Творческий проект по технологии "Шкатулка"

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№3»
Творческий проект по технологии
«Шкатулка»
Выполнили: Абакшин Александр (7 кл),
Миргородский Артем ( 8кл.)
Руководитель: Копнинов Александр
Николаевич
Старый Оскол
2013г.
2
Содержание
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Цель.
3. Основные требования к изделию.
4. Исследования.
5. Разнообразие изделий.
6. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.
7. Техника безопасности.
8. Последовательность изготовления изделия.
9. Экономическое обоснование.
10. Самооценка.
11. Используемая литература.
3
1. Обоснование возникшей проблемы и
потребности.
На уроках технологии мы учимся работать с деревом -
конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать.
Нам очень понравилось выпиливать дощечки и потом вырезать на них
рисунок и мы с другом решили сделать шкатулку. Тем самым мы на практике
закрепим полученные на уроках знания.
2. Цель проекта: изготовление шкатулки.
3. Основные требования к изделию.
К готовой шкатулке предъявляются определенные требования.
Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.
Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать
безопасность применения изделия в быту.
Эстетические требования состоят в том что изделие должно быть
красивым и безопасным , экологически чистым.
4 . Исследования.
Чудесное дерево – липа
ЛЕС – ЛИПНЯК
Как здесь свежо под липой густою
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
Афанасий Фет
4
Если в солнечный летний день войти в лес-липняк, то сразу
почувствуешь, как легко становится дышать, какой здесь чистый воздух.
Цветущая липа пахнет медом. Этот аромат привлекает большое количество
насекомых, особенно пчел, без которых цветки липы не могли бы опыляться.
Запах липы пчелы чувствуют за три километра. Собирая нектар, они
переносят пыльцу с цветка на цветок, с одного дерева на другое, опыляя их.
Липовый нектар богат различными полезными для организма веществами. В
нем много витаминов, минеральных солей, органических кислот. Семена,
прежде чем прорасти, долго (больше года) лежат в земле.
Всходы липы имеют две семядоли, по виду схожие с руками человека,
сложенными у основания кистей. Они нежны, боятся затемнения и растут
медленно.
ЦВЕТОК ЛИПЫ
Цветы липы необычные – каждый из них похож на золотое ювелирное
украшение очень тонкой работы. А каково его строение?
Цветок снабжен узким прицветным крылом. Посмотрите внимательно
на него. У раскрытого цветка пять зеленоватых чашелистиков и пять
желтовато-белых лепестков, многочисленные тычинки разошлись,
изогнулись в стороны.
В середине цветка находится пушистый комочек завязи, а в глубине
скапливаются капли душистого сладковатого раствора-нектара.
5
Липа цветет.
И опять над бульваром
Будто разлит одуряющий мед
Будто охвачен
пахучим пожаром
Город, в котором липа цветет.
Г. Метельский
ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА
В древности целебную силу приписывали не только цветам, но даже
целым деревьям, особенно старым могучим липам. Древние германцы в
надежде на исцеление приносили под ветви раскидистых лип своих детей.
В Швеции, где люди верили в свою родственную связь с деревьями,
тщательно охранялись старые липы, считавшиеся родоначальниками древних
фамилий.
Одна из лип, имевшая три ствола, отходивших от корня, считалась
предком трех родственных фамилий, к одной из которых принадлежал
известный ботаник XVII века Карл Линней. Предание гласит, что после
вымирания одной из трех фамилий засыхал один из стволов.
У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости.
ДЕРЕВО БОГИНИ
Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады,
вокруг старых лип девушки водили хоровод.
В Европе липа считалась священным деревом. Ее высаживали во
дворах замков, на городских площадях. Под липами проходили собрания, на
которых решались общие дела.
На Кавказе липу тоже почитали как священное дерево. Срубить или
сжечь липу считалось величайшим проступком. Ее старались высаживать
вокруг храмов, и до сих пор некоторые старинные церкви утопают в зелени
лип.
6
ЛИПА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются
друг другу, и возможно, одна из причин этого мягкость липовой древесины
и твердость дубовой. «Девки липовые, а парни дубовые», – говорится в
русской поговорке.
И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай
вырубать в лесу очеп – жердь, на которую подвешивали колыбель, с
новорожденными, для девочки из липы, а для мальчика – из дуба.
ОДНАКО
Липа – одно из тех деревьев, части которых так или иначе
используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на
корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые
весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу. Да и сейчас они
идут на приготовление витаминных салатов.
ЛЕСНОЕ УДОБРЕНИЕ
Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным
удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро
перегнивают. Если весной под дубом еще лежат прошлогодние побуревшие
листья, то под липой листьев уже не найдешь.
ЛИПОВЫЕ ОРЕШКИ
Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на
ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла,
напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные с дерева орешки
падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось
лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их
особенный неповторимый вкус.
ОБУВЬ ИЗ ЛИПЫ
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой
коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали
при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной
7
ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную
современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь
была также традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные
башмаки.
Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего
возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики
снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней
корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.
ЭХ, ЛАПТИ, ДА ЛАПТИ МОИ…
Самой распространенной обувью были лапти. С ними связано
множество поверий и обычаев.
Так, в Орловской губернии проращенные семена огурцов выносили в
огород на посадку обязательно в лапте. Крестьяне верили, что огуречные
плети будут такими же длинными, как оборы лаптей, а сами огурцы
крепкими и сочными.
В Калужской губернии лапоть выступал в роли «куриного бога». Его
вешали на насесте, чтобы куры не ходили по чужим дворам, и яйца несли не
в лопухах, а в своих гнездах.
В Курской губернии парень преподносил подарок своей избраннице
лапти. Если парень не нравился девице, то подарок отвергался, но если
подарок был принят, жених мог смело засылать сватов.
Уральские старообрядцы считали лапти божьей обувью. Умерших они
хоронили только в лаптях, видимо, считая, что единственно достойная
обувь, в которой можно предстать перед богом. Ради пары лаптей надо было
ободрать три пятилетних деревца, а в год русский крестьянин снашивал
около 40 пар.
Давно прошло время лыковой обуви, и теперь только в сувенирной
лавке можно купить маленькие лапотки-сувениры. В каждой крестьянской
семье достаточно кожаной и резиновой обуви, но нет-нет да встретишь где-
нибудь в глубинке упрямого старика, идущего в лаптях на покос и
8
утверждающего, что лучшей обуви для покосных работ не сыскать. Вот эти-
то старики и хранят еще секреты плетения лыковой обуви.
НА СЛУЖБЕ У ПАРТИЗАН
Во время Великой Отечественной войны лапти сослужили добрую
службу партизанам. Так, например, на ответственные задания партизаны
Черниговщины выходили только в лаптях, которые специально плел местный
умелец. Оказывается, перед остальной обувью они имели большие
преимущества – не оставляли четкого следа, а самое главное, след лаптей не
брали фашистские собаки. Вот такими чудесными свойствами обладает кора
липы. Сравниться с ней может разве только кора березы.
5. Разнообразие изделий.
Липа является лучшим материалам для резьбы самых разных изделий.
Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию,
короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и
однородностью, легко поддается обработке, хорошо режется, широко
используется и в токарном деле.
9
6. Выбор материала, инструментов,
приспособлений, оборудования.
Из всех изделий которые можно сделать из липы мы выбрали
изготовление шкатулки.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
1. Ножовка.
2. Стусло.
3. Карандаш.
4. Линейка.
5. Стамески.
6. Циркуль.
7.Угольник.
8. Наждачная бумага.
9. Клей ПВА
10. Лак НЦ-228.
10
7. Техника безопасности.
Техника безопасности при работе с острыми режущими
инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит
думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при
нарушении правил техники безопасности. Порезы - дело неприятное, а если
они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и
после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается.
Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике
движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают
травмы.
Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться
следующих правил:
* Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда
притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
* Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На
поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует
своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только
щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его
нужно всегда класть в определенное место, располагая лезвием от себя. При
неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также
11
опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения
необходимо прикладывать усилие.
* Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а
лампа - находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы
свет лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить
рельеф и получить светотень.
* Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с
инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в
деревянной коробочке. Держать инструмент и, тем более, транспортировать
его в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или
ударе он легко протыкает материал и может поранить.
* Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем
состоянии. Металлическое покрытие у стамески должно быть матовым,
отшлифованным, без острых краев и заусениц. Ручка инструмента должна
быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть
лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно
эстетична. При работе у резчика часто потеют руки. Ручки инструмента,
которые засаливаются и начинают скользить в ладони, резчик старается
держать как можно крепче. При этом мышцы у человека напрягаются,
движения приобретают скованность, что приводит к огрублению резьбы.
Лакированную же ручку можно помыть с мылом, вытереть насухо - и
никаких проблем. А нелакированную ручку лучше не мыть: дерево от воды
темнеет, разбухает и гниет.
* Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя
руками - отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться
неудобным, но потом приходит осознание целесообразности этого условия:
руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте.
Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе
одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку,
которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или
12
поздно неизбежно окажется на пути стамески. Срывы же стамески при
работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При
работе двумя руками фактически порезаться невозможно, и, уже не опасаясь
пореза, резчик работает так же свободно, как художник пишет кистью.
* Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на
коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы,
которые выполняются только так, поэтому необходимо делать резьбу очень
внимательно, соблюдая технику безопасности. Способы выполнения таких
работ будут описываться конкретно для каждого изделия.
* Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт,
перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.
8. Последовательность изготовления изделия.
1. Выбор материала.
2. Разметка деталей.
3. Выпиливание заготовок.
4. Подгонка заготовок.
5. Шлифование заготовок.
6. Выбор рисунка.
13
7. Разметка рисунка
8. Резьба рисунка.
9. Склеивание шкатулки.
10. Шлифование изделия.
11. Лакирование.
12. Отделка шкатулки внутри
Для изготовления шкатулки мы выбрали такую древесину с которой
легко работать это липа. Выбрав материал приступили к разметке деталей
шкатулки. Размеры шкатулки : длина – 130мм, ширина – 90 мм, высота –68
мм, толщина стенки – 10 мм. Размеры крышки шкатулки: длина - 150 мм,
ширина - 110 мм, толщина – 15мм.
Закрепив заготовку в тисках, приступить к выпиливанию заготовок
изделия с помощью ножовки. С соблюдением всех правил техники
безопасности.
С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия с
одной стороны срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.
14
Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с
помощью наждачной бумаги.
С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры
изготавливаемого изделия.
Выбрать рисунок резьбы по альбому орнаментов «Резчикам по
дереву» , И.В.Нилова, выпуск VII, VIII .
С помощью линейки , угольника, карандаша, циркуля сделать разметку
рисунка геометрической резьбы на заготовке изделия.
Соблюдая правила техники безопасности вырезать нанесенный
рисунок на заготовке изделия с помощью резцов по дереву.
Склеить шкатулку клеем ПВА. Закрепить детали с помощью
струбцины и оставить до полного высыхания клея.
Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.
Покрыть лаком НЦ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо
проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности
при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.
Произвести внутреннюю отделку шкатулки с помощью обивочной
ткани и клея ПВА.
9. Экономическое обоснование.
Используемый материал.
Наименование
Количество
Цена(рубли)
1. Доска липы
40х150х25 мм
20
2. Клей ПВА
100 гр.
20
3. Лак НЦ-228
1л.
75
4. Наждачная бумага
150х200 мм
15
ИТОГО
130
15
10. Самооценка.
Изготавливая шкатулку мы узнали много нового о древесине, методах
ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и
приспособлениях применяемых при работе с древесиной, о технике
выполнения резьбы по дереву и многое другое. Научились правильно
пользоваться инструментами при резьбе по дереву. И самое главное, мы
поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие
всегда получается чуточку другим. Это потому что оно изготовлено нашими
руками. И нет предела творческой фантазии.
11. Используемая литература.
Альбому орнаментов «Резчикам по дереву» , И.В.Нилова, выпуск VII,
VIII .