Презентация "Сочинение на ЕГЭ" 11 класс

Подписи к слайдам:
СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ
  • УРОКИ В 11 КЛАССЕ
  • Учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ СОШ № 422 г. Москвы
  • Пчельникова Маргарита Владимировна
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
  • Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
  • Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
ТИПЫ ПРОБЛЕМ
  • Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
  • Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти.
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ)
  • ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ, РЕЧЬ ГЕРОЕВ
  • Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в их поступках, отношениях
  • Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть и др.)
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТ ПОЗИЦИИ АВТОРА К ПРОБЛЕМЕ)
  • ВЫЯВИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА
  • Запишите её в виде законченного предложения
  • Определите на какой вопрос отвечает это предложение
  • Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
ПРИМЕР
  • Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.
    • (По В. Распутину)
  • ПРОБЛЕМА: РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА.
  • ВОПРОС: КАК ВЛИЯЕТ ПРИРОДА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
ВЫБОР ОДНОЙ ПРОБЕМЫ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
  • Помните, что вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:
  • Какая проблема находится в центре внимания автора?
  • К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
  • Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
  • Существует несколько способов сформулировать проблему.
  • Её можно сформулировать самостоятельно (своими словами).
  • В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдет конструкция «проблема + сущ. (словосочетание) в род. падеже, например:
  • Автор поднимает проблему совести.
  • Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
  • В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
  • Существует несколько способов сформулировать проблему.
  • Её можно сформулировать самостоятельно (своими словами).
  • Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений.
  • Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
  • Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
  • Проблему можно процитировать.
  • В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.
  • «Почему телевизор вытесняет книгу?» – таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.
ВНИМАНИЕ!
  • Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
  • В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ
  • Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
  • Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу.
  • Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
КЛИШЕ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Проблема (какая?)
  • Сложная, важная серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
  • Проблема (чего?)
  • Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка; влияния красоты природы на человека и т.д.
КЛИШЕ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Автор размышляет над проблемой...
  • Автор текста затрагивает проблему...
  • В центре внимания автора проблема...
  • В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
  • Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
  • Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
  • (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
  • Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
ЗАПОМНИТЕ!
  • Проблема (чего?) смысла жизни
  • Вопрос (о чем?) о смысле жизни
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
  • 1. Непонимание проблемы
  • Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора.
  • 2. Неумение сформулировать проблему
  • Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления проблемы.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
  • 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы
  • Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
  • 4. Подмена проблемы авторской позицией
  • Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора — это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что...», «Автор доказывает, что...»
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ
  • 5. Подмена формулировки проблемы пересказом
  • Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа.
  • |
СФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА
  • История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности.
СФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА
  • Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
  • (По Н. Самвеляну )
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  • Тип ошибки
  • Пример из сочинения
  • Комментарий эксперта
  • Непонимание
  • проблемы
  • В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.
  • Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  • Тип ошибки
  • Пример из сочинения
  • Комментарий эксперта
  • 2. Неумение сформулировать проблему.
  • В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.
  • Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка — нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка — «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры...).
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  • Тип ошибки
  • Пример из сочинения
  • Комментарий эксперта
  • 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы.
  • Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось у стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.
  • Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  • Тип ошибки
  • Пример из сочинения
  • Комментарий эксперта
  • 4. Подмена проблемы авторской позицией.
  • Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.
  • Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества? ) формулируется позиция автора.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  • Тип ошибки
  • Пример из сочинения
  • Комментарий эксперта
  • 5. Подмена формулировки проблемы пересказом.
  • Проблема текста в том, что история человечества — эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.
  • Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ?
  • Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.
  • Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов.
  • Критерии оценивания ответа на задание С1
    • Содержание сочинения
  • К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 балл
    • Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
    • Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
    • 0 баллов
    • Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
ВНИМАНИЕ!
  • Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема...» Лучше: «В тексте Д.Лихачёва поднимается проблема...»
  • или
  • «Д.Лихачёв поднимает проблему...»
НЕ ЗАБУДЬТЕ!
  • Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
  • Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
  • Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель—журналист — публицист — фамилия автора.
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
  • Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  • Избирая текстуальный комментарий, вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор?
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
  • Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (КЛИШЕ) ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Текстовый комментарий
  • (художественный текст)
  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
  • Не случайно писатель изображает (кого, что)…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Слова (мысли) героя показывают, что…
  • Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…
  • Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
  • Симпатии автора на стороне (кого)…
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (КЛИШЕ) ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Текстовый комментарий
  • (публицистический текст)
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
  • Автор текста обращает внимание на…
  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор доказывает, что…
  • Автор убежден в том, что….
  • Автор разделяет мнение (кого)…
  • Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…
  • Автор приводит нас к выводу о том, что…
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (КЛИШЕ) ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Концептуальный комментарий
  • (публицистический текст)
  • Проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.
  • Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю.
  • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
  • Как и большинство из нас, автор считает, что…
  • Вопреки мнению большинства автор считает, что…
  • Автор полемизирует (с кем)…
  • Автор подробно рассматривает…
  • Автор обращает наше внимание на…
  • Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (КЛИШЕ) ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  • Автор (что делает?)
  • Отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
ВВЕДЕНИЕ ЦИТАТ В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ
  • В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.
  • Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам.
  • Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.
  • СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ
  • ПРИМЕР
  • ПРЯМАЯ РЕЧЬ
  • А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П…»
  • Вольтер однажды метко сказал: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
  • «П», - а. «П!» – а. «П?» – а. «П…» – а.
  • «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер.
  • «П, - а, - п».
  • «Словарь, - однажды заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке».
  • «П, - а. – П».
  • «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, - сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».
  • СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ
  • ПРИМЕР
  • КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
  • Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ
  • По словам Вольтера, «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
  • ЦИТАТА КАК ЧАСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • Не случайно Вольтер считал, что «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ КОММЕНТАРИИ ПРОБЛЕМЫ
  • Комментарий
  • отсутствует
  • Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения и критериев его оценивания. Поскольку эта часть сочинения оценивается отдельно, вы должны знать требования, предъявляемые к комментарию.
  • Комментарий не опирается на текст
  • Опора на исходный текст – основное требование к комментированию. Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.
  • Комментарий подменяется пересказом
  • Не пересказывайте, а анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ КОММЕНТАРИИ ПРОБЛЕМЫ
  • Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента
  • Не увлекайтесь цитированием. Помните о том, что цитат должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитаты.
  • Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная
  • Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно с выделенной вами проблемой.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ?
  • Эксперт проверяет:
  • Насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
  • Насколько верно прокомментирована проблема исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
  • Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!
  • И назвали сына Штопором.
  • Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело из- учить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
  • Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
  • Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же при- ходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
  • Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
  • (Ф. Кривин)
Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенных учащимися.
  • Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенных учащимися.
  • Укажите номера правильных ответов
  • 1) Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?
    • 2)Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная за­бота родителей о своих детях?
    • 3) Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы?
    • 4) В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка.
    • 5) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.
Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенных учащимися.
  • Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенных учащимися.
  • Укажите номера правильных ответов
    • 6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?
    • 7) Ф. Кривин поднимает проблему становления личности.
    • 8) Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина.
    • 9) Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чув­ство. Способны ли дети осознать семейную любовь?
  • 10) В центре внимания автора проблема отцов и детей.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф. Кривина до и после редак­тирования. Устно объясните, какие недочёты в комментарии исправлены учителем.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • ИСХОДНЫЙ ВАРИАНТ
  • ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
  • 1) В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.
  • Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла — это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.
  • ИСХОДНЫЙ ВАРИАНТ
  • ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
  • 2) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном.
  • 2) В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, дают ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказывается на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • ИСХОДНЫЙ ВАРИАНТ
  • ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
  • 3) В данном тексте с помощью мастерской метафоры автор повествует о том, как в целом хорошие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, лишают его перспективного будущего. Всё делая за него, они не дают развиваться ему и стать самостоятельным, приспособиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.
  • 3) Автор мастерски использует приём олицетворения и, рассказывая историю семьи Сверла, показывает нам типичную ситуацию, когда любящие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, по сути, лишают его будущего. Оберегая детей от любых серьёзных дел, взрослые не дают им развиваться, становиться самостоятельными, готовиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • ИСХОДНЫЙ ВАРИАНТ
  • ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ
  • 4) Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу.
  • Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор — воплощение праздной жизни.
НАЙДИ ОШИБКУ
  • На шуточном примере Сверла и Штопора автор раскрывает серьёзную проблему отцов и детей, с которой сталкиваются многие. Кривин подчёркивает, что в семье Сверла все были потомственными металлистами, поэтому будущее ремесло юного Штопора было заранее известно. Но он пошёл наперекор родителям, решив заниматься тем, что его действительно привлекало. Семья была в недоумении: «Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?». Но Штопор совершил этот поступок не из-за непослушания или каприза, а из-за потребности заниматься любимым делом.
НАЙДИ ОШИБКУ
  • Для родителей воспитание ребёнка — это очень тяжёлый труд, от которого зависит то, каким будет их ребёнок в будущем. Если ребёнок хочет попробовать себя в чём-то, то не нужно ему в этом препятствовать, как это делали родители Штопора. Если дети стремятся развивать свои таланты, то родители не только не должны мешать им, но и должны помогать в этих начинаниях.
НАЙДИ ОШИБКУ
  • Рождение ребёнка — всегда радостное событие для родителей. Но не все знают, как правильно воспитывать своё чадо. В данном тексте автор стремится донести до читателя мысль о том, что не нужно сверлить своих детей и препятствовать их развитию.
НАЙДИ ОШИБКУ
  • Когда в семье Сверла родился сын, которого назвали Штопор, его любили, опекали. Ему не давали попробовать себя на чём-нибудь серьёзном, потому что боялись за него. Но когда родители всё-таки решились дать ему металл, Штопор отказался, так как он или сам начал бояться, или настолько привык к пробкам, что и металл ему был не нужен. А родители и не поняли, что из-за них, из-за их воспитания он стал таким.
ПОВТОРИМ ПУНКТУАЦИЮ ИСПРАВЬ ОШИБКИ
  • По мнению автора: «Сострадание это активный помощник».
  • Н. Самвелян пишет о том, что: «История человечества — это история его культуры».
  • Автор подчёркивает, что «ничто не доставляет мне такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных и великодушных людях».
  • Писатель приходит к выводу, что «Я никогда не соглашусь покинуть родину».
  • Александр Грин в произведении «Алые паруса» изображает девочку Ассоль, которой незнакомец сказал, что к тебе приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами.
ПЕРЕВЕДИ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В КОСВЕННУЮ
  • «Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе».
  • «Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты»,— пишет Л. Жуховицкий.
  • С. Соловьёв вспоминает: «Мои поступки не всегда были правильными, но всегда шли от чистого сердца».
  • «Однажды я всё же оказался так близко от лошади, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти», — вспоминает герой.
ПЕРЕВЕДИ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В КОСВЕННУЮ
  • Автор утверждает: «Я убеждён, что нам нужно не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности».
  • «Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью»,— вспоминает рассказчик.
  • «Я поздравлял [Горького] сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог,— писал А.П. Чехов в Академию наук.— И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика».
РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
  • Чехов никогда не забывал что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна когда она сочетается с живым участием к судьбам от дельных людей пишет Корней Чуковский.
  • Чтобы дети приняли меня в свой мир размышляет педагог-новатор Амонашвили (Я, я) должен прийти к ним со своим детством как залогом того что я не чужой.
  • По словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Я, я)зык человека это его мировоззрение и его поведение.
РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
  • Автор пишет (М, м)ы не властны над речью других но над собственной речью мы властны это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.
  • Как верно заметила А. Павловская (С, с)егодня роль книги в обществе заметно упала.
  • Почему люди стали равнодушны к красоте природы спрашивает автор (Н, н)аш мир по-прежнему прекрасен и удивителен.
  • Вспоминается знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери (Т, т)ы навсегда в ответе за всех кого приручил.
РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
  • Ядерная ночь и ядерная зима ожидают нас впереди если мы не одумаемся пишет В. Алексеев (А, а) может одумаемся.
  • Один юморист точно заметил что хам остаётся хамом, даже когда извиняется.
  • 10) По словам Вольтера свобода состоит в том чтобы зависеть только от законов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки : учебно- методическое пособие / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010. — 192 с. — (Готовимся к ЕГЭ).