Сочинение по картине Константина Фёдоровича Юона «Новая планета»

МБСКОУ СКОШ № 36
г. Озёрск Челябинской области
Сочинение по картине
Константина Фёдоровича Юона
« Новая планета»
Автор Горохова Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Интернет-ресурсы:
1. www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-yuon.html
2. stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.../138-konstantin-
yuon
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юон,_Константин_Фёдорович
4. revolution.allbest.ru/culture/00408566_0.htm
5. www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=540
6. savok.name/321-yuon.htm
7. www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-yuon.html
8. www.art-portrets.ru1045 × 696Поиск по картинке
9. Полдень · Картина Юона Новая планета ..
Сочинение по картине Константина Фёдоровича Юона
«Новая планета»
Цели:
1. обучать словесному описанию картины;
2. развивать воображение учащихся;
3. учить умению высказывать мысли, используя предложения с обособленными
второстепенными членами;
4. продолжить знакомство с творчеством художника.
Эпиграф к уроку: (слайд 2)
О художниках много сказано.
Их стараньем холсты исписаны.
Все они – до восторга разные,
Не добраться никак до истины.
Им, наверное, свыше велено
Мир земной научить сомнению.
Пусть пришли мы на Землю временно,
О планете составим мнение.
Чтобы образ восторгом высветлить,
Собираю слова в симфонию.
Сквозь мазки я стараюсь высмотреть
Души те, что войдут в Историю.
Людмила Гусельникова
Слово учителя. (слайд 3)
В седьмом классе мы познакомились с художником Константином Фёдоровичем Юоном,
когда работали над сочинением по его картине «Конец зимы. Полдень». В этом году мы
встречаемся с художником вновь. Вспомним некоторые страницы его биографии и
творчества.
Сообщение о художнике.
Константин Федорович Юон (1875-1958), советский живописец. Народный художник
СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1892-98).
Преподавал в собственной студии в Москве (1900-17), МХИ (профессор в 1952-55) и других
учебных заведениях. Член объединения "Мир искусства", один из организаторов Союза
русских художников, член АХРР 1925). Директор Научно-исследовательского института
теории и истории изобразительного искусства АХ СССР (1948-50), первый секретарь
правления СХ СССР (с 1957).
(слайд 4)
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным
художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников.
(слайд 5)
Но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Он обращался к мотивам
русской провинции, раскрывал историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в
сочной, яркой живописной манере ("К Троице. Март", 1903, "Мартовское солнце", 1915).
(слайды 6, 7)
В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника
интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел,
архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под
влиянием уроков Коровина и Серова.
(слайд 8)
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным
стал круг сюжетов. В 1920-х 1950-х он создал ряд портретов, картин на темы истории
революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической
традиции. Запечатлел события революционной истории ("Штурм Кремля в 1917 году",
1947), образы людей советской эпохи ("Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года",
1949; "Утро индустриальной Москвы", 1949; все упомянутые произведения - в ГТГ).
(слайд 9, 10)
Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х
годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического
реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во
всем творческом наследии мастера. В дальнейшем выступал как хранитель
реалистических традиций русского искусства ("Купола и ласточки", 1921: "Конец зимы.
Полдень"). Большой известностью пользуется и его картина «Купола и ласточки.
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж,
написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом
благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные солнцем купола с
золотыми узорчатыми крестами.
(Слайд 11, 12)
Творческое формирование художника совпало с периодом бурного и противоречивого
развития русского искусства в начале ХХ века, когда возникало множество разнообразных
художественных направлений. Картина «Музыка» находится в Николаевском областном
художественном музее им. В.В.Верещагина. Она относится к серии «космических».
Работая над ней, художник «много говорил о бесконечности мысли, о её непрерывном
стремлении к новому неизвестному, но лучшему, светлому».
Картина написана в сдержанной цветовой гамме, отличается своеобразным, несколько
мрачноватым, тревожным сине-зелёным колоритом. Цветовым акцентом, самым светлым
пятном выделяется обобщенная человеческая фигурка, написанная более тёплыми
цветами, по сравнению с общим колоритом. Человек кометой прорезает пространство над
землёй, словно луч света, он стремится из мрака звёздной ночи к рассвету, разгоняя тьму
и освещая землю.
(слайд 13,14)
К.Ф.Юон создал лишь несколько фантастически – символических произведений, но они
как будто предвосхищали творческие поиски многих художников, живших позднее,
которые утверждают в своих работах вселенское восприятие мира, всемогущую силу
человеческой мысли. («Люди будущего»)
(слайд 15)
В 1903 году Константин Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он
также входил в число участников художественного объединения "Мир искусства".
Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле рисунков
"Сотворение мира" (1908-1909) со светилами и земной природой, нарождающимися из
первозданного хаоса.
(слайд 16, 17)
В 1925 года Юон стал членом АХРР, хотя есть все основания полагать, что он не
симпатизировал большевизму. Подтверждением являются картины «Симфония», «Люди».
Художник пытается осознать революцию как событие вселенского масштаба. Эта
революция, а именно Советская Россия, всколыхнула всю планету. .В "космической"
картине «Люди» (1923 г.) угадываются контуры Соловецкого лагеря особого назначения
(СЛОН).
(слайд 18, 19)
Развивая эту тему, художник позднее запечатлел революцию в виде грандиозной
космической катастрофы ("Новая планета", 1921).На созданной в 1921 или 1922 году
картине «Новая планета»
художник изобразил космическую катастрофу, которая
символизирует Октябрьскую революцию. Художник пытается осознать революцию как
событие вселенского масштаба: в результате космического катаклизма рождается новая
планета, озаряющая мир тревожными всполохами света. Люди в смятении и радости
наблюдают крушение старого мира.
«Живая мысль и живое воображение не могут пройти мимо грандиозности событий, не
углубившись в их важный мировой смысл, – писал Юон в 1925 году. – Мои личные пути
направлены сейчас на то, чтобы… найти язык и знаки способные дать непосредственное
выражение своих идей».
Работа по картине (слайд 20)
Как художник передаёт космический масштаб происходящих событий?
Что изображено на картине?
Какие краски преобладают?
Какие потрясения могут ждать человечество?
Что нужно сделать для того, чтобы их избежать?
Написание сочинения.
В помощь учителю.
К. Юон был членом «Союза русских художников», «Мира искусства», АХРР (Ассоциация
художников революционной России). Художник создавал самые разные картины среди них были
изображения сельских и городских пейзажей, а также символистские полотна.
К. Юон в начале XX в. создал цикл символистских рисунков «Сотворение мира». В этих
рисунках он показал, как появляются светила и природа из космического хаоса. В продолжение этой
темы в 1921 г. была создана картина «Новая планета». Эта картина посвящена революции.
Художник показал революцию, которая была величайшим социальным катаклизмом, как
космический катаклизм, величественный и страшный в своей неотвратимости.
Композиция картины достаточно сложна. Мы видим огненные вспышки, появление новых
планет. На картине преобладают черно-красные и желтые тона. Все это вызывает тревожные
ассоциации. Испуганные люди выглядят маленькими и жалкими на фоне грозных космических
катаклизмов.
В сущности, аллегория понятна. На самом деле революция как социальный катаклизм не
менее страшна и опасна, чем может быть катаклизм космический. Революция безжалостна по
отношению к людям. «Революция пожирает своих детей», — говорил Пьер Верньо.
На картине «Новая планета» не видно ни городов, ни домов. Есть только пугающие
космические лучи, вспышки и люди. Космические силы словно направлены на беззащитных, таких
маленьких и слабых людей. И людям остается только убегать, прятаться. Хотя любые попытки
спастись бесполезны. Некоторые, простирая руки вверх, пытаются молиться. Но кому и чему
осталось молиться этим несчастным? Космический катаклизм по силе своей разрушительности
может сравниться с концом света, который, так или иначе, предрекают различные религии.
Впрочем, по существу революция и была таким концом света. Привычное течение жизни, нормы
бытия и нравственности были забыты. Все вдруг изменилось. И стало совершенно иным, страшным,
незнакомым, пугающим. Революция это грозная и страшная сила, которая делает людей столь же
беспомощными, как перед космическим катаклизмом.
Какое отношение было к революции у самого К. Юона? Если судить по его картине «Новая
планета», то он не мог не признать всей разрушительной силы социального катаклизма. Глобальные
перемены в общественной жизни не могли пройти незаметно. Будучи человеком своего времени,
художник признавал все отрицательные факторы, присущие социальным переменам. Но вместе с
этим он, по-видимому, возлагал большие надежды на рождение «новой планеты». Живописец по-
лагал, что пройдет какое-то время, утихнут бури и катаклизмы. И жизнь войдет в новую колею, все
будет намного лучше, чем прежде. Да, трагедии неизбежны. Но иначе и быть не может. Все новое
обязательно требует уничтожения старого. «Новая планета» появится только после целой серии ра-
зрушительных катаклизмов. Все это К. Юон хотел показать своим полотном. Нам трудно с этим
спорить. Однако у нас, современных людей, есть свое собственное отношение к революции. Мы
уже не так трепетно относимся к символам эпохи, как это было свойственно людям в начале XX
века. Мы, зная о разрушительной силе революции, уже позволяем себе критиковать ее саму как
опаснейший социальный катаклизм. А также мы подвергаем критике мнения людей, считающих
революцию величайшим благом. Материал с сайта http://iEssay.ru