Проект "Подарок маме (техника вязания крючком)"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Творческий проект:
Выполнила
Ученица 10 класса
Мартьянова Виктория
Руководитель Григорьева Г.Н.
МБОУ «СОШ № 15 п. Березайка»
п. Березайка 2013г.
Подарок маме
(техника вязания крючком)
1.Обоснование возникшей проблемы и потребности.
На уроках технологии мы знакомились с различными видами рукоделия.
Особенно интересной для меня оказалась техника вязания крючком. Именно
поэтому темой своего творческого проекта в этом учебном году я выбрала
выполнение изделия в технике вязания крючком.
Вязание крючком – достаточно простая техника, не требующая
специального оборудования, пожалуй, кроме крючка и пряжи. Но, несмотря на
это, изделия, выполненные в этой технике, поражают разнообразием,
изысканностью, оригинальностью, воздушностью. Это могут быть не только
предметы одежды, но и предметы интерьера, причем особенно интересны целые
композиции, выполненные в едином стиле.
2.Схема обдумывания.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко
представлять все основные аспекты своей работы.
3. Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Изделие должно быть выполнено аккуратно.
2. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
3. Изделие должно быть красивым.
4. Изделие должно быть прочным.
4.Теоретические сведения.
Вязание является одним из самых распространенных видов рукоделия. Вязать
можно любые предметы одежды и декоративные предметы, используемые в быту
( салфетки, наволочки на диванные подушки, дорожки, фрукты и т.д.)
Основными элементами вязания крючком являются:
➢ Цепочка (воздушные петли),
➢ Полустолбик,
➢ Столбик без накида,
Воздушная петля. Служит началом вязания, образуя цепочку, и
применяется в вязании всех узоров.
Полустолбик. Применяется при вязании края изделия, чтобы он был
ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: вводят крючок в
петлю предыдущего ряда или во 2-ю петлю после цепочки, захватывают крючком
рабочую нитку и протягивают её непосредственно через петлю ряда ( цепочку) и
петлю, лежащую на крючке.
Столбик без накида. Вводят крючок в петлю предыдущего ряда или
цепочки ( тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и
вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Снова захватывают нитку и
протягивают её через 2 петли, лежащие на крючке.
Замкнутое колечко из воздушных петель. Число замкнутых петель
проставляется в колечке
О сочетаемости цветов.
Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона радуют глаз,
создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут
угнетать, вызывать чувства подавленности.
Подбирая пряжу для вязания, необходимо знать, как влияют друг на друга
различные цвета. Для этого необходимо знать основные цветовые гармонии. За
основу гармонического подбора цветов берется цветовой круг, состоящие из тех
же цветов, что и радуга (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего,
голубого, фиолетового). Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в
одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в
другую половину - голубые, зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтый половины
круга называют теплыми, а цвета голубой его половины – холодными. Каждый
цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон – это цветность: красный, синий, желтый и т.д.
Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а
значит, и яркими, будут цвета, близкие к белому – розовый, голубой, желтый.
Насыщенность – это степень густоты цвета. Цвета солнечного спектра –
хроматические. А черный, белый, серый – ахроматические. Это бесцветные тона,
Цвета
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
кв.5
Кв.6
неокрашенные. Они не имеют насыщенности и цветового тона, а отличаются друг
от друга только яркостью, а черный цвет не имеет и яркости.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга,
называют дополнительными. Например, желтый – синий, оранжевый – голубой.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах – получается серый,
невзрачный цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливают
насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется
светлее, а в окружении светлых тонов темнее. Гармоничное сочетание получают
из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу.
Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих на вершинах
равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Ахроматические
цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.
Насыщенные цвета хорошо гармонируют с черным и белым, а малонасыщенные
– с различными оттенками серого.
При выборе цвета пряжи надо помнить о том, что цвет может зрительно
менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем
темные и холодные. Поэтому теплые тона кажутся ближе, чем темные и
холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные –
уменьшают его.
5. История и современность.
Трикотаж имеет древнюю историю. Трикотаж – одежда будущего? Возможно.
Трикотаж – популярнейшая одежда настоящего? Безусловно. Трикотаж – одежда
прошлого? И это верно.
История вязания началась не сегодня. Истоки этого ремесла теряются в
глубине веков. Самые древние из найденных вязаных вещей относятся к III-IV
векам н.э. Но каким было это ремесло раньше? Ведь древнейшие находки
свидетельствуют об уже достигнутом уровне как в технике вязания, так и в
составлении узоров, колористике.
Исследователи стремятся доказать, что в действительности люди начали
вязать ещё задолго до Рождества Христова. В гробнице Аменемхата в Бени
Гассане был обнаружен настенный рисунок приблизительно IX в . до н.э.-
женщины, изображенные на нем, одеты в своего рода вязаные платья. Если же
принять во внимание, что все виды ремесел развивались очень медленно, то не
исключено, что и вязание прошло длинный путь развития и было известно уже за
несколько столетий до нашей эры. Кроме того, известно, что ткачество и вышивка
были распространены ещё в Древнем Египте. Можно предложить , что тогда же
было известно и вязание, техника которого было достаточно проста по сравнению
с ткачеством, требующим специального оборудования. Поскольку же
первоначально вязали вообще просто на пяльцах, а позднее – с использованием
крючков, спиц и рам, то предположении о более раннем, чем это известно сейчас,
возникновении вязания кажется не таким уж и беспочвенным. На вопрос же,
почему не были найдены вязаные образцы этого периода , ответить нетрудно,
ведь ручной трикотаж сравнительно легко подвергается порче. К тому же , вряд
ли трикотажные вещи входили в гардероб знати, поэтому в гробницах
высокопоставленных особ, где были найдены вышитые ткани, не нашлось места
для вязаных изделий. И, конечно , нельзя забывать, что вязание можно легко
распустить. Таким образом, пряжа «растворялась» во времени. И это тоже одна из
предполагаемых причин отсутствия в музеях древних вязаных изделий.
Изображения знатных пленников русских, облегающих штанах,
напоминающих трико, найдены на древних греческих вазах времен Троянской
войны.
А теперь из области предположений и догадок перейдем к реальным фактам.
В Перу был найден декоративный вязаный «пояс с колибри», датированный III
веком н.э. Сложность рисунков и тонкость деталей свидетельствует о высокой
технике вязания.
В гробницах Египта сохранились вязаные вещи IV-V веков н. э . Детский
носок из цветной шерсти выполнен искусным мастером. Большой палец отделен
от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.
Приблизительно к тому же периоду относятся и длинные шерстяные штаны с
пришитым носком (чулком), и вязальные спицы, найденные в Европе, в
германских гробницах.
С V века техника вязания развивается, главным образом, на Востоке.
Образцы прекрасного трикотажа VII-IX веков н.э. со сложными геометрическими
узорами яркой расцветки были обнаружены в Витте. Другая находка- относится
приблизительно к XII веку.
С XI трикотаж уже был известен во всех странах Европы. Этому определенно
способствовали крестовые походы, а вязаные вещи, особенно чулки, стали очень
популярны, особенно среди королевской знати. Сохранилось сообщение, что в
1181 году сарацинский вязальщик, имя которого неизвестно, изготовил чулки
искусственной работы для Вильямса II Норманского. Следы вязания были
обнаружены также в Англии и Шотландии, где после проникновения
нормандской культуры появились вязаные шапки.
О развитие вязания мы узнаем не только из исторических хроник и музейные
образцов, но и рассматриваем прекрасные полотна живописцев.
Сенсационным событием в истории трикотажа стало изобретение вязальной
станины, или ручного вязального станка в 1519 году. Но только в XIX веке
вязальное производство действительно «встало на ноги». При этом ручное
вязание не теряло популярности. На всех континентах и во всех странах спицами
и крючком создавались удобные и красивые изделия. В них из века в век
передавались традиции народной одежды- в узоре, в цвете, в форме. Народными
талантами был богат каждый уголок земли. Надо заметить, что многие виды
вязаной одежды- платки и шали, кофты и свитера- долгое время оставались в
основном принадлежностью крестьянского быта. Остальные же сословия считали
их «примитивными» но пробил час, и на них обратили внимание.
С начала XX века производство трикотажных изделий с каждым годом
расширялось. Своим широким распространением трикотаж обязан появлению
специального оборудования для производства трикотажных полотен из всех
видов пряж и нитей- шерстяных и хлопчатобумажных , натуральных, шёлковых и
искусственных. Не утратило популярности и ручное вязание.
Сегодня модельеры всего мира не мыслят своих коллекций без уютных
трикотажных изделий. Немало интересных находок и у российских художников.
Сегодня трикотаж - и машинный, и ручной - органично влился в современную
моду. Появившийся в незапамятные времена, он завоевал прочное место в мире.
6.Банк идей.
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве
объекта творческого проекта изделие, выполненное в технике вязание крючком, с
помощью которого можно было бы дополнить свой наряд или украсить интерьер
комнаты для создания уютной и теплой обстановки.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
Сумка Ажурная салфетка Цветы Фрукты
Варианты
Критерии оценки
Наличие
заказа и
спроса на
рынке
Наличие
материал
ов
Наличие
инструментов
и
оборудования
Достаточнос
ть знаний и
умений
Возможнос
ть
украшения
костюма
Возможность
украшения
интерьера
Вариант
(сумка)
+
+
+
+
+
-
Вариант
(ажурная
салфетка)
-
+
+
+
-
+
Вариант
(цветы)
+
-
+
-
+
+
Вариант
(фрукты)
+
+
+
+
+
+
Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является вариант
«фрукты». Изделие является полезным и многофункциональным, универсального
стилевого решения.
7.Эскизная проработка базового варианта.
Фрукты из льняной пряжи, выполненные в технике ажурного вязания крючком.
8. Требования к изделию.
Название изделия
Фрукты
Функциональное назначение.
Дополнение к костюму, украшение
интерьера.
Единичное или массовое
производство.
Единичное.
Требование к материалам.
Прочность, экологичность.
Метод изготовления .
Ручной.
Требование с точки зрения
безопасности использования.
Изделие не должно иметь элементы,
которыми можно пораниться.
Экологические требования.
Возможность вторичного
использования.
9.Инструменты и оборудование
Вязальные крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные и
костяные. Их выбирают по толщине пряжи. Для вязания изделий из шерстяной и
толстой пряжи используют толстые крючки. Тонкими металлическими
крючками вяжут ажурные, легкие изделия. Как правило, крючок должен быть в
1,6 – 2 раза толще нитки. Но иногда для получения ажурного рисунка берут
тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. От правильного подбора крючка в
значительной мере зависит необходимость провязать большой образец, чтобы
убедиться, что крючок выбран вами правильно.
10. Материалы.
Используют хлопчатобумажные нитки (ирис, гарус и др.)
11.Правила безопасности во время работы.
1. Во время работы ножницы должны лежать справа с сомкнутыми лезвиями.
2.Брать и передать ножницы нужно сомкнутыми к себе, кольцами вперед.
3. Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с
крышкой.
4.Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.
5.Нельзя пользоваться ржавой иголкой.
6.В процессе работы иглой необходимо пользоваться с остатком.
12.Санитарно-гигиенические требования.
1.Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов, кроме того,
можно поранить губы и язык.
2.С крючком необходимо пользоваться аккуратно, не кидать на стол, хранить в
укладке, чтобы не пораниться.
3.Перед началом работы необходимо вымыть руки.
4.Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1,5 часа, так как при
данном занятии утомляются пальцы.
13.Технология изготовления.
В вязании все очень просто. Самое главное - это терпение и аккуратность.
№
Последовательность выполнения работ.
Инструменты, оборудование,
материалы.
1
Апельсин: связать цепочку из 7 в.п. и
соединить её в кольцо 1пс. б/н.Связать 3 в.п.
подъема для замены 1-го ст. с/н., затем
связать вкруговую ещё 19 ст. с/н., закончить
1 пс. б/н. в 3-ю начальную в.п.(=1-й круг).
Каждый круг начинать с вывязывания 3 в.п.
подъема и заканчивать 1пс. б/н.
2-й круг: вязать по 2 ст. с/н. в ст.с/н.
предыдущего круга(=40ст. с/н.)
Завершение работы: вязанные апельсины
натянуть на пластмассовые апельсины, нить
продеть в последний ряд ст. с/н., затянуть и
пришить её.
Хлопчатобумажные нитки
оранжевого цвета; вязальный
крючок №1,5; пластмассовый
апельсин.
2
3
Виноград: для изготовления 1 виноградины
связать цепочку из 5 в.п. и соединить её в
кольцо 1 пс. б/н.
Связать 3 в.п. для замены 1-го ст. с/н., затем
связать вкруговую ещё 20 ст. с/н., закончить
1 пс. б/н. в 3-ю начальную в.п. (=1-й круг).
Каждый круг начинать с вывязывания 3 в.п. и
заканчивать 1 пс. б/н.
Завершение работы: вязаные ягоды
наполнить ватой, через последний круг ст.
с/н. протянуть нить, затянуть и пришить её.
Груша: для изготовления груши связать
цепочку из 6 в.п. соединить ее в кольцо 1пс.
б/н.Связать 3 в.п. подъема для замены 1-го
ст.с/н., связать вкруговую еще 19 ст. с/н.,
закончить 1пс.б/н. в 3–ю начальную в.п.(= 1-й
круг). Каждый круг начинать с вывязывания
3 в.п. и заканчивать 1пс.б/н.
2-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего круга
провязывать 2 ст.с/н (= 40 ст. с/н.).
3-й круг: в каждый ст. с/н. предыдущего
круга провязывать 1 ст.с/н., прибавить 8
ст.с/н., распределяя их по кругу (=48 ст.с/н).
4-й круг: в каждый ст. предыдущего круга
вязать 1 ст.с/н.
5-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего круга
вязать 1 ст.с/н., прибавить 6 ст.с/н.,
равномерно распределяя их по кругу (= 54
ст.с/н.)
6-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего круга
вязать 1 ст.с/н.
7-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего круга
вязать 1ст.с/н., прибавить 12ст.с/н.,
равномерно распределяя их по
кругу(=66ст.с/н.).
8-й и 9-й круги: в каждый ст.с/н.предыдущего
Хлопчатобумажные нитки
фиолетового цвета; вязальный
крючок №1,5
Хлопчатобумажные нитки желтого
цвета; вязальный крючок №1,5
4
круга вязать 1 ст.с./н.
10-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст. с/н., прибавляя 14 ст.с/н.,
равномерно распределяя их по
кругу(=80ст.с/н.).
11-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст.с/н.
12-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст.с/н., прибавляя 10 ст.с/н.,
равномерно распределяя их по
кругу(=90ст.с/н.).
13-й-15-й круги: в каждый ст.с/н.
предыдущего круга вязать 1 ст.с/н.
ВНИМАНИЕ: поместить пластмассовую
грушу в вязаную до окончания работы.
16-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст.с/н., каждый раз провязывая
2 ст.с/н. вместе(=45 ст.с/н.).
17 круг: в каждый ст.с/н. предыдущего круга
вязать 1 ст.с/н., каждый раз 3 ст.с/н.
провязывать вместе(=15 ст.с/н.)
18-й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст.с/б/н., при этом каждый раз
провязывать вместе 5 ст. б/н. Нить протянуть
через оставшиеся петли, затянуть и пришить
ее.
Для засохшей чашечки цветка из коричневых
ниток связать цепочку из 5 в.п. и соединить
ее в кольцо 1 пс.б/н. Связать 1 в.п. для
замены 1-го ст.б/н. * 5 в.п., 1ст.б/н связать в
кольцо, действия после * повторить 5 раз,
закончить 5 в.п., 1 пс.б/н. в начальную в.п.
Плодоножку обвязать 2о ст.б/н.
Завершение работы: плодоножку прикрепить
в верхней части, засохшую чашечку цветка –
в нижней.
Банан: из коричневых ниток связать цепочку
из 6 в.п. и соединить ее в кольцо 1 пс.б/н.
Связать 1 в.п. для замены 1-го ст.б/н., связать
вкруговую 11 ст.б/н., закончить 1 пс.б/н. в
начальную в.п.(=1-й круг).
Каждый круг начинать с вывязывания в.п.
подъема и заканчивать 1 пс.б/н.(
1ст.б/н.заменять 1 в.п., 1 ст.с/н. заменять 3
в.п.).
Нить обрезать и начать вязать желтыми
нитками.
2-й круг: * 1 ст.с/н. в ст.с/н.предыдущего
круга, 2 ст.с/н. в следующий ст.с/н., действия
после * повторять(=18 ст.с/н.).
3-й круг: в каждый ст.с/н. вязать 1ст.с/н., в
каждый 3-й ст.с/н. провязывать 2 ст.с/н.(=24
ст.с/н).
4-й круг:* 1 ст.с/н. в ст.с/н. предыдущего
круга, 2 ст.с/н. в следующий ст.с/н., действия
после * повторять (=36 ст.с/н.).
5-й круг: *6 ст.с/н. вместе провязать в
следующие 3 ст.с/н. предыдущего круга, 2
ст.с/н. провязать вместе в следующую п., по 1
ст.с/н. провязать в следующие 4 ст.с/н.
предыдущего круга, действия после *
повторить 3 раза.
6-й – 27-й круги: в каждой группе из 6 вместе
провязанных ст.с/н. предыдущего круга снова
связать вместе 6 ст.с/н., в кждый
ст.с/н.предыдущего круга вязать 1 ст.с/н.
ВНИМАНИЕ: до окончания работы в
вязаный банан поместить пластмассовый.
28-й круг: в каждый ст.с/н. и в каждую
группу из 6 ст.с/н. провязать1ст.с/н., каждый
раз провязывая вместе 2 ст.с/н.(=20 х 2
провязанных вместе ст.с/н.)
29 –й круг: в каждый ст.с/н. предыдущего
круга вязать 1 ст.с/н., каждый раз провязывая
вместе 2 ст.с/н.(=10п.).
Нить обрезать и продолжить коричневыми
нитками.
30-й круг: в каждый ст.с/н.предыдущего
круга вязать 1 ст.б/н.
Завершение работы: нить протянуть через
последний круг, затянуть ее и пришить.
14. Контроль качества.
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание материалов гармонично.
2. Все элементы выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
3. Работа оформлена в конечную композицию.
4. В целом изделия производят благоприятное впечатление.
15. Экологическое обоснование.
Проходит время, у всех окружающих нас предметов заканчивается срок службы.
И здесь возникает вопрос об их вторичном использовании или утилизации. В чем
плюс моих изделий? В том, что «фрукты» можно распустить и связать новое
изделие.
16. Экономическое обоснование.
Затраты
Стоимость за
единицу
Количество
Общая стоимость
Пряжа
20 рублей
1 моток (сложили метраж
ниток разного цвета)
20 руб.
Нитки
15 руб.
1 катушка
15 руб.
Электроэнергия
2, 01 руб.
10 кВт
20.1 руб.
Крючок
25 руб.
1 шт.
25 руб.
Иголка для
ручной работы
2 руб.
1 шт.
2 руб.
ИТОГО
82,1 руб.
Себестоимость композиции = 82рубля 10 копеек.
17. Реклама.
Если бы мне пришлось продавать свое или подобное изделия, то я бы сделала
такую рекламу:
Хотите жить красиво и комфортно?
Петля и столбик, вот узор родился!
Крючок и нитка нам в этом помогли!
Если вы сами этого не умеете -
Я вам помогу!
18.Самооценка.
На мой взгляд, композиция из фруктов у меня получилась красивым,
оригинальным. С ее помощью можно внести частичку тепла в интерьер дома.
19. Словарь терминов.
Композиция – построение, внутренняя структура произведения.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего – либо.
Себестоимость – затраты на изготовление чего – либо, выраженные в денежной
форме.
20. Литература.
Энциклопедия современной женщины– Мир книги, Москва, 2002г.
1. Вяжу для всей семьи
2. Уют и комфорт в вашем доме
Технология - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Классификация и термическая обработка сталей"
- Конспект урока "Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
- Конспект урока "Обработка нижнего среза юбки" 6 класс
- Конспект урока "Строгание древесины"
- Методическая разработка урока "Защита проектов «Грелка на чайник», «Футляр для сотового телефона»" 6 класс
- Внеклассное мероприятие "Изготовление русской обереговой куклы-закрутки" 7 класс