Тема: «Магия батика»
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №7 г. Сальска
Конкурс проектно-исследовательских работ учащихся 4-8 классов
образовательных учреждений Ростовской области
«Малая академия юных исследователей»
Тема работы: «Магия батика»
возрастных категория
«Юный исследователь» (6-8 классы).
номинации конкурса
«Естественнонаучная»
Автор работы:
Усатая Валерия Сергеевна
Руководитель:
Плаунова Наталия Владимировна
учитель технологии
г. Сальск
2021 год
2
Содержание
Введение
Глава 1. История батика в разных странах…………………….…………….…...4
Глава 2. Актуальность батика в современном обществе…….……….…………4
Глава 3. Виды батика……...…………………………………..………………...5
3.1. Горячий батик………………………………………………...……………....5
3.2. Холодный батик…………………………………..………….…………….…...6
3.3. Свободная роспись…………………………………………..…...……………..6
3.4. Узелковый батик……………………………………………...………..………6
3.5. Шибори батик……………………………………………………..…………...7
Глава 4. Композиция и цвет………………………………………..…………..….7
4.1. Набор и подготовка ткани…………………………………...…………………7
Глава 5. Технология холодного батика…………………………...........………....7
5.1. Материалы и инструменты для работы в технике батик……...………......8
5.2. Правила безопасной работы…………………………………..………….........9
Глава 6. Этапы работы в технике холодный батик……………………….……..10
Глава 7. Социологический опрос…………………………………...…………….10
7.1. Анкетирование…………………………………………………..……………..10
7.2. Результаты анкетирования…………………………………………….………10
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Я коснусь волшебной кистью ткани,
Чтобы сразу краски засияли!
Чтобы радужным весь мир стал вдруг,
И тогда прекрасным будет всё вокруг...
Вначале была ткань… Такая белая, гладкая, нежная, что ее хотелось как-то
украсить… И вот, повинуясь вдохновению, на тонком шелковом поле с
помощью кисти и красок появляются сказочные цветы, дивные картины,
радужные переходы от одного цвета к другому. Однотонная ткань оживает и
радует своей яркостью. Изумительные по изяществу пейзажи, натюрморты и
другие картины привлекли мое внимание. Батик широко используется в
дизайне интерьеров. Благодаря батику можно создавать эксклюзивные ткани,
востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими
модную одежду. Мне захотелось узнать больше об этом волшебном искусстве.
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она
передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь. Попробуйте, и
вы поймете, что Батик — это магия. Магия вашего Стиля. Так была
сформулирована тема исследования «Магия батика»
Идея данной работы– это попытка на основе исследований создать изделие в
технике батика – вида творчества, который в настоящее время получает всё
более широкое применение. Прежде обыкновенное ремесло, теперь –
совершенно отдельная область искусства.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что, освоив технику
батика, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных,
украшать текстильные изделия. Данная работа позволит по-новому взглянуть
на данный вид искусства и понять его ценность и важность.
Практическая значимость исследования. Изучив особенности техники
батика, я могу применять это в своей практике. Материалы исследовательской
работы, думаю, будут интересны и использованы на уроках технологии, в
практике моих подруг, на внеклассных занятиях и кружке по рукоделию.
Проблема: можно ли создавать картины или другие предметы интерьера,
одежду и аксессуары в технике росписи батика, чтобы развивать свои
творческие способности?
Гипотезу составляют два предположения. Первое, действительно ли техника
батика одна из самых сложных техник и требует немало мастерства и умения
опытного художника? Второе, техника предполагает свободу в выборе и
действии и соответственно она проста в исполнении, доступна начинающему
художнику.
Цель исследования - Изучить технику росписи батика как одного из видов
декоративно-прикладного творчества, а также выполнить авторские изделия на
основе изученного материала.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Обобщить полученные знания.
4
3.Создать и продемонстрировать творческие работы в технике холодного
батика.
Методы работы:
1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных
ресурсов сети Интернет.
2. Исследовательский. Анкетирование, анализ, сравнение и обработка
информации;
3. Практический. Изготовление изделий в технике холодного батика.
Результатом моей работы стали работы, сделанные своими руками.
Глава 1. История батика в разных странах.
Батик – особая техника ручной росписи ткани. Сам термин «батик» пришел к
нам из Индонезии. Это слово можно перевести как «капли на ткани» («ba» –
хлопчатобумажная ткань, «tik» – точка или капля). Особенностью этого способа
текстильного дизайна является использование специальных восковых смесей.
Определенным образом нанося воск на ткань перед ее окрашиванием, можно
добиться очень интересных художественных эффектов.
История батика насчитывает много столетий. Прежде обыкновенное ремесло,
теперь – это совершенно отдельная область искусства. Немало стран считают
искусство батика частью своей национальной культуры. Это, к примеру,
Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка и Таиланд.
Родиной горячего батика считается Индонезия.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением
стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как
Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Художники
объединялись в артели и занимались производством платков, шалей.
Глава 2. Батик в современном обществе.
В настоящее время, как и в далекие времена процветания Индонезии, батик не
теряет своей актуальности. Он широко применяется при дизайне интерьеров. У
росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни в сюжете – можно нарисовать
картину, орнамент, просто ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета
тоже можно выбирать любые, под конкретный цвет интерьера. С помощью
батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всего
помещения. А интересные приемы и особенности техники росписи ткани
позволяют добиться необычных, неординарных результатов.
Батиком украшают сарафаны, шарфики, платки, Надевая платок, украшенный
вручную, человек подчеркивает свою индивидуальность. Ведь батик - это не
промышленное изделие, не очередная массовая штамповка, это работа
художника, его творчество. Рисунок можно выбрать самому, а художник
воплотит его в жизнь именно так, как хочется вам. Применение батика по
истине разнообразно и широко. Если предметы ручной работы могут себе
позволить не все, то штампованные изделия доступны широкому кругу людей
ввиду своей дешевизны. Есть, конечно, в этом и свой минус - на улице у вас
есть шанс увидеть точно такое же платочное изделие или воздушный шарфик,
как и у вас. В гостях можно заметить где-то уже встречавшееся настенное
5
панно или картину. Конечно, далеко в сторону в этом смысле уходит
авторская ручная работа, которая делается в единственном экземпляре и
является неповторимым произведением искусства. Даже художник, который
выполнял авторскую работу, уже не сможет точь-в-точь повторить свое
произведение, ведь то, как растекаются краски, как ведет себя кисточка или
что получается в результате запаривания изделия предугадать с большой
точностью практически невозможно.
Батик окружает нас везде: мы с удовольствием берем с собой сумочку в
технике «батик», мы набрасываем на плечи прекрасные платки ручной
росписи, и другие аксессуары хэнд-мэйд…
И все больше модных дизайнеров отдают свое предпочтение ручной росписи
тканей в своих коллекциях. В нынешних коллекциях платьев батик если не
лидирует, то занимает далеко не последнюю роль.
Об этом можно судить, посмотрев, как выглядит батик на подиуме.
Магическое искусство батика вряд ли оставит равнодушным того, кто хоть
раз с ним соприкасался. Волшебство, с которым под легким движением кисти
мастера на ткани порхают бабочки, распускаются цветы, поют птицы
расстилается водная гладь или вырастают чудесные, живописные города
заставляет невольно поверить в чудо!
Работая в технике «батик», художник прислушивается не только к себе, но и к
ткани, так как она - непосредственный участник всего творческого процесса.
Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые,
удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким
самобытным. Для батика используются только натуральные ткани и
промышленные красители, которые стойко закрепляются в волокнах ткани, не
выстирываются и не выгорают.
Сейчас батик очень популярен! Дизайнеры одежды, интерьеров, художники
обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты. В
технике батик можно оформлять не только одежду, но и предметы интерьера:
сиденья стульев, настенные панно, декоративные подушки, салфетки,
скатерти, и создать единый стиль, который вы только пожелаете. Конечно, всё
можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в
своём роде...!
Глава 3. Виды батика[1]
Батик – это общее наименование техники нанесения различных изображений на
ткани, предполагающее под собой некоторое количество способов выполнения,
от которых зависят необходимые предметы и этапы работы. Особенностью
каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален
для работ с материей синтетической, другой незаменим для создания шедевров
на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в различных тонкостях и
нюансах работы, необходимо внимательно изучить каждую отдельную
разновидность техник росписи по ткани.
3.1.Горячий батик
6
Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий
батик появилось потому, что резервирующий состав (воск, парафин), который
используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде.
Сочетание неприкрашенных и прокрашенных участков ткани создает
неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто
просвечиваются друг через друга, создавая мягкие плавные переходы тонов).
Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, стиль,
индивидуальность, фантазию.
3.2.Холодный батик
При технике холодного батика наносят резервирующий состав на ткань в виде
закрытого контура, в пределах которого специальными красками в
соответствии с выбранным эскизом расписывают изделие. Художественные
особенности этого способа росписи состоит в том, что наличие обязательного
цвета контура и использование этого контура для разнообразных
орнаментальных разработок придаст рисунку графически четкий характер. При
этом количество цветов, используемых для росписи, практически
неограниченно.
В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после
окрашивания, более прост и безопасен и именно поэтому относится к числу
наиболее популярных приемов росписи ткани.
3.3.Свободная роспись
Свободная роспись – это самый быстрый способ создать прекрасную,
интересную живописную работу (она и на самом деле более похожа на
живопись, чем на батик). На загрунтованной ткани создают композицию, как на
бумаге или холсте. Краска сохраняет форму мазка, поскольку грунт не дает
расплываться ей по поверхности. Этот способ является и наиболее сложным –
так как он требует от художника свободного обращения с тканью и красками,
способности создавать рисунок без карандашного наброска.
3.4. Узелковый батик
Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения
необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков,
каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся
красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы
развязываются.
3.5. Шибори батик
Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани
сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной
жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной
личности.
Приготовленный материал изначально мнется, после этого скручивается, а
затем перетягивается и сматывается. После всех этих манипуляций полотно
погружается в красящий состав. Ткань просушивается. Развернув ткань после
высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным
7
образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки,
скатерти и многое другое.
Глава 4. Композиция и цвет
Владение различными техническими приемами росписи ткани – это лишь часть
необходимых знаний. В декоративно-прикладном искусстве, к которому
относиться роспись ткани есть правила композиции и колористки, без них
обойтись нельзя. Грамотно выстроенная композиция росписи, гармоничность
цвета вызывают ощущения законченности работы. Для создания правильной
композиции используется ряд приемов, элементы композиции могут быть
размещены симметрично или асимметрично. Симметричная композиция может
быть замкнутой и статичной. Асимметричная композиция может быть
динамичной или уравновешенной.
В композиции должен присутствовать композиционный центр (доминанта).
В композиции значимую роль играет цвет, цветом можно объединить
отдельные элементы в единое целое, а можно раздробить рисунок. Цвет имеет
физическую природу и делится на хроматические и ахроматические цвета.
Ахроматическими цветами являются белый, черный и все оттенки серого.
Хроматические цвета – это цвета спектра.
Цветовая гармония может строиться:
-на подобии (родстве) цветов;
-на градации (родственном контрасте цветов);
-на контрасте (противоположности) цветов.
Для подбора цвета необходимо использовать цветовой круг.
4.1.Подбор и подготовка ткани
Для батика используют натуральные ткани. Ткань должна быть высокой
плотности. Высокая плотность ткани крайне важна для сохранения качества
замысловатых орнаментов и узоров батика. Ткань, перед использованием в
батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы
устранить все следы извести, крахмала, мела и других разметочных материалов.
До появления современных технологий ткань отбивали деревянными
молотками или отутюживали для получения эффекта мягкости, пластичности и
эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Но для
работы на современной фабричной ткани процессы отбивки и глажки ткани
уже не требуются.
Глава 5. Технология холодного батика
Для "холодного" батика характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров
рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки, растяжки тона;
лессированные техники. Для создания фактуры используются различные
солевые эффекты; причём разные виды соли и мочевины, дают невообразимые
вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные,
иногда не очень. Каждый раз, как исследователь, продвигаешься по знакомому
пространству, сталкиваясь с чем-то новым, непознанным. И иногда на 100% не
знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика. При неумелом
обращении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно
8
впасть в откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое
знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки
остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном
виде краски "не похожи сами на себя". Приобретенный опыт помогают
добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после
закрепления их на ткани с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать
любым моющим средством, можете утюжить, стирать в стиральной машине,
носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на
несколько лет.
Ткань - это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности.
С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие
принципиально новая техника росписи - холодный батик. В холодном батике
используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый
резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников.
Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.
5.1. Материалы и инструменты для работы в технике батик[2]
Краски В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми
раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной
ткани, а также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос.
Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько
оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали
использовать и другие растительные краски.
Хорошие и недорогие красители - в наборах для начинающих и по отдельности
- выпускает московское предприятие «Гамма». В набор входят основные цвета,
которые при смешивании дают достаточно широкую палитру, а также
специальная стеклянная трубочка с резервуаром, необходимая для нанесения
контура. «Гамма» выпускает также резервирующий состав, не уступающий
импортному. Существуют краски, которые специально предназначены для
росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок,
они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по
способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их
производит фирма «Гамма». Они разбавляются водой и фиксируются паром.
«Гамма» также выпускает наборы для росписи тканей. В них входит все, что
вам понадобится: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски
нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих.
Ткань В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные
ткани – ситцы.
Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк.
Рама Рама - один из самых необходимых предметов при росписи шелка.
Существуют различные конструкции рам, обеспечивающие тугое натяжение
шелка. Так называемые батичные рамы имеют различную длину. Раздвижная
ступенчатая конструкция этих рам позволяет скреплять рейки, раздвигая их на
определенные интервалы (ступени). Профессионалы, как правило, работают
именно с такими рамами, обеспечивающими ровное натяжение шелка.
9
Кнопки Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой, вам потребуются для
натягивания шелка на раму
Кисти Важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их качества
и свойств в огромной степени зависит результат работы.
Резерв В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и
стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего
батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного
самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой
техники.
Трубочка для нанесения резерва С трубочкой работают следующим образом.
Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в
жидкость и втягивая в себя воздух через верхний конец. Состав должен
заполнить резервуар.
Ту же процедуру можно выполнять со специальным пластмассовым тюбиком –
аппликатором. У аппликатора свинчивают насадку и заливают в тюбик резерв.
У нового аппликатора кончик насадки аккуратно срезают, стараясь сделать
отверстие как можно меньше. Чем меньше отверстие, тем тоньше будет линия
контура.
Контурный состав -как правило, резервирующий состав имеет прозрачный
цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой,
серебряный или цветной контур.
Палитра и пипетки - облегчают забор краски из флаконов и их смешивание.
Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Фен - ускоряет процесс высыхания красок. А также помогает создать
замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Спирт - для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания
в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.
Соль - ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством
втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества -
пигменты. В результате возникают оригинальные узоры.
Дистиллированная вода - необходима для разбавления и осветления красок.
Соломинка для коктейля - простым способом можно достичь удивительного
эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.
Утюг - понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с
изделия в технике горячего батика.
Карандаш - лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на
ткань, можно использовать портновскую ручку, которая смывается водой.
Нитки - пригодятся для работы в узелковой технике.
Воск - универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют
специальные рецепты изготовления воска.
Лоток для окрашивания ткани - можно использовать глубокий поднос, как
пластиковым, так и металлический.
5.2. Правила безопасной работы.
10
Работая в мастерской с красками для ткани, необходимо постоянно помнить
о правилах безопасности, о которых вы, возможно, никогда не задумывались.
Все краски, красители и другие материалы, которые используют художники в
своей работе, являются относительно нетоксичными. Но нужно иметь в виду,
что это промышленные химические вещества.
Глава 6. Этапы работы в технике холодного батика[2]
Техника холодного батика появилась с развитием химических
технологий. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен
широкому кругу художников и любителей. Порядок выполнения работы
следующий.
Этап 1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы. Обводим тонким
черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.
Этап 2. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки
для шелка. Шелк должен быть натянут как барабан.
Этап 3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью
мягкого карандаша.
Этап 4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии
карандашного рисунка на ткани. Линия должна быть выразительной, четкой,
ровной, равномерной, непрерывной.
Этап 5. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В
работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому,
акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к
более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы
оставляем ее до полного высыхания.
Этап 6. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить
краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.
После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это
картины, панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль,
парео).
Глава 7. Социологический опрос
7.1. Анкетирование
Я решила провести опрос и выяснить, насколько известна моим
сверстникам техника батик, хотели ли они овладеть навыками данной техники,
хотели ли мои сверстники поучаствовать в мастер классе по украшению своей
одежды росписью в технике батик. Во второй части анкетирования я захотела
выяснить отношение моих сверстников к подаркам ручной работы популярны
ли подарки, сделанные своими руками, для этого я подготовила следующие
вопросы:
1. Знакомы ли вы с техникой батика
2. Интересна ли вам эта техника.
3. Хотели бы вы поучаствовать в мастер классе по украшению своей
одежды росписью в технике батик.
7.2. Результаты анкетирования[3]
Опрос показал:
11
Всего лишь 28% учащихся знакомы с техникой батика, 32% - сверстникам
интересна эта техника; 40% - сверстников хотели бы поучаствовать в мастер
классе по украшению своей одежды росписью в технике батик.
Вывод: Не многие знают о существовании техники батик, но хотели бы ей
научиться и с удовольствием бы поучаствовали в мастер классе, чтоб своими
руками изготовить подарок для близких и украсить свою одежду в данной
технике Многие предпочитают делать подарки своими руками, а не покупать
их. И что очень важно в наше время - ребятам почти одинаково нравится, как
получать подарки, сделанные своими руками, так и купленные в магазине.
Во второй части сверстникам были заданы следующие вопросы:
1. Хотели бы вы получить подарок, сделанный своими руками?
2. Хотели бы вы получить подарок, купленный в магазине?
Вторая часть опроса показала:
54% - хотели получить подарок, сделанный своими руками; 38% - хотят
получить подарок, купленный в магазине и 8% все равно.
Выводы: Следовательно, техника батик является одним из видов декоративно-
прикладного искусства, произведения которого создаются для удовлетворения
как материальных, так и духовных потребностей человека. Будучи
самостоятельной специфической формой художественного творчества,
отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не
только отображать, используя специфический для них язык, но и
преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та
область художественного творчества, с которой человек находится в
непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого
искусства являются частью материальной культуры общества.
Заключение
Таким образом моя гипотеза нашла свое подтверждение, техника исполнения
батика действительно предполагает свободу в действиях, в творчестве, в
материалах и способах выполнения. Но и без определенного мастерства и
навыков не получится освоить эту технику. Таким образом, моё первое
предположение, что техника батика одна из самых сложных и требует
мастерства и умения опытного художника верна. А второе, что техника
предполагает свободу в выборе и действии и соответственно она проста в
исполнении, доступна начинающему художнику, верна частично.
Изучив различные литературные источники, и обобщив полученные знания, я
сделала следующие выводы:
-История батика имеет древние корни;
-Совершенствование техники батик напрямую связано с развитием науки и
техники:
-Прежде обыкновенное ремесло, сегодня батик является совершенно отдельной
областью искусства.
-Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромнейшей
популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как
данный способ росписи ткани прост, безопасен и доступен.
12
В ходе работы мною была создана презентация о батике, которая может быть
использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного
искусства и на занятиях кружков по ДПИ.
Цель моей работы достигнута. Мною выполнены несколько работ в технике
холодного батика.
Я считаю, что достигла целей, которые ставила перед собой в начале работы.
Мне очень понравилось работать в этой технике, особенно воплощать в технике
батика разработанные мной идеи для одежды.
Данная исследовательская работа помогла мне овладеть богатейшими
художественно – технологическими навыками и умениями в технике росписи
по ткани, и дала толчок к дальнейшему освоению этого вида творчества.
Список используемой литературы
1.Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — М.: Владос, 2004.
2.Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: АСТ-Пресс, 2005.
3.Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: Радуга, 2008.
4.Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ, 2001.
5.Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб.: Паритет, 2007.
6.Синеглазова М. О. Батик. — М.: МСП, 2004.
7.Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — М.: Профиздат, 2001.
8.Фотографии работ в технике батик:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D
0%BA&stype=image&lr=64&noreask=1&source=wiz
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%FF%F7%E8%E9_%E1%E0%F2%E8%
EA
http://nhkt.narod.ru/batik.htm
http://www.batikgifts.com/batik
13
Приложение 1
Техники росписи в батике.
1.Самая распространенная техника и техника, с которой обычно начинается
обучение батику — «Холодный батик». Еще можно встретить название
«Европейский батик». Основа техники состоит в том, что с помощью
стеклянной трубочки (или тубы) наносится специальный резервирующий
состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого
замкнутого контура, идет роспись элементов красителями.
2.Вторая, очень распространенная техника — горячий батик. Называется она
так, потому что рисунок создается с помощью горячего, расплавленного воска.
Собственно горячий батик — прародитель всего батика. Основа методики —
послойное закрытие воском нужных мастеру участков, работа идет от светлого
к темному. Очень важно в этой технике уметь просчитывать красочные слои,
ведь красители для батика смешиваются между собой.
3.Шибори или узелковый батик, иногда встречается в интернете название Тай-
Дай. Очень распространенная техника, техника которая подходит абсолютно
всем, ведь уметь рисовать в ней совершенно не нужно! Рисунок создается с
помощью хитрых сложений и завязываний ткани. Вариантов рисунка огромное
множество. Причем каждый раз рисунок получается немножко не таким, даже
при использовании одного и того же сложения и одних и тех же красителей.
Поэтому мастера всегда пишут под такими работами, что повтор невозможен, а
возможна работа в примерно такой цветовой гамме.
Самое главное в этой технике — уметь красиво подбирать цветовые сочетания.
Заниматься в подобные техники можно вместе с детьми, даже маленькими.
Испортить работу невозможно.
4.Техника свободной росписи уже для «продвинутых пользователей». Эта
техника очень похожа на акварельную, за исключением того, что красители
сильно растекаются по шелку. И задача мастера как раз и состоит в том, чтобы
суметь эту краску «усмирить», заставить течь и растекаться так, как нужно
мастеру для создания определенного рисунка.
Отдельно хочу отметить, что есть разновидности этой техники — роспись по
солевому грунту, когда шелк перед работой грунтуют крепким солевым
раствором. За счет этого краситель практически перестает растекаться по ткани,
а после высыхания красителя на рисунке проступают красивые точечки-
кристалики соли.
И еще для техники свободной росписи, производители предлагают нам
различные грунты-антирастекатели. На загрунтованной таким составом ткани
можно работать как акварелью по бумаге.
5.Отдельно от основных техник, хочу отметить технику эко-принта. Она
отличается от основных тем, что рисунок получается не с помощью
специальных красителей для батика, а с помощью натуральных пигметов
растений и различных протрав.
Все описанные техники можно соединять в одной работе, что чаще всего
опытные мастера и делают.
14
Приложение №2
Необходимые инструменты и материалы.
Краски, контуры, кисти Рамки Ткань
Техника холодного батика
Приложение №3
Результаты социологического опроса
28%
32%
40%
Социологическое исследование
Знакомы с техникой батика
Интересна эта техника
Хотели бы поучавствовать в мастер классе по изготовлению аппликации из кожи
15
Приложение № 4
Мои работы
54%
38%
8%
Социологический опроc
хотели бы получить подарок, сделанный своими руками
хотели бы получить подарок, купленный в магазине
это не важно
Технология - еще материалы к урокам:
- Презентация по технологии "Вязаная красота"
- Контрольный срез (тестирование) по технологии в 5 классе (с ответами)
- Лист оценки предметных результатов на уроках технологии
- Презентация "Правила безопасной работы. Технологии вокруг нас" 5 класс
- Презентация "Моделирование юбок" 6 класс
- Конспект урока "Моделирование юбок" 6 класс"