Конспект урока "Народные промыслы их истоки и современное развитие. Золотая хохлома" 5 класс

Тема: Народные промыслы их истоки и современное развитие. Золотая
хохлома.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- рассказать учащимся о возникновении промысла хохлома, изготовлении
изделий и росписи;
-научить выполнять элементы хохломской росписи;
-развивать умения и навыки работа с кистью без предварительного
прорисовывания рисунка, развивать чувство цвета, рисовальные
способности, чувство красоты, воображение;
-воспитывать любовь к народному искусству, трудолюбие.
Задачи урока:
Роспись сахарницы мотивами хохломской росписи.
Оборудование: дидактический материал, презентация-клип.
Для учителя книги, учебный плакат, посуда с хохломской росписью,
шаблоны, краски, бумага, музыка.
Для учеников: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, шаблоны сахарницы.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель: Ребята, в нашем современном мире ни что не стоит на месте, все
двигается, меняется благодаря современным технологиям. Мы должны идти
в ногу со временем, применяя все новые и новые приемы и технологии.
-Давайте мы с вами вспомним, что такое декоративно прикладное искусство?
-Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням,
традициям, к природе, русский народ верил в то, что красота, созданная их
руками, принесет счастье.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о Хохломе
(хохломской росписи, изготовлении хохломской посуды).
Ученик:
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Ученик: Хохлома русский народный художественный промысел; возник в 17
веке (более 300 лет назад). Название промысла происходит от села Хохлома,
которое расположено в Нижегородской области. Ныне существует фабрика
"хохломской художник" в селе Семино.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему называется именно Золотая
хохлома?
-Сейчас я вам расскажу легенду о хохломе.
Легенда о "Хохломе"
-Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь
высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер
своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды
тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил
он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве,
которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы
отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские
чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о
великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди,
чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и
селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и
повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее
стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал
односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в
село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо -
художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли.
Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар
пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до
сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о
счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не
простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как
и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое
мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда
передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, какие цвета
используют в хохломской росписи?
-Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с
золотым, реже применяют зеленый.
-Как вы думаете, с чего начинают изготовление хохломских изделий?
-Сейчас я вам расскажу о производстве хохломы.
Делают хохломские вещи из липы и березы, сначала вытачивают на
токарном станке или вырезанную ножом, затем вещь тщательно покрывают
тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько
раз покрывают олифой, затем красят серебристым алюминиевым порошком.
Затем расписывают масляными красками, вновь олифят и сушат в печах.
После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а
красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому
называют «золотой» и «пламенной».
В работе используются 2 приёма росписи (письма). Первый - верховое
письмо, где узор рисуется красной или чёрной краской поверх золотого фона
(показ на картинке). Второй – под фон: сначала рисуют контуры узора, затем
покрывают цветом фон, и после этого оставшийся не закрашенным узор
расписывают краской.
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробуем побыть в роли народных
мастеров. Сначала будем учиться рисовать элементы хохломской росписи, а
затем вы выполните самостоятельную работу по нанесению росписи на
предмет (сахарница).
-Посмотрите, пожалуйста, на пособие, на котором изображены элементы
хохломской росписи.
- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент,
составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой»,
«ягодкой», «листком», «кудриной», «осочкой»
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без
предварительного рисунка карандашом.
Учитель: Объяснение последовательности выполнения элементов
хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины,
закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых
симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек»,
«усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-
тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника,
клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «оживляются»
желтым цветом.
IV. Педагогический рисунок.
Учитель: Рисуем вместе с детьми элементы росписи.
-Показ презентации-клипа «Золотая хохлома».
Ученик: Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
V. Творческая работа учащихся
Учитель: Возьмите шаблоны сахарницы, которые лежат у вас на парте,
представьте, что вы все являетесь мастерами Хохломы, и распишите
сахарницу.
-Ребята, какие цвета вы будете использовать для росписи?
VI. Анализ работ учащихся.
Показ лучших работ, оценивание.
VII. Завершение урока.
Учитель: Ребята, как называется промысел, о котором я вам сегодня
рассказывала?
-В каком веке появился промысел и где развивался?
-Какие цвета используются при росписи хохломских изделий?
-Как называются элементы росписи?
-Назовите 2 вида письма росписи?
-Кто запомнил процесс изготовления хохломских изделий?
-Чему на уроке научились?
Уборка мест на перемене.