Сочинение по картине И.И. Шишкина "Перед грозой"

Подписи к слайдам:
  • Ход урока:
  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Новый материал
  • Закрепление
  • V. Итог урока
  • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов
  • Иван Иванович Шишкин
  • (1832-1898)
  • Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Вскоре поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С.М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам. («Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» )
  • Вид на острове Валаам (местность Кукко), 1859-1860 гг.
  • В 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них — «Шалаш», «Мельница в поле».
  • Биография и творчество художника
  • Шалаш, 1861 г.
  • В апреле 1862г Иван выезжает в командировку в Германию. Обучается в мастерской Р. Коллера.
  • В 1864г – Париж, в 1865г поселяется в Дюссельдорфе. где пишет картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получает звание академика.
  • В июне 1865 г. И.И.Шишкин возвращается в Россию и живёт в Петербурге.
  • Летом 1868г, с семьей Ф. Васильева, Шишкин выезжает на отдых в село Константиновка под Петербургом. Вскоре едет на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника (октябрь, 1868г.)
  • «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865
  • Иван Иванович вступает в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским.
  • В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину "Ручей в лесу". В 1871г На первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок участвует картиной "Вечер". В 1872г За картину "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В 1873г присуждается звание профессора за картину "Лесная глушь".
  • «Вечер»,1871 г.
  • Ручей в лесу, 1870 г.
  • "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" , 1872 г.
  • "Лесная глушь», 1873 г.
  • Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.
  • Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле.
  • «Среди долины ровныя» ,1883 г.
  • «Перед грозой», 1884 г.
  • Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
  • Утро в сосновом лесу , 1889 г.
Гроза идёт
  • Гроза идёт
  • Движется нахмуренная туча,
  • Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарём в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била.
  • Николай Заболоцкий
  • Работа над репродукцией
  • Почему картина называется « Перед грозой» (1884)?
  • Какое настроение вызывает картина? Что на ней изображено?
Трава (кажется не зеленой, а желтой)
  • Трава (кажется не зеленой, а желтой)
  • Полевые цветы 
  • Дальний лес (…уже почернел. Он замер в предчувствии надвигающейся бури )
  • Вода, река (темная гладь воды, … неподвижна)
  • Протоптанная тропинка
  • Небо (тучи стремительно надвигаются.
  • Еще мгновение, и они вытеснят последние солнечные лучи.)
  • Описание травы., полевых цветов
  • Неподвижна я вода
  • Дальний лес
  • Свинцовые тучи
  • Впечатление от картины
Мне хочется рассказать о картине «Перед грозой». Она написана в 1884 году. Меня с первого же взгляда поразил удивительно плавный переход цветов. Передний план картины зеленовато-желтый. В лучах солнца, которое еще не спрятали грозовые тучи, трава кажется не зеленой, а желтой. На ней кое-где разбросаны полевые цветы.
  • Мне хочется рассказать о картине «Перед грозой». Она написана в 1884 году. Меня с первого же взгляда поразил удивительно плавный переход цветов. Передний план картины зеленовато-желтый. В лучах солнца, которое еще не спрятали грозовые тучи, трава кажется не зеленой, а желтой. На ней кое-где разбросаны полевые цветы.
  • На заднем плане картины желтый и зеленый цвета переходят в темно-синий, почти черный, цвет грозового неба.
  •  Смотришь на картину и чувствуешь, что вот сейчас загромыхает гром, сверкнет молния, и тучи прольются проливным дождем. Дальний лес уже почернел. Он замер в предчувствии надвигающейся бури. Лишь кое-где еще удается солнечному лучу найти маленькое оконце, чтобы бросить последний взгляд на землю. Вода в реке неподвижна. К ней ведет протоптанная тропинка Но вокруг нет ни души. Птицы попрятались в свои гнезда.
  • Я ощущаю тишину, которая воцарилась в природе, ожидающей первых прохладных капель. Но тишина эта не умиротворенная, когда все вокруг замирает, как будто зачарованное. Это настороженная тишина. Все вокруг тревожно ждет непогоды.
  • Все в природе затихает, мелкие пташки и зверьки стремятся найти себе укрытия. Ещё блестит последний луч солнца, освещая дорогу и луг.
  • Речка стоит практически неподвижно, как бы предвкушая то стремительное движение, когда её сонные воды вдруг наполнятся грозовым дождем. Несколько деревьев, выросших на берегу, дальний луг, освещенный каким-то нереальным светом, как всегда перед грозой, лес, а на заднем плане поднимается иссиня-черная стена грозовых облаков.  Мы ещё не видим молний, не слышим грома, а только ждем буйства природы.