Конспект урока "Типы ошибок"

1
Типы ошибок.
Для того, чтобы написать сочинение (или другую письменную работу) без
ошибок, надо знать, какими же упомянутые ошибки бывают.
Ошибки в содержании.
Ф – фактическая ошибка или неточность;
[ ] лишняя часть (лишнее слово, выражение);
V пропуск (мысли, слова, выражения);
Z не выделен абзац;
N
нарушена последовательность в изложении.
Кроме того, в значительной степени влияют на оценку сочинения (хотя
специально и не обозначаются) так называемые логические ошибки. Приведем несколько
примеров. Довольно часто школьники отождествляют неравнозначные понятия,
например, пишут: «Пейзаж это природа». Между тем правильнее сказать, что пейзаж
это изображение природы в художественном произведении.
Распространено явление, когда авторы сочинений обосновывают свои мысли
несущественными доводами: «Некрасов народный поэт, так как он всех крестьян
наделяет привлекательными чертами и широко использует фольклор», или: «Обитатели
ночлежки Костылева не способны подняться на борьбу, так как среди них не было
опытного вожака». Ведь Некрасов далеко не всех крестьян «наделяет привлекательными
чертами», а самое главное вовсе не по указанным причинам мы считаем его народным
поэтом; да и в случае с ночлежкой из пьесы «На дне» явно нарушена связь причины и
следствия.
Или пишет абитуриент: «Сюжет, композиция, стиль и художественная форма
поэмы «Двенадцать» слиты воедино». Но сюжет, композиция и стиль суть важнейшие
элементы именно художественной формы и налицо, таким образом, явное нарушение
соотношения части и целого. Неумение разграничивать понятия приводит и к такого рода
путанице с образами исторических деятелей и вымышленных героев: «В романе «Война и
мир» изображены участники Бородинской битвы: Кутузов, Багратион, Болконский,
Безухов».
Нельзя также объединять в одно целое разнородные понятия или
противопоставлять однородные, как, например, это сделано в высказывании: «Толстой
правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство».
1. Речевые (стилистические) ошибки (обозначаются «Р») это
нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в
образовании синтаксических конструкций.
Таблица № 3
Характер ошибки
Пример
Исправление
Употребление слова в
несвойственном ему
значении.
Вместе с духовным ростом у
Павла и Ниловны растет их
речь. П.Корчагин –
зачинщик соревнования.
Одновременно с духовным
ростом Павла и Ниловны
развивается их речь.
П.Корчагин – инициатор
соревнования.
Нарушение лексической
сочетаемости.
В стихах Есенина особую
роль имеют сравнения.
Героем рассказа «Ионыч»
В стихах Есенина особую
роль играют сравнения.
Героем рассказа «Ионыч»
2
является образ Старцева.
Образ Раскольникова в
романе противоречив.
является Старцев, в образе
которого…
Характер Раскольникова в
романе противоречив.
Употребление лишнего
слова (плеоназм).
Бесчисленное множество.
Он негодовал от
возмущения.
Множество. Он негодовал.
Или: Он возмущался.
Употребление рядом или
близко однокоренных слов
(тавтология).
В рассказе «Му-му»
рассказывается… В образе
Катерины изображена…
В рассказе «Му-му»
повествуется…
В образе Катерины
представлена…
Повторы.
Недавно я прочла
интересную книгу. Эта
книга называется «Собачье
сердце». В этой книге
интересно рассказывается…
Недавно я прочла одну
интересную книгу, которая
называется «Собачье
сердце». В ней
рассказывается…
Употребление слова
(выражения) иной стилевой
окраски.
Попечитель богоугодных
заведений подлизывается к
ревизору.
Попечитель богоугодных
заведений перед ревизором
ведет себя заискивающе.
Смешение лексики разных
исторических эпох.
В сочинении по картине
Васнецова: «На богатырях
кольчуги, брюки варежки».
На богатырях кольчуги,
латы, рукавицы.
Бедность и однообразие
синтаксических
конструкций.
Мужчина был одет в
прожженный ватник.
Ватник был грубо заштопан.
Сапоги были почти новые.
Носки изведены молью.
Мужчина был одет в грубо
заштопанный прожженный
ватник, хотя сапоги были
почти новые, носки
оказались изъеденными
молью.
Неудачный порядок слов.
Есть немало произведений,
повествующих о детстве
автора, в мировой
литературе.
В мировой литературе есть
немало произведений,
повествующих о детстве
автора.
Стилистический и
смысловой разнобой между
частями предложения.
Рыжий, толстый, здоровый,
с лоснящимся лицом, певец
Таманьо привлекал Серова
как личность огромной
внутренней энергии.
Огромная внутренняя
энергия, которой привлекал
Серова певец Таманьо,
сказывалась и в его
внешности: массивный, с
буйной рыжей шевелюрой, с
брызжущим здоровьем
лицом.
2. Грамматические ошибки (обозначаются «Г») – нарушение норм слово
и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в
словосочетании и предложении.
Таблица № 4
Характер ошибки
Пример
Исправление
Ошибочное
словообразование.
утопичество
взятничество
скучание
утопия
взяточничество
скука
нет время
нет времени
3
С
У
Щ
Е
С
Т
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
без рельс
выбора
Ни слуха, ни духа.
С мира по нитке.
Деревья в вишневом саде.
Декорации в «Вишневом
саду».
В партизанских движениях
участвовали самые
различные слои населения.
Татьяне свойственны тонкие
понимания русской
природы.
Мечта к свободе. Согласно
плана…
Толстой описывает о войне.
Маяковский – певец за мир.
без рельсов
выборы
Ни слуху, ни духу.
С миру по нитке.
Деревья в вишневом саду.
Декорации в «Вишневом
саде».
В партизанском движении
участвовали самые
различные слои населения.
Татьяне свойственно
тонкое понимание русской
природы.
Мечта о свободе. Согласно
плану…
Толстой описывает войну.
Маяковский – певец мира.
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Жизненный путь героя
тяжёл и трагичный.
Сюжет рассказа интересный
во многих отношениях.
Это произведение более
худшее.
Жизненный путь героя
тяжёл и трагичен.
Жизненный путь героя
тяжелый и трагичный.
Сюжет рассказа интересен
во многих отношениях.
Это произведение еще
хуже.
4
Н
О
Е
Самый способнейший
студент.
Его вклад в работу был
существенен.
Самый способный студент.
Способнейший студент.
Его вклад в работу был
существен.
Ч
И
С
Л
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
Этот переход составил
около четыреста шестьдесят
пяти километров.
Это событие состоялось а
начале тысячи восьмисот
четвертого года.
двое героинь
трое зайцев
обими героинями
Этот переход составил
около четырехсот
шестидесяти пяти
километров.
Это событие состоялось в
начале тысяча восемьсот
четвертого года.
две героини
три зайца
обеими героинями
М
Е
С
Т
О
И
М
Е
Н
И
Е
Для ней нет имени.
ихний ребенок
около его
Когда Ниловна везла
прокламации с речью Павла,
ее захватила полиция (кого –
Ниловну или речь Павла?).
Встреча Чацкого с
Фамусовым не принесла ему
ничего хорошего (кому –
Чацкому или Фамусову?).
В комедии обличается
Для нее нет имени.
их ребенок
около него
Полиция схватила
Ниловну, когда она везла
прокламации с речью
Павла.
Встреча Чацкого с
Фамусовым не принесла
Александру Андреевичу
ничего хорошего.
5
М
Е
С
Т
О
И
М
Е
Н
И
Е
провинциальное
чиновничество.
Среди них процветают
взяточничество, беззаконие,
воровство.
Тургенев приводит героя к
постепенному осознанию
своих ошибок (чьих –
Тургенева или героя?).
Каждый из помещиков
уговаривает Павла
Ивановича поехать к себе (к
кому – к помещику или к
самому себе?)
В комедии обличается
провинциальное
чиновничество.
Среди него процветают
взяточничество,
беззаконие, воровство.
Тургенев приводит героя к
постепенному осознанию
совершенных им ошибок.
Помещики уговаривают
Павла Ивановича поехать к
ним в гости. каждый из
помещиков предлагает,
чтобы Павел Иванович к
нему приехал.
Г
Л
А
Г
О
Л
ложит
ездиет
Я ощущу…
Я побежу (побежду)…
Я убежу его…
результаты
подытоживовались
После лекции слушатели
нередко задерживаются в
аудиториях (сами остаются
или их задерживают?)
Чуткий художник, он
откликается на события
окружающей жизни и
отмечал только что
зарождающиеся в ней
явления.
кладет
ездит
Я могу ощутить…
Я надеюсь победить…
Я должен убедить его…
Результаты
подытоживались
После лекции слушатели
нередко остаются в
аудиториях.
После лекции слушателей
нередко задерживают в
аудиториях.
Чуткий художник, он
откликается (откликался)
на события окружающей
жизни и отмечает (отмечал)
только что зарождающиеся
в ней явления.
6
Чтобы правильно понять
творчество писателя,
необходимо тщательно
изучат его эпоху.
Чтобы правильно понять
(понимать) творчество
писателя, необходимо
тщательно изучит (изучать)
его эпоху.
П
Р
И
Ч
А
С
Т
И
Е
исследоваемый процесс
В центре повести
представитель
нарождающего класса
буржуазии.
На совещании были
представители всех районов,
за исключением двух
делегатов, отсутствующих
по уважительным причинам.
Роман вскрывает всю
глубину социального
неравенства,
господствующего в
дореволюционное время в
России.
Горная цепь тянется с
востока на запад, состоящая
из множества хребтов.
исследуемый процесс
В центре повести
представитель
нарождающегося класса
буржуазии.
На совещании были
представители всех
районов, за исключением
двух делегатов,
отсутствовавших по
уважительным причинам.
Роман вскрывает всю
глубину социального
неравенства,
господствовавшего в
дореволюционное время в
России.
Горная цепь, состоящая из
множества хребтов, тянется
с востока на запад.
Состоящая из множества
хребтов горная цепь
тянется с востока на запад.
Д
Е
Е
П
Р
И
Ч
А
С
Т
Выражая в песнях, сказках,
былинах мечту о счастливой
доле, народом были созданы
произведения большой
глубины и силы.
Читая статью и отметив
нужный материал, я всегда
делаю выписки.
Выражая в песнях, сказках,
былинах мечту о
счастливой доле, народ
создал произведения
большой глубины и силы.
Читая (прочитав) статью и
отмечая (отметив) нужный
материал, я всегда делаю
выписки.
7
И
Е
На картине изображен
мальчик, широко расставив
ноги и уперевшись руками в
колени.
На картине изображен
мальчик, широко
расставивший ноги и
упершийся руками в
колени.
П
Р
О
С
Т
О
Е
П
Р
Е
Д
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
Выставка-просмотр открыт
ежедневно.
Связь с революционерами:
Николаем Ивановичем,
Сашей. Софьей и другими
оказали огромное влияние
на мировоззрение Павла.
Он никогда не видел таких
глаз, словно присыпанных
пеплом, наполненные
неизбывной тоской.
Эта книга научила меня
честности, смелости и
уважать друзей.
Во встрече участвовали
делегаты от следующих
стран: Англия, Франция,
Италия.
Трест организовал и
руководит предприятиями.
Народные массы не только
создают материальные
блага, но и великие
сокровища культуры.
Владик кое-как прибил
доску и побежал в волейбол.
Охотник положил ружье,
привязал собаку. И пошел к
зверю.
Выставка-просмотр
открыта ежедневно.
Связь с революционерами:
Николаем Ивановичем,
Сашей, Софьей и другими
оказала огромное влияние
на мировоззрение Павла.
Он никогда не видел таких
глаз, словно присыпанных
пеплом, наполненных
неизбывной тоской.
Эта книга научила меня
честности, смелости и
уважению к друзьям.
Во встрече участвовали
делегаты от следующих
стран: Англии, Франции,
Италии.
Трест организовал
предприятия и руководит
ими.
Народные массы создают
не только материальные
блага, но и великие
сокровища культуры.
Владик кое-как прибил
доску и побежал играть в
волейбол.
Охотник положил ружье,
привязал собаку и пошел к
зверю.
С
Л
О
Ж
Н
О
Врачи считают, что болезнь
настолько серьезна, что
приходится опасаться за
жизнь больного.
В повести содержится две
Врачи считают болезнь
настолько серьезной, что
приходится опасаться за
жизнь больного.
В повести содержится две
8
Е
П
Р
Е
Д
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
идеи: 1) все большее
значение приобретает
укрепление нравственных
устоев общества;
2) роль в этой работе
широких слоев
интеллигенции.
Последнее, на чем я
остановлюсь, это на вопросе
о Ленском.
Пьеса разоблачает «темное
царство» и как Дикие и
Кабанихи жестоко относятся
к зависимым от них людям.
На столе у Манилова лежала
книга, открытая на одной и
той же странице и которую
он никогда не читал.
Из разговора Лизы и Софьи
мы узнаем о Чацком,
выросшем в этом доме,
который сейчас где-то
путешествует.
Некоторые критики
полагали, что автор так
молод, что едва ли сможет
убедительно решить
поставленную проблему.
Он считал, что будто мы его
неправильно поняли.
Вопрос обсуждался на
совещании, где было
принято решение.
Базаров говорит Аркадию,
что твой отец человек
идеи: 1) все большее
значение приобретает
укрепление нравственных
устоев общества;
2) большую роль в этой
работе играют широкие
слои интеллигенции (или:
необходимо вовлечь в эту
работу широкие слои
интеллигенции)
Последнее, на чем я
остановлюсь, это вопрос о
Ленском.
Пьеса разоблачает «темное
царство», показывает, как
Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от
них людям.
На столе у Манилова
лежала открытая на одной и
той же странице книга,
которую он никогда не
читал.
Из разговора Лизы и Софьи
мы узнаем о выросшем в
этом доме Чацком, который
сейчас где-то
путешествует.
Некоторые критики
полагали, будто автор так
молод, что едва ли сможет
убедительно решить
поставленную проблему.
Он считал, что мы его
неправильно поняли.
Он считал, будто мы его
неправильно поняли.
Вопрос обсуждался на
совещании, на котором и
было принято решение.
Базаров говорит Аркадию,
что его, Аркадия, отец –
9
отставной.
человек отставной.
Базаров говорит Аркадию:
«Твой отец – человек
отставной.»
3. Орфографические (обозначаются « / ») и пунктуационные
(обозначаются «) ошибки нарушение правил орфографии и пунктуации. О наиболее
частых орфографических и пунктуационных ошибках рассказывается в разделе
«Диктант».
Критерии оценок.
Конечно, вас безумно волнует вопрос: что вам поставят? Изложенные ниже
положения опираются на требования школьных программ и действующие «Нормаы
знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
На вступительных экзаменах в вуз сочинение оценивается одной отметкой; при
этом учитывается: а) содержание, б) речевое оформление, в) грамотность.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых ошибок и недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок орфографических,
пунктуационных и грамматических.
10
Основные критерии оценки.
Таблица № 5.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
« 5 »
1. Содержание работы
полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки
отсутствуют.
3. Содержание излагается
последовательно.
4. Работа отличается богатством
словаря, разнообразием
использованных
синтаксических конструкций,
точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство
и выразительность текста.
6. В целом в работе допускается
1 недочет в содержании и 1-2
речевых недочета.
Допускается:
1 орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
« 4 »
1. Содержание работы в
основном соответствует теме
(отклонения незначительные).
2. Содержание в основном
достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные
нарушения
последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический и
грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается
единством и достаточностью.
6. В целом в работе допускается
не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4
речевых недочетов.
Допускаются 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки; или 1
орфографическая и 3
пунктуационные ошибки; или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические.
« 3 »
1. В работе допущены
существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном,
но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3. Допущены отдельные
нарушения
последовательности
Допускаются:
4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки; или
3орфографические и 5
пунктуационных ошибок; или 7
пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 4 грамматические
ошибки.
11
изложения.
4. Беден словарь и однообразны
употребляемые
синтаксические конструкции,
встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно
выразительна.
6. В целом в работе допускается
не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых
недочетов.
« 2 »
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических
неточностей.
3. Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех
частях работы, отсутствует
связь между ними.
4. Крайне беден словарь, работа
написана короткими
однотипными предложениями
со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство
текста.
6. Допущено недочетов в
содержании и речевых
недочетов больше, чем
предусмотрено оценкой « 3 ».
Допущено орфографических,
пунктуационных и грамматических
ошибок больше, чем предусмотрено
оценкой « 3 ».
Указанные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность
замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального
замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
При проверке исправляются, но не учитываются следующие орфографические
и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в
школьную программу; 3) в передаче авторской пунктуации, а также описки, неправильные
написания, искажающие звуковой облик слова, например, «рапотает» вместо «работает»,
«дулпо» вместо «дупло», «мемля» вместо «земля».
При оценке учитывается также характер ошибки. Среди ошибок бывают
негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики граматности. При
подсчете дае негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся следующие
ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случае слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
12
4) в случае раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании Ы и Ы после приставок;
6) в случаях трудного различения НЕ и НИ (например: Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не…; не кто иной, как…; ничто иное не…; и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Учитывается также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в
одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (пример – в армии, в роще; колют, борются) и в
фонетических (пример – пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются
однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания
одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (например: вода
воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные
ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за
одну ошибку.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное)
оценка снижается на 1 балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
3. 9. Больше тем, хороших и разных. (примерные темы выпускных и вступительных
сочинений).