Аппликация - вид изобразительной деятельности

1
1.Виды аппликации. Основные приемы вырезывания.
Аппликация- это один из видов изобразительной деятельности,
основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на
другом материале, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ
создания художественных работ. Аппликация – один из любимых детьми
видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги,
удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них
техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию
обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование –
это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который,
заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности
выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы
затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого
восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах
и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине,
строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать.
Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение,
цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала
рассматриваются. Все используемые методы и приемы обучения аппликации
на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и
усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть
различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять
занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и
декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из
бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения ( например:
лист, ветка, дерево, гриб и т.д), которые в силу специфики деятельности
передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих
предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного
искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые
отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными
пропорциональными отношениями, локальной окраской.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения
вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с
темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на
пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»). При
этом перед ребенком ставятся следующие задачи:
2
вырезать предметы, показать их различие по величине при
сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи,
рыбки большие и маленькие);
выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с
местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы
растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом,
композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их действия через
жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем —
фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по
горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего
города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции — ниже,
выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их
удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);
подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для
передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым
объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их
усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых
зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических
аппликаций. При выборе темы аппликации педагог учитывает запас
представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических
умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам
каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и
предметное окружение, сезонность явлений и т. д.
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во
время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные
элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные
фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя
яркие цветовые сопоставления. В орнаменте окружающий мир отражается с
особой яркостью, красочностью. Ознакомление детей с народными
орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени
сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском
саду. На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная
аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном
построении отдельные элементы могут многократно повторяться по
горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает
простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный
3
мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой
композиции узор развивается в направлении от центра украшения
равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете
какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате
(тюбетейки, ковры, наволочки и др.).
Для воспроизведения разных видов орнаментов дети дошкольного
возраста должны научиться равномерно заполнять отдельными элементами
пространство фона, выделять основные и вспомогательные части
аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать
уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы
обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам
хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.
При этом важно направлять мысль ребенка на поиски самостоятельных путей
выполнения узора, его творческую интерпретацию. Дети каждый раз должны
убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций
узора, что является важным стимулом их активного, творческого отношения
к содержательной деятельности.
В младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать
готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске,
составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней
группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания
правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих
из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В
старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и
силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и
составления декоративных композиций.
Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с
процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для
получения красивого изображения предметов и явлений окружающей
действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений
правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая
подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук
зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина
бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны
резать, а не мять ее).
Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам
действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы
работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают
дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед
4
локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что
широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими,
осторожными движениями — маленькие детали.
Основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного
нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп: а)
вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют
эти фигуры и их комбинации; б) симметричное вырезание предметов и
элементов узора; в) вырезание на глаз сложного контура предметов
асимметричного строения.
Приемы вырезания геометрических фигур используются как при
составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов
простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям
тех или иных эталонных форм (к предметам простой формы относят такие,
основу которых составляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу,
прямоугольнику и т. д., допускающая небольшие отклонения. Предметы же
сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких
форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь
и пространственное расположение частей.). Так, правильную форму имеют
шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, ягоды смородины, рябины,
полотнище флага, бусинки и др. При их изображении в аппликации
используют приемы вырезания геометрических фигур соответствующей
формы. Конкретные признаки предмета в аппликациях передают подбором
окраски бумаги (зеленый арбуз, желтая дыня, оранжевый апельсин, красный
флаг, разноцветные шары и мячи).
От занятия к занятию ребенок упражняется в правильном отображении
прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание
этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов.
Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы
изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с
развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами
прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови,
стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один
конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А
другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из
зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки,
ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат
последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного
овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня,
слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и
5
др.). Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся
изображать признаки реальной формы (яблоко, груша, клубника, банан,
кабачок и др.).
Подводить детей к вырезанию сложных предметов надо постепенно, по
мере усложнения их строения — от изображения двух-трех однородных
частей (снеговик) к сочетанию нескольких частей разной конфигурации
(грибок, дом, жук), а затем и более сложного строения (многоэтажный дом,
автобус, цветок). Вырезание предметов сложной формы происходит по
частям, что требует развитого умения членить предмет на составные детали,
определять их форму, соотношение по величине, расположению, окраске.
Эти свойства познаются и закрепляются в процессе обследования предметов.
Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает
овладение умением создавать аппликации, используя приемы
симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном
складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для
одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.
Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение
цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей
фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с
учетом их величины, окраски.
Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья.
Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. При
вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного
складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального
соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев
бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба.
Приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией выделяются тремя
группами форм, объединенных общностью конфигурации заготовки
(квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае
применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали).
Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и
более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения
форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы),
лучше брать прямоугольную бумагу.
Овладение приемами сгибания заготовки для вырезания симметричных
форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать
результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче
основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою
работу, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме,
6
величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из
особенностей растений.
Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании
аппликаций, отражающих мир насекомых (бабочки, стрекозы), образы
сказочных персонажей, героев мультипликационных фильмов. Многие из
них имеют симметричное строение, и поэтому при вырезании из заготовки
бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали.
Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций
является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с
криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными
очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.
Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги
или других материалов производится беспрерывным слитным движением
ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и
получил название силуэтного вырезания.
Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним
детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и
сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их
творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. В
период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и
последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и
явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически
развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук.
Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и
криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным
движением от прямого среза к кривому и обратно.
2. Связь аппликации с ручным трудом.
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на
развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое
развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие
мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей
интеллектуальности ребенка. В.А.Сухомлинский писал: « Чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
На занятиях по аппликации и ручному труду у детей развиваются
эмоционально эстетические чувства, художественное восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Так же появляются большой интерес и желание заниматься ручным
трудом. Поэтому детей в старшем дошкольном возрасте легче приобщить к
разным видам деятельности.
7
Занятия разного характера, связанные с ручным трудом и аппликацией,
способствуют дифференцированному восприятию по созданию и
преобразованию предметов, развитию логического мышления, воображения,
внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию
трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей, – что является
важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.
Таким образом, взаимосвязь занятий по аппликации с ручным трудом
обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного процесса.
3. Методика проведения образовательной деятельности по аппликации в
разных возрастных группах ДОУ.
Обучение аппликации основано на развитии восприятий детей.
Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных
соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и
воображения во время занятий.
Вторая младшая группа. Задачами обучения аппликации в этой возрастной
группе являются следующие: знакомство с геометрическими формами,
входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом,
треугольником; знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый,
черный; знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина»
(большой, маленький, больше, меньше); развитие композиционных умений в
расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
освоение навыка наклеивания форм.
Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и
организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации
бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от
объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время,
готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном
пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети
этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета
элементов для наклеивания. После того как объяснение педагога выслушано
и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в
соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения
элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на
столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед
процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за
правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники
наклеивания. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет
использоваться для оживления представлений дошкольников об
особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в
8
аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание
натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных
воспитателем, особенно на первых занятиях. В процессе показа образца в
младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если
необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности. Показ
воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений
у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока
воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут
применять в работе. Педагог также показывает последовательность
выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу,
объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т.
д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания,
если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель
сопровождает объяснением.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как
готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными. В этой группе
ставятся следующие учебные задачи по аппликации: развивать умение
составлять предмет из нескольких частей; научить располагать в узоре
несколько форм (10 — 12); развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по
контрасту; развивать умение различать формы по величине и использовать
большие и маленькие формы; познакомить с формой овала и треугольника;
освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям. Усложнение
программных требований вызывает необходимость более детального
изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание
детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа
натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из
шаров — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети
и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных
размеров из находящихся на общем подносе. Для проверки знаний детей
используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли
найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно
продумать и подобрать цвет неваляшки. При более сложных заданиях в
средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при
наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров
для стен, крыши, окон. В средней группе рассматривание натуры не всегда
сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации
«Неваляшки» бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма
круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми
формами шара. Образец бывает необходим в декоративных работах из
9
готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать
натуру (например, при наклеивании лодки с парусом. Особого внимания в
этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это
первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель
несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы
правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как
следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась.
Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок
(шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят
в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого
ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли
выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены
формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное
участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит
итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Старшая группа. Задачами обучения аппликации в старшей группе
являются следующие: развивать умение вырезывать, пользуясь
разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с
закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое; развивать умение составлять
предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате,
прямоугольнике из геометрических и растительных форм; использовать
новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные
оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные
очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении
или с передачей несложного движения. Опираясь на представления детей и
используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит
анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их
формы и отмечая соотношения их друг с другом. Поскольку мелкие детали
ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с
более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством
деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные
игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда
дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует
предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров,
расположения форм на листе и др. Если детям дают задание изобразить уже
знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен
10
натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный
домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще
использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных
вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую
инициативу в выполнении задания. Как правило, новые приемы старшие
дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм
из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема
требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности,
умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом
вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам
бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате
получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что
нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут
вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум
с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются
детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную
часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.
Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их
желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на
дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4—5 человек.
Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке»)
выполняют всей группой.
В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение
учебных задач по всем разделам: осваивать новые приемы вырезывания из
бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное; развивать композиционные
умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в
составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в
сюжетной аппликации; использовать все цвета спектра и их оттенков.
При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности
контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое
сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с
которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей
группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение
11
аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали
(плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.). Поскольку дошкольникам трудно
одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и
вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит
из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги
соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю
этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее
нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько
точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда
вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных
растительных элементов для декоративного узора. В альбоме «Аппликация в
детском саду» Л. Г. Суховской и В. А. Паллона приводится набор таких
форм.
Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами
вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения,
полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги,
сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные
симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы
елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное
строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем
у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают
ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так
как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к
частному и от частного снова к общему. Более сложный прием вырезывания
из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении
салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить
бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4), как вырезывать в
зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей,
расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При
развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем
дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при
декоративных работах.
Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения
поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение,
а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на
образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора.
Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по
своему желанию.
12
В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной
аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в
расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где
последовательность пространственного расположения предметов может быть
различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания
форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля),
затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.
Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может
быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без
помощи педагога распределяют работу между собой. Распределение сюжетов
между группами (дети объединяются по 4 человека) проводит воспитатель,
ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку и
т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в
какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети
прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают
на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа
ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма,
товарищества, а с другой — способствует формированию умения
планировать и заранее продумывать весь ход работы.
Во всех возрастных группах детского сада проводятся занятия аппликацией
по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только
готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с
задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах ребята
самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети
6—7 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать
несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу
детали для аппликации.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается
коллективизм, умение работать в коллективе. Это предполагает
совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательности к
себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление
принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки.
Уровень овладения умениями и навыками позволяет осуществить и
определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в
школе.
13
Используемая литература:
1. Антилова В. А., Дектярева Л. Ю., Пушкарева И. А. Перспективный
план работы по руководству изобразительной деятельностью
дошкольников. Ульяновск.: «Учитель», 2009.
2. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству.- СПб.:КАРО,
2004
3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.:
«Просвещение», 1988.
4. Гусакова М. А. Аппликация: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. М.:Изд. Центр «Академия», 1998.
5. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов / www. pedlib. ru /
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.:
«Карапуз», 2009.
7. Сергеева Д. В. Аппликация и конструирование, их взаимосвязь с
художественным ручным трудом. /www. detskiysad. ru. /