Методический материал "Восстановленный диктант"

Восстановленный диктант
Восстановленный диктант, как и свободный, это эффективная форма
подготовки к написанию изложений, своеобразное промежуточное звено
между диктантом и изложением, поскольку работа по его написанию включает
действия и того и другого вида упражнений. Однако характер трудностей,
которые возникают перед учениками в процессе написания восстановленного
диктанта, иной.
Применяться восстановленный диктант может при изучении всех тем
курса русского языка. Работа над восстановленным диктантом производится в
несколько последовательно происходящих этапов.
Методика проведения диктанта
1. Ученики либо из диктуемого порционно (по предложениям, по абзацам)
текста выписывают определённые явления отдельные слова, словосочетания,
выражения (что сближает этот вид диктанта с выборочным), либо составляют
структурные схемы предложений (чем работа напоминает написание
графического диктанта).
2. Записи анализируются с позиции их орфографической и
пунктуационной, лексической и т. д. специфики.
3. Записанные материалы впоследствии выполняют функцию опор, по
которым весь текст на втором этапе восстанавливается уже по памяти,
аналогично при написании разученного диктанта.
При написании восстановленного диктанта широко применяются приёмы,
характерные для работы над изложением: вступительное слово учителя об
авторе текста, о самом произведении, с фрагментом из которого работают на
уроке, выразительное чтение учителем, пересказ текста целиком или по частям
учениками, составление планов, повторное чтение текста.
Значение восстановленного диктанта связано с возможностью органично
сочетать выполнение заданий на нахождение, анализ языковых единиц и
знание их существенных отличительных особенностей с созданием
собственного текста. Возможность осуществлять синтез работы по
формированию познавательных и коммуникативных умений выделяет данный
диктант и позволяет высоко оценить его возможности.
Задание.
Выпишите слова и выражения, входящие в тематическую группу «Искусство.
Поэзия» (слова в тексте выделены); получившиеся опоры используйте при написании
восстановленного диктанта.
Как возникла поэзия?
Поэзия это глубоко прочувствованный и глубоко проникающий язык, на котором
пишут и говорят в специальной форме. Рифма в стихотворении и отличает его от прозы.
Конечно, мы никогда не узнаем, кто сочинил первое стихотворение. Но догадаться,
как началась поэзия, можно.
Древний человек исполнял различные ритмичные танцы ещё задолго до
возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки, мычание, кричал в
особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в
который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и
барабанный ритм, чтобы обращать магические слова к своим богам.
Танец становился всё сложнее, а важность слов, обращённых к высшим силам, всё
возрастала. Ведущий церемонии становился своеобразным бардом, поэтом, к слову
которого все прислушивались.
Исполнение поэтических произведений под ритмичную музыку сохранялось и много
позднее оно было ещё в V веке до н. э. в Древней Греции, где произведения сочинялись
специально для различных торжественных случаев.
(А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.)
Задание.
Составьте схемы предложений текста, восстановите текст близко к оригиналу.
1. Летний сад, как принято считать, является ровесником Санкт-Петербурга.
2. Ещё в 1704 году по замыслу Петра I был разбит дворцово-парковый ансамбль,
названный позднее Летним садом.
3. В 1717 году Пётр побывал в Париже, осматривал Версальский парк с большим
любопытством.
4. Он сказал тогда: «Ежели проживу три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у
французского короля».
5. Пётр сам выбирал место для летнего дворца и первого сада в Петербурге.
6. Облюбовал Пётр участок на левом берегу Невы, видимо, потому, что он был давно
обжит и почти со всех сторон окружён водой.
7. Для сада везли берёзы, яблони, сирень, пихты, каштановые деревья, груши, розы,
душистые травы отовсюду: из-под Москвы, из Киева, из Нарвы, из Соликамска, Гамбурга, из
Новгородского уезда, Голландии и Швеции.
(Н.А. Юдина. 100 великих заповедников и парков.)