Проект-исследование "Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 класса на уроках технологии"
проект-исследование на тему
«Формирование художественно-
графических умений у учащихся
5 класса на уроках технологии»
Такалов Азат Тагирович
учитель технологии
первой категории
2019 г.
Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации основывается на том, что отечественная школа
выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке
молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности. Одной из граней такой подготовки
всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической
культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило
значимость «языка техники» для углубления знаний о технологическом мире.
Уровень графической подготовки человека определятся главным образом, не степенью
овладения или техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем,
насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей,
насколько подвижно его образное мышление. Графическая грамотность стала таким же
элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует
формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного
возраста. С необходимостью прочитать чертеж и понять содержащуюся в нем
информацию учащиеся сталкиваются на многих занятиях по технологии.
В 5-8 классах на изучение технологии в нашей школе отводится по 68 часов, в 9
классе – 34 часа. Программа «Технология. Технический труд» включает в себя много
разделов. Практически на каждом занятии по технологии у мальчиков формируются
художественно-графические умения. Можно говорить о необходимости планомерного и
систематичного формирования художественно-графических умений на уроках
технологии. Учитель технологии должен учитывать два существенных фактора при
первоначальном обучении элементам художественно-графической грамотности:
фундамент для формирования знаний по черчению у них практически отсутствует, за
исключением сведений о геометрических фигурах, полученных ранее из школьного
курса; пространственное воображение, являющееся необходимым фактором
восприятия объемных изображений, в большинстве случаев не развито. Следовательно,
фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного,
поэтапного построения необходимых знаний и умений, а пространственное воображение
- формироваться путем систематического сопоставления чертежа (эскиза) с реальным
изделием.
Большой объем художественно-графических умений у школьников должен быть
заложен учителем в начальных классах. В начальной школе на уроках рисования,
математики, технологии учитель формирует у учащихся базовые художественно-
графические умения. В соответствии с программой начальных классов, к концу 4 класса
школьники должны обладать следующими художественно-графическими умениями:
конструировать модели плоскостных геометрических фигур, зарисовывать их на
бумаге; анализировать, расчленять на части простейшие объекты, называть
составляющие их части; сконструировать объект по схематичному рисунку, по
техническому рисунку, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию в
результате обнаружения дефекта или несовершенства; контролировать правильность
изготовления деталей конструкции и всей конструкции; Учащиеся должны усвоить в
начальных классах: сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка (линия, композиция, сочетание оттенков цвета, колорит и т.
п.), деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и
группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый). Учащиеся получают
представления о таких геометрических понятиях, как точка, прямая, отрезок, кривая, луч,
замкнутая, незамкнутая линия, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат,
треугольник, угол, параллепипед, куб, цилиндр, шар, пирамида.
В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовыми
операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением простейших
действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими
приемами работы инструментам.
Художественные умения формируются у учащихся также на уроках изобразительного
искусства. На этих уроках учащиеся учатся чувствовать и определять красоту линий,
формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, выполнять
изображения отдельных предметов с использованием перспективы, анализировать
предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного
положения, использовать гармонию цветовых оттенков, цветовой контраст, передавать
фигуру человека. Все эти умения очень востребованы на уроках технологии при изучении
многих тем и разделов. В соответствии с рассмотренными психическими и умственными
особенностями учащихся и анализом программ по технологии, начальным классам, ИЗО
необходимо разработать соответствующие подходы к преподаванию уроков, на которых
предусмотрено формирование художественно-графических умений.
При формировании художественно-графических умений на уроках технологии перед
учащимися необходимо поставить четкую цель, которую они будут осознавать, понимать
то, чему они должны научиться в процессе урока. Далее важным условием является
заинтересовать учащихся. Необходимо сформировать мотив. Важно убедить их, что
получаемые умения пригодятся им не только для конкретного урока, но и в повседневной
жизни. Для этого рекомендуется использовать задачи, которые позволят связать
художественно-графическую деятельность с разнопредметными знаниями и умениями.
Необходимо, чтобы компоненты графических действий и художественных умений давали
правильное представление им о черчении и ИЗО в приложении к другим видам
деятельности человека. Далее следует организовать совместную с учителем деятельность
по формированию конкретного художественно-графического умения. Учитель на этом
этапе демонстрирует образец выполнения задания и обосновывает алгоритм решения.
Ученики усваивают алгоритм, изучают частные случаи применения алгоритма. Затем
следует процесс закрепления алгоритма, который включает различные случаи и ситуации
по формируемому художественно-графическому умению, упражнения в использовании
данного умения, проблемные и творческие задания.
Художественно-графические умения очень значимы в системе подготовки учащихся.
Программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для
ознакомления учащихся с основами черчения, рисования. Поэтому речь идет о попутных
сообщениях школьникам сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать
стройную последовательную систему представлений. Все это требует от учителя
технологии целенаправленных систематических действий по формированию фундамента
художественной культуры и графической грамотности.
С целью выявления уровня художественно-графических умений у учащихся 5 классов я
провел небольшое исследование. Применил следующие методы исследования:
анкетирование учащихся, посещение уроков, исследование опыта учителей, наблюдения,
творческие задания, анализ дидактического обеспечения к урокам, беседа с учащимися и
учителями.
В число вопросов анкеты были включены такие, которые позволили выявить уровень
знаний о закономерностях цвета, форме, пространственных отношениях, геометрических
фигурах, понятии симметрии, конструировании и моделировании. Вопросы составлены с
учетом знаний и умений учащихся, которые они получили в период обучения в начальной
школе, на уроках изобразительного искусства. Кроме того знания, необходимые при
ответе на вопросы очень важны при формировании художественно-графических умений
на уроках технологии. Некоторые вопросы составлены с выбором ответа, чтобы навести
учащихся на правильную мысль, другие вопросы требуют полного ответа, знаний
определений, приведения примеров. Для выявления уровня развития пространственного
мышления некоторые задания снабжены иллюстрациями для большей наглядности.
Вопросы сформулированы в соответствии с умственным развитием пятиклассников,
доступны и понятны. Анкета состоит из 15 вопросов разного характера и уровня
сложности.
Проведенная анкета позволила установить уровень развития художественно-
графических умений учащихся до начала специального обучения. Например, на вопрос
«Знаете ли вы что такое симметрия? ответ: а – да, б – нет» -большинство учащихся
ответили отрицательно и не смогли привести примеры симметричных предметов. На
вопрос «Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше
самого предмета будет его изображение на чертеже? Ответ: а – больше, б – меньше, в –
затрудняюсь ответить» -многие учащиеся ответили неправильно.
Из полученных ответов учащихся видно, что они не умеют оперировать графическими
понятиями (симметрия, масштаб, эскиз и др.), которые важны при формировании
художественно-графических умений, и которые они должны знать из программы
начальных классов. Пространственное воображение не достаточно развито. Школьники не
знают закономерностей цвета, цветовых сочетаний. Зная названия геометрических фигур,
многие ученицы неправильно называют те или иные фигуры. Можно сделать выводы, что
на уроках изобразительного искусства и математики не уделяется должного внимания
формированию этих знаний и умений. Учащиеся не достаточно усвоили предусмотренные
программой начальных классов знания и умения. Учащиеся в основном пассивно
воспринимают знания, копируют действия учителя, иногда не осознанно, не
заинтересованы в уроке. Из анализа дидактического обеспечения можно сделать вывод,
что для формирования художественно-графических умений их недостаточно.
Для успешного формирования художественно-графических умений на уроках
технологии мною поставлены следующие задачи:
• овладение учащимися знаниями элементарных правил построения и чтения
чертежа, пользования чертежными инструментами;
• формирование навыков конструирования, ознакомление с особенностями
оформления чертежа;
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, фантазии, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного;
• развитие конструктивного мышления.
Для выполнения поставленных задач я наметил основные пути их практического
осуществления через: изложение материала с использованием дидактических пособий,
технологических карт, наглядного материала; дифференцированный подход к учащимся
на уроке, который предполагает наличие достаточного количества
технологических карт, карточек - заданий, различных по степени трудности;
самоконтроль учащихся; использование на уроке проблемных и творческих заданий;
проведение выставки детских интересных разработок, творческих работ; использование
на уроках графических упражнений. Например, при изучении раздела «Обработка
конструкционных материалов» в 5 классе при изготовлении игрушки с росписью для
успешного формирования графических умений и художественного вкуса у учащихся на
уроках технологии я разработал:
1.технологическую карту для ознакомления учащихся с поэтапным описанием
конструирования подвижной игрушки с элементами самоконтроля. Технологические
карты могут быть использованы как вспомогательный дидактический материал при
формировании художественно-графических умений - вместе с учителем (за учителем) и
самостоятельно (самообразование, опережающие задания - для учащихся, проявляющих
повышенный интерес к предмету). Технологическая карта снабжена поэтапными
операциями с наглядными изображениями, что является очень важным, так как в 5 классе
учащиеся впервые сталкиваются с конструированием изделий и у них недостаточно
развито пространственное воображение. Карта способна сформировать у учащихся
точный и конкретный образец действий, с которым они будут сверять свои действия;
2.плакат для изучения цветовых сочетаний - цветовой круг. Цвет играет большую роль
в жизни человека. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а
мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности.
Подбирая ткать для фартука, необходимо знать, как влияют друг на друга различные
цвета. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Три основных
цвета – синий, красный и желтый размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы
жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный
треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний
шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три
смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем,
таким образом, дополнительные цвета: желтый + красный – оранжевый; жёлтый + синий =
зелёный; красный + синий = фиолетовый. Цветовой круг можно условно разделить на
четыре части. В одну четверть войдут желто-красные цвета, в другую красно-синие, в
третью сине-зеленые и в четвертую зелено-желтые. Так мы получим четыре группы
родственных цветов. Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях
цветового круга. Их используют там, где нужно привлечь внимание, так как такие
сочетания сразу бросаются в глаза. Сочетаясь друг с другом, они становятся ярче,
заметнее один на другом. Любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему
цветов. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли
красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в другую половину - голубые,
зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, яркими, а
цвета голубой его половины - холодными.
3. плакат для изучения способов конструирования игрушки -на плакате показаны
различные варианты размеров элементов и виды соединения деталей, правила «золотого
сечения», применяемые при конструировании.
4. опорные схемы по применению чертежей, по типам линий в чертежах. Опорные
схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и
оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные,
опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к
поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места. Но главная
цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал
доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление
конечной цели и промежуточных этапов. Опорные схемы – это надёжный помощник
восприятия, запоминания, творчества, развития художественно-графических умений.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой, он приобретает уверенность,
снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё
внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть,
осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не
чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается
для выполнения практического задания. Очень важное условие в работе со схемами то,
что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты.
Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
5. образец творческого мини-проекта с вариантами игрушек и их конструкцией.
Учащиеся выполняют конструирование игрушки, применяя полученные на уроках знания,
оформляют его в соответствии с правилами построения композиции. Перед изготовлением
игрушек учащимся можно задать конкретные условия выполнения, например, выполнить
конструирование игрушки по образу стилизованного животного, используя определенные
цвета и т. п. Такая форма работы может выполняться как индивидуально, так и в малых
группах, повышает творческую активность учащихся, развивает художественные
способности. По окончании можно провести выставку лучших работ учащихся.
6. комплекс мини-упражнений по формированию графических и художественных
умений, содержащих большое количество графических построений, по закреплению
умений пользования чертежными инструментами, а также перед повторением и изучением
таких понятий как симметрия, масштаб, цвет. Назначение - научиться выполнять разные
геометрические построения, правильно использовать чертежные инструменты,
оперировать понятиями, сочетать цвета.
7. карточки-задания для закрепления и контроля знаний, умений и навыков по
конструированию игрушки. Карточки содержат вопросы теоретического и практического
характера.
8. образец изделия – игрушка с росписью. Перед изучением правил конструирования
нужно показать учащимся готовое изделие, чтобы они наглядно представляли, что в
конечном итоге у них должно получиться.