Конспект урока "Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества"

«Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного
творчества».
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью
национальной культуры. Декоративно-прикладное творчество - это умение выполнять изделие
своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет совой целостную
систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями.
В наше время разные виды творчества и декора находится на пике моды. И это неудивительно.
У человека всегда была потребность в создании чего-либо, в творчестве и самовыражении.
У современных людей отпала необходимость самим шить одежду, мастерить посуду и предметы
быта. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз
может помочь декор или декоративно-прикладное искусство.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: предметы интерьера,
мебель, посуда, одежда, бижутерия. Издревле данный вид искусства шел рядом с бытом человека,
отражая его представления о мире и красоте. А что же сейчас?
На сегодняшний день существует великое множство видов декоративно-прикладного
искусства, самые популярные среди которых:
Батик роспись по ткани (шёлку, хлопку, шерсти) специальными красками. Этот вид искусств
пришёл к нам из Индии и Индонезии. В наше время особой популярностью пользуются картины
на шёлке, расписанные платки, шарфы и галстуки. Благодаря разнообразию техник и материалов
каждый может найти в искусстве батика что-то своё.
Гобелен (шпалера) это также один из видов декоративно-прикладного искусства. Это ковёр
без ворса, вытканный вручную, с изображенным на нём орнаментом или сюжетом. Первые
гобелены появились еще в Древнем Египте, Греции, Китае. В Европе гобелены появились
в Средние века и украшали замки, дворцы и храмы. Гобелены ткутся вручную на специальном
станке. С механической точки зрения техника создания гобелена очень проста, но требует
от мастера немало терпения, мастерства и художественных познаний.
Керамика также древнейший вид искусства. В узком смысле слово "керамика" обозначает
глину, прошедшую обжиг. С её помощью можно создавать посуду, вазы и другие предметы
интерьера. Работа на гончарном круге позволяет отвлечься от повседневных забот, наблюдая как
на ваших главах и в ваших руках рождается новый шедевр.
Вязание (изготовление изделий из непрерывных нитей путём создания из них петель
и скрепления между собой) было известно ещё во времена Троянской войны. Кроме того вязаные
вещи были обнаружены в Перу и на раскопках поселений древних викингов. В настоящее время
различают вязание крючком, спицами и на специальной вязальной машинке. В свою очередь,
вязать можно предметы одежды (причём для любого сезона), аксессуары, предметы интерьера.
Роспись по стеклу также набирает популярность в наши дни. Вдохновлённые средневековыми
витражами нынешние мастера создают при помощи специальных красок удивительные
по красоте картины на стекле любой формы и назначения (от посуды, до зеркал и стеклянных
дверей). Освоить технику росписи по стеклу совсем не сложно и можно даже не уметь рисовать
(шаблонами могут быть любые картинки с чёткими контурами).
Вышивка, пожалуй, один из самых известных видов прикладного творчества. Искусство создания
на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки
учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в
богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд,
выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий
вышиванием заполняли свое свободное время.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному
поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды,
сближать с окружающей природой
Главным узором народных вышивок набором является орнамент и стилизованные изображения
животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое
значение.
Символика в рисунках для вышивки
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык
символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у
нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в
виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил
лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается
чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным
орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей,
символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах
домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна.
В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.
Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми
отростками), назывались репьями. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным
деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов,
оберегает скот.
Наряду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючьями», между которыми
помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно.
Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением
о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле.
Исследователи видят в сюжетах архаической вышивки отражение древнего земледельческого
культа славян. Отсюда графическое изображение явлений, связанных с земледелием. Зубчатая или
более плавная волнистая линия в вышивках нередко являлась графическим символом воды. По ней
плывут ладьи, птицы. Иногда эта линия проходит под чертой, символизирующей почву, на которой
растут кусты, трава, располагаются птицы и животные. Вертикальная волнистая линия это
дождь.
Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Круг, крест, розетки символ огня,
солнечного божества, мужского начала. Это языческие охранительные знаки. Круг мог
превращаться в многогранник, ромб, квадрат.
Не случайно сочетание в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки — это символическое
соединение женского и мужского начала.
В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных
в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
3 Значение цвета в вышивке
Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.
Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов
мастерицы используют золотой, а также черный (или синий).
Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет
землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.
Красный (или золотой) - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства,
процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;
Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя
живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.
Черный - связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде
пожилых людей.
Символизм цвета, как и символизм образов в русском декоративно-прикладном искусстве тесно
связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте, роли в нем человека
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и
узорами, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название. Оно
произошло от места возникновения вышивки или от техники ее исполнения. В XIX веке, создавая
вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) - это своего
рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. "Писать" в древности означало
"украшать" и "изображать". В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль
принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал "светить",
"сиять", "блестеть". Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и
красивом (например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными
свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на
которых выезжает Солнце.
Существует множество видов вышивки в зависимости от техник и материалов (вышивка лентами
и бисером, крестиком и гладью, по шёлку и грубой канве). А многообразие мотивов и красок никого
не оставит равнодушным.
Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая
область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.
В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента
и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.
Русская вышивка. Виды швов.
. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:
- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
- ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.
Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.
К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.
Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним
относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.
В современных узорах используют и другие швы - вперед иголку, косичка,косая гладь.
В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись
Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический
интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те
социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические
периоды.
Здесь перечислены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства. Каждый человек
может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Чем бы вы ни
занимались вязанием или резьбой по дереву, росписью
по стеклу или батиком, валянием из войлока или декупажем, любой вид творчества
придаёт сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.
Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений,
но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни
достойною, ни счастливою.
К.Д.Ушинский
Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический
интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те
социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические
периоды.
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из
домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы,
полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной
ткани.
Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление,
где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет
начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих
поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои
приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского
костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули
простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во
времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх
длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью,
если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода
ноги обертывали холстом (онучи). Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная
одежда молодых женщин.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной
убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды
обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют
дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать,
как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения
орнамента:
Слава божеству! Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность богу за содеянное.
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях
узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились
вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой
семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную
одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий
вышиванием заполняли свое свободное время.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному
поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды,
сближать с окружающей природой.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному,
таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал
он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:
прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная
линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их
сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не
земля родит, а небо", – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы
крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает
одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно
найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине –
продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать –
сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с
символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно
она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба
древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными
ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.