Конспект окружного семинара-практикума "Художественная обработка бумаги. Бумажная пластика"

Конспект окружного семинара-практикума «Бумажные маски»
Тема: «Художественная обработка бумаги. Бумажная пластика»
Цель: Повышение компетентности учителей в вопросах
конструирования из бумаги.
I. Теоретическая часть.
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает
превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования
люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus)
были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами,
ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления,
затем - традиционные народные зрелища. Театр стран Востока до сих пор
широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом
(грим - маска).
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР
В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном
театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом
для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли
мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при
Девиз:
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай - и ты научишься.
2
представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом,
перед лицом многотысячной толпы.
Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для
глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором,
усиливающим голос.
ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР
Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии,
религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски.
Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального
искусства других стран Востока.
Развитие театрального искусства в Корее связано с искусством
сказителей, танцевальными представлениями в масках и народным кукольным
театром, главным героем которого был корейский Петрушка - Пак Чхом Чжи.
Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это
разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом
или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска
заменяется гримом
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих
артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась
и в мистериях.
В XVI в. в Италии возникла комедия дель-арте или комедия масок. В
основе представления комедии дель-арте была не пьеса, а краткий сценарий,
текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у
зрителей. Маска в комедии это и собственно маска, закрывавшая лицо актера, и
социальный типаж, с неизменным физическим обликом и чертами характера.
Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней
на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого
и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора.
Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин,
разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные
интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками.
РИТУАЛЬНЫЕ МАСКИ
В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”)были
принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ
В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре
кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. В театре утверждается амплуа -
специализация актёра на определённом круге ролей. Рассмотрим примеры
масок, используя компьютер.
Театральное искусство как и в прежние времена - прежде всего искусство
игры, лицедейства, осуществляемого при помощи и фантазии и веры в то, что
играешь. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или
3
иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и
в древние времена, определяют художники.
Прошло две тысячи лет, театральное искусство изменилось, но интерес к
маскам не угас. На протяжении всего своего существования люди делали и
делают маски. Они изготовляют их из различных материалов дерева, перьев,
ткани, глины и бумаги. При изготовлении нужно помнить о пропорции лица
человека и о характере маски.
II. Практическая часть. Конструирование объемной маски из бумаги
Маска специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на
лицо, она изображается в виде человеческого лица, звериной морды, бога или
духа и т.д.
Вопрос: Определите, какие части человеческого лица участвуют в
мимике наиболее активно.
Ответ: Брови, рот, глаза.
Вопрос: Говорят: “У человека все написано на лице”. Что это значит?
Ответ: Это значит, по лицу видно, что он чувствует.
Посмотрим, как будет изменяться настроение в зависимости от
положения глаз, бровей и рта.
Схемы эмоций человека
Печаль
Спокойствие
Веселье
Гнев
Переходим к выполнению творческого задания созданию бумажной
маски. Выбираем бумагу.
По структуре бумага бывает гладкая и шершавая по фактуре (характеру
поверхности) может быть мятая, в складку, гладкая. Для нашей работы
подойдет ксероксная бумага белого цвета. Она является долее пластичной.
Можно использовать бумагу светлых тонов бежевую, светло-серую, нежно-
розовую и т.д. Нежелательно использовать цветную бумагу, поскольку на
предмете светлого тона четче виден объем и тень, а на ярких цветных
поверхностях тоновой контраст теряется, поскольку преобладает цвет.
Обратим внимание на правила, которые помогут сделать маску быстро,
выразительно, придать ей объем:
1. симметрия;
4
2. парность деталей;
3. использование приемов (сгибание, подрезы).
Описание способа моделирования маски
1. Из альбомного листа вырезать форму лица. Возможные варианты:
круглое, вытянутое и т.д.
2. Приложить вырезанную форму к своему лицу, отметить положение
глаз, рта, носа. Вырезать характерные отверстия.
3. Придать объем маске, сделав надрезы по бокам и склеив их.
4. Заготовить усы, бороду, волосы следующим образом: сложить лист
пополам, вырезать форму, сделать надрезы, не доходя до края 5 мм. Для
завивки волос указательным пальцем прижать раскрытые ножницы плотно к
полоске бумаги и выглаживающем движением закрутить кверху.
Усы, бороду и волосы приклеить. По желанию можно изготовить
объемный нос и головной убор.
III. Рефлексия
1. Опишите кратко свои чувства и ощущения от проведенного мастер-
класса.
2. Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как
вы их преодолели?
3. Что нового вы узнали за время проведения мастер-класса?
4. Оцените свою работу на занятии:
а) по 5-ти бальной системе:
б) по принципу «много - мало» поработал:
в) по принципу «интересно - неинтересно»:
Используемая литература
1. «Бумажная пластика» А.Г.Мейнстер, г.Москва, ООО «Издательство
Астрель», 2001г.
2. «Костюм и маска» С.Г.Мартынюк, г.Москва, ООО «Издательство
Астрель», 2002г.
3. «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства» Н.Докучаева, г.Санкт-
Петербург, ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997г.