,
которая сооружалась из высокой плетневой стены,
иногда в несколько рядов. В некоторых случаях
расстояние между плетневыми заборами засыпалось
землей.
Основой питания было мясо и молоко. Наилучшим
Мясом считалась баранина, но ели также говядину,
дичь. Мясо жарилось на вертеле целыми тушками
или кусками, В виде шашлыка. Практически у всех
народов было принято пить мясной бульон.
«Хлебом» адыгов была паста, сваренная из пшена и
охлажденная. Широкое распространение имела
молочная пища: Квашеное молоко, сыр, творог,
сметана, масло.
Примечательно, что для народов Северного Кавказа
характерно проявление гостеприимства к любому
доброму человеку, независимо от его национальной,
религиозной и идейной принадлежности. Множество
поговорок, легенд, притч посвящено у разных
народов Северного Кавказа святому долгу
гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит
гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме –
радость»... Одно из основных правил чеченского
гостеприимства - защита жизни, чести и имущества
гостя, даже если это связано с риском для жизни.
На Северном Кавказе, ислам исповедуют все этносы,
говорящие на кавказских языках (черкесы, чеченцы,
ингуши, даргинцы и др.), а также народы, говорящие
на языке тюркской группы (балкарцы, карачаевцы,
кумыки и др.). Жители Северного Кавказа – осетины
исповедуют православие и образуют как бы
«христианский коридор» из православных районов
России в Грузию и Армению.
Закрепление
1. Каковы особенности национального состава
населения России?
2. Какие народы называются титульными?
3. Что такое «ассимиляция»?
4. К какой семье относится большинство населения
России?
5. Какие религии представлены на территории
России?
Домашнее задание: параграф22, отметить 21
республику на контурной карте, подготовиться к
зачету повторить параграфы 11-21.
А закончить урок, мне бы хотелось притчей.
Встретились однажды белый человек и чернокожий.
Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь
вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился
и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя
всего обернули белой бумагой!». Спорили они,
спорили, никак не могли прийти к согласию. И
решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец
сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный
брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно
звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился
к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив
твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый
снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета
солнца…». Черный человек и белый устыдились
своего спора и помирились. А мудрец думал о
будущем. И представлялась ему такая картина…
Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая
песни, белые, черные, желтые люди. С любовью
смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и
песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы
разные. А то жить было бы так скучно!».
У нас – общая история и общее будущее. Веками
взаимопонимание и взаимопомощь людей разных
культур были основой исторического развития нации.
И мы с вами должны постоянно учиться принимать
друг друга такими, какие мы есть – независимо от
национальности, вероисповедания, убеждения и
обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь
межнациональное согласие в нашей стране. И пусть
мы говорим на разных языках, но все вместе
образуем единый многонациональный народ
Российской Федерации, соединенный общей судьбой
на своей земле.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
На этом наш урок окончен. До свидания!