Конспект урока "Сочинение-описание по картине Юрия Михайловича Ракши «Проводы ополчения»"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №36 III-IV видов»
города Озёрска Челябинской области
Конспект и презентация урока по
русскому языку
в 8 классе
Сочинение-описание по картине Юрия Ракши
«Проводы ополчения»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Горохова Лариса Борисовна
Озёрск 2015
Сочинение-описание по картине Юрия Михайловича Ракши
«Проводы ополчения»
(урок русского языка в 8 классе)
Цели:
1. подготовка учащихся к написанию сочинения,
2. обогащение словарного запаса учащихся,
3. привитие любви к истории страны,
4. воспитание чувства патриотизма.
Эпиграф к уроку: (слайд 2)
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу…
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
Э.А. Асадов
Слово учителя
Сегодня на уроке мы готовимся к написанию сочинения по картине Юрия
Ракши «Проводы ополчения». Послушаем сообщение о жизни и творчестве
художника.
Сообщение учащегося (индивидуальное задание) (слайд3)
Ракша Юрий Михайлович (Юрий Мефодьевич Теребилов) — российский
художник. Он был прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком,
графиком. С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша
поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием
окончил в 1963году. А по окончании работал художником-постановщиком на
киностудии "Мосфильм". Но главным для художника всегда была живопись,
которой он отдавал всю душу.
Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на
площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали.
Он делал наброски, зарисовки и потом, возвратившись в Москву и обдумав
увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него
храмом и мастерской. Он много, плодотворно работал и остался для нас
прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих
известнейших музеях (слайд 4,5)
Известность Юрию Ракше принесла картина "Моя мама", изображающая
молодых строителей Магнитогорска 30-х годов. (слайд 6)
На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком
киностудии «Мосфильм». Участвовал в создании многих отечественных
фильмов: «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение». За работу в
советско-японским художественном фильме «Дерсу Узала» (режиссер –
Акира Куросава) Юрий Ракша получил "Оскар" в 1976 году. Кроме того,
Юрий Ракша создал более 200 живописных полотен и проиллюстрировал
около двадцати книг. (слайды 7, 8)
«Мои сорок два года, - незадолго до смерти писал Юрий Ракша, - кажутся
мне необычайно длинными. В них - все эпохи нашей страны».
Действительно, в творчестве он обращался к самым важным моментам в
истории России. Это и начало ХХ в., и Великая Отечественная война, и
стройки современности. Последним крупным произведением мастера стал
живописный триптих "Поле Куликово" (1980 г.) ("Благословение на битву",
"Проводы ополчения", "Предстояние") (слайд 9)
Исторический комментарий (индивидуальное задание)
21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы
русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-
татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки
единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным
осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В
одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила,
воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего
времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и
воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь
Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники
митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя
Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они,
победители.
Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом
священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое
государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над
татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно
Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала
надежду и породила героев.
Слово учителя (работа по картине)
Последняя работа художника — триптих «Поле Куликово» (триптих —
произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной
темой, составляющих единое целое). Изучая документы, читая
художественные произведения , посетив Куликовское поле, художник решил,
что не будет изображать саму битву, а напишет отдельные моменты перед
сражением: благословление на бой, проводы ополчения и предстояние.
16 августа 1980 года Юрий Ракша сделал в дневнике запись: «Этот мой
триптих не просто извлечение из прошлого. Напротив. Это моё сегодняшнее
обращение к ним, тем, которые пали за нас. О том, что мы живы, что мы есть,
что мы сильны, что мы едины и миролюбивы, что мы многому научились. И
они тогда не зря пали. Дух наш не оскудел, мы и сейчас можем собраться.
Нам надо держаться вместе».
(слайд 10)
В левой части триптиха — событие, происходящее за несколько недель
до битвы на Маковце, за околицей Троицкого монастыря. В центре
композиции Сергий Радонежский — духовный наставник князя, главный
радетель за Русь и ее государственность, ее объединение. Последнее
благословение, последний поклон. Рядом с Сергием в белой рубашке
мальчик — это Андрей Рублев, будущая гордость русской живописной
школы; рыжеволосый воин-инок — Александр Пересвет («первоначальник
победы», который падет скоро в поединке с Челубеем);
(слайд 11, 12)
Приступая к работе над триптихом, Юрий Ракша считал для себя
будущее произведение самым современным. «Если бы битва происходила
сегодня, – размышлял художник, — я увидел бы на поле своих друзей... тех,
кто рядом со мной, моих современников». Реализуя эту мысль, автор
изобразил в картине Василия Шукшина, поместил среди соратников Дмитрия
Донского и автопортретный образ, не говоря уж о том, что искал персонажей
повсюду в Москве, в деревнях. И хотя это давняя традиция отечественной
реалистической живописи, в ней еще раз обнаружило себя стремление
художника принадлежать своему времени.
(слайд 13)
Рассмотрим правую часть триптиха «Проводы ополчения»
1) Почему художнику важно было показать народное ополчение?
2) Почему на переднем плане изображены женщины, старики, дети?
3) Почему художник изобразил этот момент, а не саму битву?
4) Кто прежде всего привлекает ваше внимание? Почему?
5) Кто из героев вызывает жалость? Почему?
5) Чей образ отличается от других?
Информация для учителя
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен
Москвы, им же построенных, на юг, к Дону «встречь ворогу».В центре
композиции среди провожающих ополчение — Евдокия, любимая жена
Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое, и сейчас не имеет права на
слезы — она жена князя и должна быть мужественна. Она ждёт ребёнка, и
это символ того, что жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что
отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, — как
всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву. «А
Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, где на воде
мирно покачивались суда купцов, стояли баньки по отлогому берегу,
темнели мостки, где обычно бабы полоскали белье. И в который раз
провожали здесь воинов жены и сестры… Сколько еще на Руси будут
провожать жены мужей и братьев своих! Сколько их еще не вернется с поля
боя!».
(слайд 14)
Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках?
Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую
государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему
главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше
костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей
горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово.
Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина,
которую надо отстоять».
Домашняя работа: составить план, написать сочинение на черновике
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракша,_Юрий_Михайлович
www.liveinternet.ru/community/1726655/post260769820
dok-zlo.livejournal.com/1239166.htm
www.pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhivopisnyie-polotna-ee-otrazheniya/
www.chernorukov.ru › Статьи › Мастера отечественного искусства
www.artly.ru › Живопись
www.kino-teatr.ru › Советские художники ›
pikabu.ru/story/yuriy_raksha_moya_mama_1969