Конспект урока "Витражи из синтетических тканей"

Разработка урока
Раздел: Творческое проектирование.
Тема урока: Витражи из синтетических тканей.
Цель урока: Знакомство с техникой «витраж».
Обучающая : Знакомство с техникой «витраж», формирование у учащихся трудовых
приёмов в технике «Витраж». Совершенствование навыков работы со сложными по
структуре тканями.
Развивающая: Способствовать развитию познавательных интересов, творческой
активности, художественного мышления и воображения.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство уверенности в
достижении поставленной цели.
Тип урока: комбинированный.
Метод ведения: информационный, поисковый, наглядный, практический, проблемный,
поисковый.
Форма ведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование и наглядные пособия: картины, рисунки с витражной росписью, карта
дефектов, инструкционные карты, образцы синтетических тканей, маникюрные ножницы,
клей ПВА, картон, чёрная тушь, кисточки, бесцветный лак, декоративный гель.
Межпредметные связи: история, химия, рисование.
Ход урока
1.Организационный момент
-приветствие учащихся
-проверка списочного состава
-проверка готовности учащихся к уроку.
2.Вводный инструктаж
-сообщить тему и цель урока
-показать выставку последних работ, сделанных руками учащихся
-предложить вниманию учащихся новую технику выполнения работ – картины – витражи
3. Представление учащимися поискового материала из истории витражей.
Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке им около 5,5
тысячи лет. Древнейшим европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч
лет. Итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих
пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда
полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру
цветной полумрак.
Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они
обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные
многометровые окна. Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в
них витражей , стали украшать помещения.
Французам полюбились огромные круглые окна разноцветные «розы», высокие
стрельчатые «ланцеты». Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе
с помощью серебра – в жёлтый цвет.
Самым пышным цветом витраж расцвёл при трёх французских королевах, правивших
одна за другой с 1137 по 1252г. Это королева Элеонора, её дочь королева Мари де
Шампань и внучка Бланка Кастильская.
Профессии витреариуса тогда ещё не существовало, и первые огромные витражи
создавали для своих королев дилетанты в этой области – французские ювелиры. Они и
подбирали цветные стёкла друг к другу, как привыкли подбирать камни в украшениях.
История витражей в России
На Руси стекло производят более 1000 лет.
Уже в 11 – 13 веках витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно.
В 1634 году в Подмосковном Духанино возник первый стекольный завод, а М.
В.Ломоносов содействовал открытию фабрики, производящей цветное стекло.
Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но всё же достаточно
широко. По крайней мере, в обеих столицах ещё в XIX в. можно было встретить
множество произведений витражного искусства. Они украшали светские и церковные
здания.
Особенно славился витражами Санкт – Петербург. Панно из разноцветного стекла
украшали интерьеры дворцов великих князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна
гостиницы «Астория», присутствовали в самых разных знаменитых местах от аванзала
Академии художеств до Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.
Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе, Царском Селе, во многих доходных домах,
лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах.
В 30-х годах прошлого столетия в декоративном убранстве архитектурных сооружений
России вместо мозаичных наборов цветных стёкол всё чаще стали появляться витражи,
расписанные масляными и силикатными красками. В Эрмитаже Санкт Петербурга, в
Историческом музее и дворце – музее «Кусково» в Москве хранится мебель с
расписными стеклянными вставками.
На стёклах русские мастера изображали мифологические сцены, геометрические и
растительные орнаменты. Яркая роспись по характеру была близка к народной на
стеклянной посуде. Роспись посуды масляными красками широко применялась
украинскими мастерами ещё в 16 – 17вв. Под кистью живописца на хрупкой поверхности
стекла расцветали крупные, яркие цветы и листья, написанные сочными мазками
масляной краски.
Используя довольно ограниченную цветовую палитру, народные мастера добивались
замечательного декоративного эффекта часть красок просвечивала, а другая часть
наглухо перекрывала поверхность стекла.
Слово «витраж» произошло от французского vitre конное стекло).
Настоящий витраж это узор, собранный из кусочков цветного стекла, спаянных
вместе.
4.Инструктаж по технике безопасности.
*необходимо довести до сведения детей следующие инструкции
1.Работа с колющими и режущими инструментами.
2.Работа с химическими материалами: клей, лак.
3.Правила безопасной работы с электроутюгом.
Примечание: предусматривается неоднократный повторный инструктаж для закрепления
информации по безопасной работе.
5.Практическая работа.
Практическая деятельность состоит из нескольких этапов.
Первый этап.
Учащимся предложены специально подобранные рисунки. Все они имеют
аппликационный характер, то есть каждая деталь рисунка – локальна.
Необходимо трансформировать выбранный рисунок, придавая ему витражную специфику
или особенность . (рисунки).
Второй этап.
Выбранный рисунок переносим на предварительно склеенные (2 – 3слоя)листы ватмана
или картон. Карандашом или гелиевой ручкой чётко прорисовываем все детали. Ширина
линии границы не должна превышать 3 мм.
Третий этап.
С помощью маникюрных ножниц начинаем прорезать сквозные проёмы или оконца. Здесь
уместно будет вспомнить правила безопасной работы с режущими инструментами.
Ножницы должны быть высокого качества и в двух вариантах: с прямыми и
закруглёнными концами. Эту работу можно выполнить при помощи резца, если есть
навык работы с этим инструментом. Чем толще картон или чем больше количество
склеенных листов ватмана, тем сложнее будет сделать сквозные проёмы.
Четвёртый этап.
Итак, оконца прорезаны. Покрываем лист ватмана или картона чёрной тушью с двух
сторон не менее 2-х раз. Можно использовать цветную тушь, но всё таки именно чёрный
фон выигрышнее выделяет весь витраж.
Внимание! Тщательно прокрашиваем вырезанные белые срезы основы картона.
Пятый этап.
Подготовленную синтетическую ткань необходимо рассортировать по цветам, по
структуре, по качеству. Разложить ткань по коробкам или мешочкам и поставить в
удобном и доступном для всех месте.
Внимание! Необходимо акцентировать внимание учащихся не только на технологические
операции, но и на аккуратность при использовании тканей, правильный раскрой и
экономное использование ткани.
Приступаем к работе с любого участка. Начинаем заполнять проёмы тканью.
Для этого переворачиваем рисунок на обратную сторону, накладываем подобранную
ткань на оконце и обводим простым карандашом. Затем на ткани делаем припуск по
всему периметру нашего оконца. Величина припуска 0,3см. Вырезаем деталь. Аккуратно
наносим клей по припуску на ткани и приклеиваем на нужное оконце.
Внимание! Для усиления цветового эффекта ткань можно приклеивать в 2 или даже в 3
слоя, причём ткань может быть различных оттенков. Используемый клей ПВА или
«Момент».
Шестой этап.
Наконец, все сквозные проёмы заполнены тканью. Теперь необходимо закрепить тушь
лаком. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не задеть ткань . Подбираем кисточку
мягкую и маленькую. Лак нужен бесцветный и лучше на масляной основе. Свою работу
можно покрыть 2 раза. А теперь приступаем к обводке. В качестве контурной обводки
можно использовать гелиевые карандаши, гелиевые пасты, разновидности цветного клея
на резиновой основе.
Седьмой этап.
Даём возможность просохнуть работе. На несколько часов помещаем её под пресс.
Чтобы обратная сторона работы была аккуратной, можно приклеить кальку. Наконец то,
работа почти закончена и мы можем насладиться радостью от увиденной красоты.
Осталось сделать рамку.
В практической работе используется метод целевых обходов по проверке:
-соблюдение правил по технике безопасности
-правильность выполнения трудовых приёмов
-оказание помощи учащимся.
6.Подведение итогов работы учащихся:
-дать анализ работе каждого учащегося
-указать на типичные ошибки
-выставить оценки.
Домашнее задание: Отработка навыков работы со сложными тканями, закончить работу.
Приложения.