Презентация "Употребление обращений в художественных текстах"
Подписи к слайдам:
- Н.В. Гоголь
Цель исследования: определить типы обращений и их функции в художественной речи.
Проект «Употребление обращений в художественных текстах»1. Отобрать речевой материал: предложения и тексты с обращениями, употреблённые в произведениях А.С. Пушкина.
2. Провести анализ отобранного материала.
3. Сделать выводы о характере использования поэтом обращений, их строении, стилистической окраске, художественно-эмоциональной нагрузке.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
Метод исследования – это анализ художественных произведений. Метод исследования – это анализ художественных произведений.Материалом исследования выбраны стихотворные и прозаические произведения Александра Сергеевича Пушкина.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией. Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т. д.В художественных произведениях
в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоять в начале, середине или конце предложения.
Такова точка зрения на обращение, изложенная в лингвистических словарях и справочниках, а также в работах ученых-лингвистов. Из всех трудов, написанных на тему исследования, наиболее интересной и наиболее полной является работа Д. Э. Розенталя, изложенная в книге «Практическая стилистика русского языка». Такова точка зрения на обращение, изложенная в лингвистических словарях и справочниках, а также в работах ученых-лингвистов. Из всех трудов, написанных на тему исследования, наиболее интересной и наиболее полной является работа Д. Э. Розенталя, изложенная в книге «Практическая стилистика русского языка».Розенталь рассматривает обращения, используемые в художественных произведениях и в частности в поэзии, выделяет стилистические функции обращений. Он пишет: «Особую функцию выполняют обращения в поэзии, где они большей частью имеют риторический характер (обращения к отсутствующему лицу, обращения к животным, к неодушевленным предметам)».
Если в стилистически нейтральном тексте в роли обращения выступают собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии и т.д., то в текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи. Если в стилистически нейтральном тексте в роли обращения выступают собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии и т.д., то в текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи. В результате создаются различные стилистические разновидности обращений: В результате создаются различные стилистические разновидности обращений: 1. Обращения – метафоры 2. Обращения – перифразы 3. Обращения – метонимии 4. Обращения – иронии 5. Обращения – повторения 6. Обращения – риторические 7. Обращения – присловья 8. Обращения – фольклорные 9. Обращения – архаические»Современные учёные-лингвисты развили идеи Д. Э. Розенталя в своих научных работах. В основе нашего исследования также лежат положения, высказанные знаменитым учёным.
Основные функции обращений к героямВ произведениях А. С. Пушкина обращения встречаются часто, они разнообразны по тематике и строению, обладают различной стилистической окраской и выполняют разные задачи.
1. Основная функция обращения (звательная) состоит в том, чтобы, назвав собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи.
В послании «19 октября 1825 года» Пушкин в день рождения Лицея обращается из Михайловского к своим друзьям:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
2. Обращения также служат для обозначения конкретного лица, адресата речи: 2. Обращения также служат для обозначения конкретного лица, адресата речи: Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. 3. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно часто выполняет одновременно ещё одну функцию. С их помощью автор выражает своё отношение к своему адресату. 3. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно часто выполняет одновременно ещё одну функцию. С их помощью автор выражает своё отношение к своему адресату.Оценочную функцию обращения отмечал ещё М.В. Ломоносов, он писал: «…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться…»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня.
Александр Сергеевич Пушкин обращается к своей няне Арине Родионовне с нежностью и любовью. Определение «дряхлая» не несёт здесь отрицательной оценки, оно указывает только на старость.
В то же время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте нередко достигает высокой патетики. Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской. В оде «Вольность» поэт обращается к царям-тиранам: В то же время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте нередко достигает высокой патетики. Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской. В оде «Вольность» поэт обращается к царям-тиранам: Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу…4. Обращения играют в художественных текстах и другие важные роли. Они помогают создать образ того или иного литературного героя, показать отношения между персонажами.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» жадная старуха ругает старика за то, что он не воспользовался возможностью разбогатеть.
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Старик боится ослушаться свою гневную жену. А ей уже хочется быть дворянкой, а потом и царицей…
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
5. Откроем роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Действие романа происходит в 70-ые годы XVIII века. В нём встречаются обращения, которые сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно другие формы:
Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он [Савельич] с глубоким вздохом.
Барин, не прикажешь ли воротиться? – спросил ямщик.
Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся.
Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил.
Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею.
Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал.
Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину?
Какова роль этих обращений в пушкинском тексте?
Обращения вводят нас в обстановку XVIII века, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».)
6. Характерной особенностью обращений является их использование в письмах.
Во многих произведениях А.С. Пушкина герои пишут письма, например, в романах «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». В повести «Дубровский» старая нянька Владимира Дубровского Орина Егоровна, простая крестьянка, пишет ему письмо:
Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное . . .
Пушкин употребляет в её письме обращение «соколик мой ясный», характерное для фольклорных произведений, которое передаёт любовь няни к своему воспитаннику и её близость к миру народной поэзии.
Обращения к неодушевлённым предметам и явлениям
В художественной речи обращения нередко адресованы неодушевлённым предметам, явлениям. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека.
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье…
Ах, лето красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной ,да комары, да мухи…
Обращения раскрывают те сферы жизни, с которыми поэт теснее всего связан, обнаруживают предметы и явления, которые интересуют поэта, о которых он рассуждает, с которыми вступает в диалог, например:
1) Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив,
И черных скал вершины.
2) Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы. ( «К морю» )
А. С. Пушкин употребляет при обращении различные типы определений, согласованные и несогласованные, приложения, использует ряды однородных обращений.
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Обращения, адресованные к неодушевлённым предметам, явлениям природы, часто представляют собой обращения - эпитеты, например:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. («Погасло дневное светило»)
Обращения - метафоры:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
( «Евгений Онегин» )
Обращения - перифраз: Обращения - перифраз: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… ( «Медный всадник» ) Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения, например: Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения, например: Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега... Ты затопил, освирепев, Свои брега. ( «Обвал» )Таким образом, обращения к неодушевлённым предметам и явлениям часто являются средствами лексической выразительности – тропами.
Текстообразующая функция обращенийВ художественном тексте обращение может представлять собой центральную часть сообщения и организовывать текст в целом:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. ( «Туча» )
Обращение и похожие синтаксические конструкции
Предмет раздумий автора, туча, назван в обращении, без которого текст развалится. Текстообразующая роль обращений характерна для творчества таких поэтов 20 века, как Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Булат Окуджава.
Необходимо разграничивать обращения и внешне похожие на них синтаксические конструкции: назывные предложения и именительный представления.
Именительный представления – это фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы.
Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... ( А.С. Пушкин)
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А.С. Пушкин)
Назывные предложения указывают на существование предмета, именительный представления вызывает представления о предмете или лице, обращение же указывает на адресата речи и в отличие от названных конструкций произносится со звательной интонацией.
Например:
Москва! Москва! Люблю тебя как сын… – предложение с обращением.
Вот и Москва! — назывное предложение.
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (Пушкин) — именительный представления.
Заключение Данная работа посвящена рассмотрению обращений в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения содержат очень богатый материал для анализа. А.С. Пушкин достаточно часто прибегает к приему обращения. Он использует обращения не только по их прямому назначению, называние адресата, но и наделяет их специфическими стилистическими функциями. Проведя небольшое исследование по проблеме «Использование обращений в текстах художественной литературы», мы убеждаемся в следующем: Проведя небольшое исследование по проблеме «Использование обращений в текстах художественной литературы», мы убеждаемся в следующем: 1. Обращения составляют важную функционально - семантическую часть стиля поэта или писателя. 2. В творческом наследии А.С. Пушкина есть все основные типы обращений, выделяемых современной лингвистикой. 3. Обращения в художественных текстах полифункциональны: они называют собеседника автора; помогают понять отношение автора к адресату речи; рисуют исторический фон; помогают понять характеры персонажей; изображают круг интересов автора; служат для усиления выразительности речи; являются средством образования текста.Список используемой литературы
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 2002
3. Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока. 1998
4. Русский язык и культура речи. Под редакцией Максимова В.И. 2001
5. Материалы Интернета
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Проект "Употребление обращений в художественных текстах"
- Конспект урока "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи" 5 класс
- Презентация "Классификация словосочетаний" 8 класс
- Конспект урока "Как глаголить без глаголов? (Роль глаголов в предложении, речи)" 4 класс
- Конспект урока "Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)" 2 класс
- Урок-игра "Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщенные слова при однородных членах предложениях" 8 класс