Конспект занятия "Лепка филимоновской свистульки. Особенности работы филимоновских мастеров"

1
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Конспект занятия
ТЕМА: «Лепка филимоновской свистульки. Особенности работы
филимоновских мастеров»
Возраст обучающихся 8-12 лет
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Ситникова Юлия Сергеевна
г.Шадринск
2015 г
2
Тема занятия: Лепка филимоновской свистульки. Особенности работы
филимоновских мастеров.
Цель: Научиться лепить филимоновскую свистульку.
Задачи:
Обучающая научить лепить свистульки. Познакомить с содержанием труда
мастера народных художественных промыслов.
Развивающая - развивать интерес к народному творчеству.
Воспитательная – воспитывать любовь к русской народной культуре.
Материалы: Вода, глина.
Инструменты и приспособления: стеки, нож, пичужка, подкладная доска.
Дидактический материал: образец изделия, технологические карты,
филимоновские игрушки, иллюстрации.
План занятия
Организационный момент.
Сообщение нового материала.
Практическая часть.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Приветствие, проверить явку, выяснить причину отсутствия, проверка
подготовки к занятию.
Сообщение темы и цели занятия.
Тема: Лепка филимоновской свистульки. Особенности работы филимоновских
мастеров
Цель занятия: Научиться лепить филимоновскую свистульку.
Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой
древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические
инструменты для вызывания ветра и дождя в летнюю жару. Впоследствии
свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую
забаву.
3
Кто из вас знает игрушки какого народного промысла все без исключения
свистульки? (Филимоновские).
Просмотр кинофильма.
Во время просмотра обратить внимание на то, как мастера делают надрезы
свистульке и как соединяют края.
- Где родилась Филимоновская игрушка? (в селе Филимоново)
Какая форма характерна для Филимоновских игрушек? грушки высокие с
длинными шеями и маленькими головами).
Какие краски используют мастера филимоновской игрушки? (красный, желтый,
зеленый).
Какие узоры? (чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цетов,
«елочки», «цветочки»).
Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, поэтому и узоры в
основном состоят из полосок.
Какая из 7 представленных здесь игрушек филимоновская? Почему вы так
решили? (2,4)
В основном игрушечным делом занимались женщины и дети. Уже с 7 8 лет
девочки начинали лепить свистульки. Затем игрушки продавались на ярмарках
и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Из поколения в поколение
передавалось мастерство. Люди получали за это деньги. Игрушки были
предметом их труда самобытного и интересного. Ну, это тогда было … скажете
вы. Но это и сейчас есть. Весь этот разнообразный живой и красочный мир
Филимоновской игрушки живет теперь в мастерской керамических игрушек.
Мастера приходят сюда на работу, которая зовется творчеством. Потому что
все делается здесь только руками
И двух одинаковых игрушек некогда не рождается.
Профессия мастер народных художественных промыслов, мастер-
игрушечник. Хотя за полгода можно «пройти» все приемы лепки. Столько в
среднем учатся пришедшие сюда. Но еще пять лет понадобится на то, чтобы не
разочароваться и не уйти, чтоб стать мастером, да таким чтобы что придумает
голова и подскажет воображение могли сотворить руки.
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров народного
художественного промысла и слепим курицу-свистульку (показ).
Народные мастера лепят свистульки в виде оленей, собачек, птиц и
фантастических животных.
Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно
выполнить отдельно, а затем соединить с основной частью игрушки.
В нашей игрушке свисток выполняется отдельно, отдельно лепится голова с
шеей и подставка. Готовые части соединяют друг с другом, смочив места
соединения водой.
4
Сначала лепится свисток. Возьмите кусок глины величиной примерно с
грецкий орех, руками раскатайте из него пластину и оберните её вокруг
указательного пальца левой руки, придав ей форму цилиндра. Помогая
указательному пальцу, расплющите слегка стенки цилиндра, чтоб получился
кувшинчик с толстым дном. Донышко кувшинчика проткните тонкой
деревянной палочкой («пичужкой») так, чтобы её кончик упирался в ноготь.
Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Сначала ножом надрежьте глину под
прямым углом до кончика ногтя. Затем сделайте второй надрез под острым
углом и удалите подрезанную глину. Соедините края кувшинчика.
Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что
воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается о острый
клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть
попадает в полость свистка.
Опытные мастера делают свистульку «на глазок», при этом она издает звонкий
и чистый звук даже тогда, когда глина ещё не высохла. Заставить свистульку
свистеть тем, кто взялся за её изготовление впервые, не так то просто.
На этом рисунке даны точные размеры свистка, вылепленные опытным
мастером. Но это не значит, что стоило только выдержать все размеры, и
свистулька тут же запоет соловьем. Иногда чтоб она зазвучала, нужно что-то
подправить.
Если свисток после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый
глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в
том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно
воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что
в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного
сдавливания мундштука. Достаточно устранить эти основные неисправности, и
свисток будет издавать сильный и чистый звук.
После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по
бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон.
Закрывая и открывая пальцами боковые отверстия, можно извлекать из
свистульки незатейливые переливчатые трели.
После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, отложите свисток в
сторону и слепите из кусочка глины величиной с грецкий орех шею с головой.
Шея лепится из колбаски. Верхняя часть колбаски изгибается и формируется
голова.
Затем из третьего куска глины величиной с грецкий орех лепится подставка:
скатайте шар и прижмите его к столу чтобы получилась половинка шарика. Это
подставка. Готовые части соедините друг с другом, смочив места соединения
водой и хорошо загладьте. Дополните птицу гребешком и бородкой (гребешок
маленькая лепешечка, бородка маленькая капелька).
Чтобы прикоснуться к удивительному миру народной игрушки, возьмите в
руки глину и приступайте к лепке одной из самых выразительных народных
игрушек свистульки. Поможет вам в этой работе вековой опыт народных
мастериц.
5
Релаксация под музыку.
4. Практическая часть.
Самостоятельная работа по изготовлению свистульки.
Индивидуальная помощь при затруднениях у детей.
Гимнастика для глаз.
Подведение итогов.
Заканчиваем работу. Кто завершил работу прибираем свое рабочее место,
готовую работу подписываем и выставляем на стол.
Сегодня мы с вами были в роли народных мастеров и изготовили свистульку.
Выполняли одну и ту же работу , а свистульки получились у всех разные.
Как вы думаете мы справились с работой?
Какая свистулька самая звонкая?
С игрушками какого народного промысла мы сегодня познакомились?
Как называется профессия человека делающего народные игрушки? (мастер
народных художественных промыслов)
Интернет источники:
http://stranamasterov.ru
http://www.filimonovo-museum.ru
http://www.art-olonya.ru