Сборник-тренажер для подготовки к заданиям 1-3 ЕГЭ по русскому языку

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К
ЗАДАНИЯМ 1-3 ЕГЭ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
Вариант №1
Прочитайте текст и выполните задание.
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем не то плывет, не то
тает. Безветрие, теплынь... воздух — молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади
фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей.
Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу
исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно
дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта
большой реки.
Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно
закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми
крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком
вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами
радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед <...> избой чинно стоит
исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив
прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только
что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено
перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет
спать на нем славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене
мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с
оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную
телегу, — зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне
ребят в наваленном сене.
2
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца... Ведро
дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова
повязана желтым платком с красными крапинками; низко навис он над
потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай,
седьмой десяток доживает старушка... а и теперь еще видать: красавица была в свое
время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным
неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно
бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого
хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша,
промычал запертой теленок.
Ай да овес! — слышится голос моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё,
чего так добиваемся мы, городские люди?
№1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно
стоять на месте пропуска в пятом предложении предпоследнего абзаца текста.
Запишите это определительное местоимение.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1) МЕСЯЦ. Диск луны или его часть. На темном небе показался месяц.
2) КРАЙ. Страна, область, земля, местность. Птицы улетели в теплые края.
3) РЯБЬ. Зрительное ощущение пестроты или мелкого дрожания. Рябь в глазах.
4) КОНЕК. Деревянное украшение крыши. На этой крыше был резной конек.
3
5) ПОРОГ. Граница, преддверие чего-нибудь. Быть на пороге смерти.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера этих ответов.
1)Композиция движущегося пейзажа «кинематографична».
2) Автор использует большое количество метафор (небо залито ровной синевой,
воздух – парное молоко), это делает произведение более художественным и
приближает его к поэзии.
3) Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем
передается фактологическая информация.
4) Задача автора текста – рассказать о быте деревенских жителей.
5) Для данного произведения характерно использование неопределенно-личных
предложений.
Ответ:
4
Вариант №2
Прочитайте текст и выполните задание.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом
на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого
дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою <...> детище... но всё его маленькое тело
трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не
мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила
его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед
любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
№1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно
стоять на месте пропуска в пятом абзаце текста. Запишите это притяжательное
местоимение.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ТЕЛО. Организм человека или животного в его внешних, физических формах.
Части тела.
5
2)ВЕТКА. Отдельная линия в системе железных дорог, отклоняющаяся в сторону от
основного пути. Заводская железнодорожная ветка.
3)СИЛА. Физическая векторная величина, являющаяся мерой воздействия на
данное тело со стороны других тел или полей. Сила тока.
4)ПОРЫВ. Сильное мгновенное проявление какого-либо чувства; душевный
подъём, сопровождающийся стремлением сделать что-либо. Поддаться порыву души.
5)ЖИЗНЬ. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.
Семейная жизнь.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера этих ответов.
1)Приведенный текст имеет трехчастную композицию.
2) Для приведенного текста характерна динамичность повествования,
достигающаяся автором с помощью рядов однородных сказуемых и приема градации.
3)  Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование
однородных членов, вводных слов, причастных оборотов.
4)По жанру текст представляет собой тематический репортаж.
5)Для передачи эмоций автор использует риторические восклицания.
Ответ:
6
Вариант №3
Прочитайте текст и выполните задание.
Я плыл из Гамбурга в Лондон на небольшом пароходе. Нас было двое пассажиров: я
<...> маленькая обезьяна, самка из породы уистити, которую один гамбургский купец
отправлял в подарок своему английскому компаньону.
Она была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и
пищала жалобно, по-птичьи.
Всякий раз, когда я проходил мимо, она протягивала мне свою черную холодную
ручку — и взглядывала на меня своими грустными, почти человеческими глазенками.
Я брал ее руку — и она переставала пищать и метаться.
Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью
свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нем, заволакивая
самые концы мачт, и слепил и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело
тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела
таинственно и странно.
Длинные прямые складки, подобные складкам тяжелых шелковых тканей, бежали
одна за другой от носа парохода и, всё ширясь, морщась да ширясь, сглаживались
наконец, колыхались, исчезали. Взбитая пена клубилась под однообразно
топотавшими колесами; молочно белея и слабо шипя, разбивалась она на змеевидные
струи — а там сливалась, исчезала тоже, поглощенная мглою.
Непрестанно и жалобно, не хуже писка обезьяны, звякал небольшой колокол у
кормы.
Изредка всплывал тюлень — и, круто кувыркнувшись, уходил под едва
возмущенную гладь.
А капитан, молчаливый человек с загорелым сумрачным лицом, курил короткую
трубку и сердито плевал в застывшее море.
На все мои вопросы он отвечал отрывистым ворчанием; поневоле приходилось
обращаться к моему единственному спутнику обезьяне.
Я садился возле нее; она переставала пищать — и опять протягивала мне руку.
Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман; и погруженные в
одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные.
Я улыбаюсь теперь... но тогда во мне было другое чувство.
7
Все мы дети одной матери — и мне было приятно, что бедный зверок так доверчиво
утихал и прислонялся ко мне, словно к родному.
№1. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во
втором предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ЦЕПОЧКА. Ряд, вереница людей, предметов. Идти цепочкой.
2)НОС. Часть суши, острым углом вдающаяся в водное пространство. Канин Нос.
3)ГЛАДЬ. Обширное и гладкое водное или земное пространство. Зеркальная гладь
озера.
4)ТРУБКА. Предмет, имеющий трубообразную форму. Медицинская трубка.
5)СПУТНИК. Кто-либо вместе с кем-нибудь совершающий путь, путешествующий.
Мои спутники в вагоне оказались очень приятными собеседниками.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1) Тип приведенного текста – описание с элементами рассуждения.
2) Тема текста выражена автором в последнем абзаце.
3)Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди
которых большую роль играют вводные слова.
4)С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые
имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: «полный
штиль», «змеевидные струи» и др.
5)В последнем абзаце сделан вывод, не содержащий авторской эмоциональной
оценки описываемого явления.
Ответ:
8
9
Вариант №4
Прочитайте текст и выполните задание.
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным
морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза
великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком
далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей.
Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то
вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как <...> пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на
душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни,
гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только
словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять
белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел всё прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь!
Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным
полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие,
словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал,
закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью,
стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
Но под навесом крыши, на самом кра
юшке слухового окна, рядышком сидят два
белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть,
спас.
10
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...Хорошо им!
И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.
№1. Самостоятельно подберите качественное наречие, которое должно стоять на
месте пропуска в четвертом абзаце текста. Запишите это качественное наречие.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ЛУЧ. Остронаправленный поток частиц энергии . Рентгеновские лучи.
2)ЛИСТ. Тонкий плоский кусок, пласт какого-либо материала. Лист бумаги.
3)МЕЖА. Непропаханная узкая полоса между полями. По ниве прохожу я узкою
межой.
4)ЗЕМЛЯ. В мифологии и поэзии - реальная действительность, в
противопоставление идеальному, небесному миру. «Не называй ее небесной и у земли
не отнимай.» Н.Ф.Павлов.
5)ГРОМ. Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы.
Гремит гром.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1)Выразительность текста обеспечивается художественных средствами, среди
которых эпитеты («жестокая тишина») и метафоры («сорвалась буря»).
2) Противопоставление чувства одиночества и светлой грусти выражено автором в
предпоследнем абзаце, который начинается противительным союзом “но”.
3)Более точно описать окружающую его дейсвительность автору помогает
использование в тексте разнообразных синтаксических конструкций, среди которых
безличные предложения, различные виды сложных предложений.
4)Лексический повтор слова «один» выделяет ощущение одиночества лирического
героя.
11
5)Содержания четвертого и пятого абзацев противопоставлены. На это
противопоставление в начале пятого абзаца указывает слово «но».
Ответ:
12
Вариант №5
Прочитайте текст и выполните задание.
Чудилось мне, что я нахожусь где-то в России, в глуши, в простом деревенском
доме.
Комната большая, низкая, в три окна; стены вымазаны белой краской; мебели нет.
Перед домом голая равнина; постепенно понижаясь, уходит она вдаль; серое,
одноцветное небо висит над нею как полог.
Я не один; человек десять со мною в комнате. Люди всё простые, просто одетые;
они ходят вдоль и поперек, молча, словно крадучись. Они избегают друг друга — и,
<...>, беспрестанно меняются тревожными взорами.
Ни один не знает: зачем он попал в этот дом и что за люди с ним? На всех лицах
беспокойство и унылость... все поочередно подходят к окнам и внимательно
оглядываются, как бы ожидая чего-то извне.
Потом опять принимаются бродить вдоль и поперек. Между нами вертится
небольшого росту мальчик; от времени до времени он пищит тонким, однозвучным
голоском: «Тятенька, боюсь!» — Мне тошно на
сердце от этого писку — и я тоже
начинаю бояться... чего? не знаю сам. Только я чувствую: идет и близится большая,
большая беда.
А мальчик нет, нет — да запищит. Ах, как бы уйти отсюда! Как душно! Как томно!
Как тяжело!.. Но уйти невозможно.
Это небо — точно саван. И ветра нет... Умер воздух, что ли?
Вдруг мальчик подскочил к окну и закричал тем же жалобным голосом:
Гляньте! гляньте! земля провалилась!
Как? провалилась?!
Точно: прежде перед домом была равнина, а теперь он стоит на вершине страшной
горы! Небосклон упал, ушел вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно
разрытая, черная круча.
Мы все столпились у окон... Ужас леденит наши сердца.
Вот оно... вот оно! — шепчет мой сосед.
И вот вдоль всей далекой земной грани зашевелилось что-то, стали подниматься и
падать какие-то небольшие кругловатые бугорки.
13
«Это — море! — подумалось всем нам в одно и то же мгновение. — Оно сейчас нас
всех затопит... Только как же оно может расти и подниматься вверх? На эту кручу?»
И, однако, оно растет, растет громадно... Это уже не отдельные бугорки мечутся
вдали... Одна сплошная чудовищная волна обхватывает весь круг небосклона.
Она летит, летит на нас! Морозным вихрем несется она, крутится тьмой кромешной.
Всё задрожало вокруг — а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и
тысячегортанный, железный лай...
Га! Какой рев и вой! Это земля завыла от страха...
Конец ей! Конец всему!
Мальчик пискнул еще раз... Я хотел было ухватиться за товарищей, но мы уже все
раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой,
грохочущей волной!
Темнота... темнота вечная!
Едва переводя дыхание, я проснулся.
№1. Самостоятельно подберите вводное, которое должно стоять на месте пропуска в
третьем абзаце текста. Запишите это вводное слово.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ПОЛОГ. Спальное помещение в яранге.
2)ВЗОР. Зрение, глаза. Наши взоры были поражены этой картиной.
3)САВАН. Плотно закрывающий покров. «Тьма ночные своды небесные, как
саваном, покрыла.» Лермонтов.
4)КРУЧА. Крутой обрыв. Взобраться на кручу.
5)ЗЕМЛЯ. Планета солнечной системы. Луна – спутник Земли.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
14
1) Автор использует лексические повторы для создания ощущения эмоционального
напряжения.
2)Жанр этого публицистического текста — репортаж, поэтому основная задача
автора текста — передать события, произошедшие с ним максимально реалистично.
3) Синтаксис приведенного текста не отличается сложностью: автор использует
только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными
определениями.
4)   В тексте чаще других используются слова, обозначающие признаки предметов и
явлений (существительные, прилагательные, наречия), что служит основой текста-
описания.
5) Функция риторических восклицаний в приведенном тексте - привлечение
внимания читателя к тексту.
Ответ:
15
Вариант №6
Прочитайте текст и выполните задание.
Природа всегда <...> действует на русскую душу, и мне случалось видеть даже
генералов, военных и штатских, пришедших в истинный восторг от какого-нибудь
прекрасного пейзажа, водопада или горы; но одна природа удовлетворить вполне
человека не может. Идиллия идиллией, а генерал остается генералом. Искусство…
но и тут едва ли не придется повторить то, что сейчас было сказано; и тут, и на этом
поприще, туристы наши так же слабо подготовлены. Напрасно думают иные, что для
того чтобы наслаждаться искусством, достаточно одного врожденного чувства
красоты; без уразумения нет и полного наслажденья; и самое чувство красоты также
способно постепенно уясняться и созревать под влиянием предварительных трудов,
размышления и изучения великих образцов, как и всё человеческое. Без тонко
развитого вкуса нет полных художественных радостей; а никто еще не родился с
тонким вкусом, и те любители прекрасного, которые с такой запальчивостью кричат:
«Нам не учености нужно, не глубины, а подавайте нам, что бы нас трогало, что бы
заживо нас задевало», большей частью трогаются и задеваются полькой, французской
гравюрой или просто пятью онёрами в козырной масти. Увы! Приходится сознаться,
что наши художественные радости слишком часто ограничиваются мучительным
дежурством перед «любопытными предметами» и «знаменитыми произведениями». В
этом отношении особенно поучительное зрелище представляет небольшая комнатка
в Дрезденской галерее, где находится Мадонна св. Сикста: стоящий перед нею диван,
на который в теченье стольких лет садились и доныне садятся поколения за
поколениями русских путешественников, не однажды мне казался местом или орудием
духовной пытки, не уступающим в своем роде тем остаткам средневековой мглы,
орудиям пытки телесной, которые показываются любопытным проезжим в старинных
оружейных палатах.
№1. Самостоятельно подберите качественное наречие, которое должно стоять на
месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это качественное наречие.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ПРИРОДА. Основное свойство чего-либо. Природа общественных отношений.
16
2)ТРУД. Усилие, направленное к достижению чего-либо. Без труда не выловишь и
рыбку из пруда.
3)ВКУС. Чувство изящного, способность эстетической оценки. Одеваться со
вкусом.
4)ОТНОШЕНИЕ. Официальная бумага, документ. Отношение из министерства.
5)ПАЛАТЫ. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для
каких-нибудь специальных целей. Книжная палата.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1)Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием
однородных членов, сложноподчиненных предложений.
2)Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на узкий круг
специалистов.
3)Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем
передается фактологическая информация.
4)Морфологическим признаком текста является частое употребление инфинитивов.
5) В данном публицистическом тексте отсутствуют термины, поскольку он
ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно
для понимания массового читателя.
Ответ:
17
Вариант №7
Прочитайте текст и выполните задание.
Нам скажут, что мы <...> восстаем на сочинение в поэзии, что без сознательного
участия творческой фантазии нельзя вообразить ни одного произведения искусства,
кроме разве каких-нибудь первобытных народных песен, что у каждого таланта есть
своя внешняя сторона, сторона ремесла, без которой ни одно художество не
обходится; всё это так, и мы нисколько этого не отвергаем: мы восстаем только против
отделения таланта от той почвы, которая одна может дать ему и сок и силу против
отделения его от жизни той личности, которой он дан в дар, от общей жизни народа, к
которой как частность принадлежит сама та личность. Подобное отделение таланта
может иметь свои выгоды: оно может способствовать к легчайшей его обработке, к
развитию в нем виртуозности; но это развитие всегда совершается на счет его
жизненности. Из отрубленного, высохшего куска дерева можно выточить какую
угодно фигурку; но уже не вырасти на том суке свежему листу, не раскрыться на нем
пахучему цветку, как ни согревай его весеннее солнце. Горе писателю, который
захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят
дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением.
Нет, произведение поэта не должно даваться ему легко, и не должен он ускорять его
развитие в себе посторонними средствами. Давно уже и прекрасно сказано, что он
должен выносить его у своего сердца, как мать ребенка в чреве; собственная его кровь
должна струиться в его произведении, и этой животворной струи не может заменить
ничто, внесенное извне: ни умные рассуждения и так называемые задушевные
убеждения, ни даже великие мысли, если б таковые имелись в запасе… И они, и самые
эти великие мысли, если они действительно велики, выходят не из одной головы, но из
сердца, по прекрасному выражению Вовенарга: «Les grandes pensées viennent du coeur».
Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое
существо.
№1. Самостоятельно подберите качественное наречие, которое должно стоять на
месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это качественное наречие.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Продукт творчества. Произведения А. П. Чехова.
18
2)ТАЛАНТ. Человек с выдающимися способностями, дарованием. Несмотря на
свой возраст, он уже был настоящим талантом.
3)ПОЧВА. Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная
жизнь. Здесь почва была богата кислородом.
4)ЛИЧНОСТЬ. Физиономия, лицо. (просторечие) Личность его показалась мне
знакомой.
5)ОБРАБОТКА. Действие по глаголу «обработать». Обработка металла.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1)Для аргументации своей точки зрения автор ссылается на слова известного
философа.
2)Автор текста делится с читателями собственными мыслями и наблюдениями,
выражает субъективную оценку явления, о котором идёт речь в тексте, и это
позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
3)Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается
сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них
осложнены обособленными определениями.
4)Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком
использовании единиц особой лексической группы  — канцеляризмов.
5)Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди
которых различные типы сложных предложений.
Ответ:
19
Вариант №8
Прочитайте текст и выполните задание.
Я проворно спустился с виноградника и бросился в город. Быстро обошел я все
улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по
берегу... Изредка попадались мне женские фигуры, но Аси нигде не было видно. Уже
не досада меня грызла, тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал...
нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную
любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся ночной тьмы, <...>
вполголоса, потом всё громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся
никогда с ней не расставаться; я бы дал всё на свете, чтобы опять держать ее
холодную руку, опять слышать ее тихий голос, опять видеть ее перед собою... Она
была так близка, она пришла ко мне с полной решимостью, в полной невинности
сердца и чувств, она принесла мне свою нетронутую молодость... и я не прижал ее к
своей груди, я лишил себя блаженства увидать, как ее милое лицо расцвело бы
радостью и тишиною восторга... Эта мысль меня с ума сводила.
«Куда могла она пойти, что она с собою сделала?» — восклицал я в тоске
бессильного отчаяния... Что-то белое мелькнуло вдруг на самом берегу реки. Я знал
это место; там, над могилой человека, утонувшего лет семьдесят тому назад, стоял
до половины вросший в землю каменный крест с старинной надписью. Сердце во
мне замерло... Я подбежал к кресту: белая фигура исчезла. Я крикнул: «Ася!» Дикий
голос мой испугал меня самого — но никто не отозвался...
Я решился пойти узнать, не нашел ли ее Гагин.
№1. Самостоятельно подберите обстоятельственное наречие, которое должно
стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это обстоятельственное
наречие.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1)ФИГУРА. Стройное, красивое телосложение. Не ешь сладкое, фигура пропадет.
2)СВЕТ. То же, что мир. Свет не без добрых людей.
20
3)МЕСТО. Должность, служебное положение. Найти новое место.
4)КРЕСТ. Тяжелая судьба. Достойно нести свой крест.
5)ГОЛОС. Одна из двух или нескольких мелодий. Канон в два голоса.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1) Динамичность текста достигается с помощью однородных сказуемых.
2)Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди
которых большую роль играют лексический повтор и инверсия.
3) Использование автором эпитетов («тайный страх», «дикий голос») и метафор
(«меня грызла досада») помогают читателю наиболее точно понять его состояние во
время описываемых событий.
4) В тексте присутствуют метафоры («принесла мне свою нетронутую молодость»),
помогающие автору передать личное отношение к явлениям, о которых он
размышляет.
5) Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.
Ответ:
21
Вариант №9
Прочитайте текст и выполните задание.
Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это
просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли
табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в
поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и
пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских
мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках,
мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко
подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и
несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив
уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-
нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда
я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под
обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней
дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое
отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые
отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет;
острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых
огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок
света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная
голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо
смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас
скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась.
Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому
вблизи всё казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону
длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо
торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным
великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и
свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти
никакого шума... <...> изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет
большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный
набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.
№1. Самостоятельно подберите ограничительную частицу, которая должна стоять
на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите эту ограничительную частицу.
22
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1) ОГОНЬ. Стрельба ружейная или артиллерийская. Открыть огонь по
неприятелю.
2) ТАБУН. Стадо копытных животных, пасущихся вместе. Табун верблюдов.
3) КАРТИНА. Произведение живописи в красках. Акварельная картина.
4) ЯЗЫК. Разновидность речи. Литературный язык.
5) ПЛАМЯ. Пыл, жар, воодушевление. Пламя любви.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1) Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов
предложения (деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами
связи между частями.
2) Текст написан в научном стиле и даёт читателям представление о быте русской
деревни.
3) Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование»
4)   В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для
создания образности (оводы, табун).
5) Жанр этого публицистического текста - репортаж, поэтому основная задача
автора текста - поделиться своими мыслями по поводу поездки, рассказать о
собственных впечатлениях .
Ответ:
23
Вариант №10
Прочитайте текст и выполните задание.
Искусство здесь увы!.. Представители искусства в Берлине все
старики орнелиус, Раух, ваятель Тик, Шадов, Бегас уже ветераны); от
<…> произведений веет холодом и смертью, смертью уже потому, что они
почти все заняты сооружением и украшением могильных склепов, надгробных
и других памятников. Возле собора воздвигается «Campo Santo» на манер
итальянских (как, например, в Пизе, Болонье); Корнелиусу заказаны фрески…
Я видел некоторые из них. Их без особого комментария понять нельзя;
композиция иногда довольно удачна, но Корнелиус презирает колорит и,
как почти все нынешние художники, эклектик, аллегорист и подражатель,
хотя видно, что ему очень бы хотелось быть оригинальным. «Ich trinke gern aus
dem frischen Quell» 1, говорит Гёте, то есть я лучше пойду любоваться
фресками Микель-Анджело или Орканьи… Что мне из этого «пленной мысли
раздраженья»? Со времени моего пребывания здесь фасад музеума
раскрасили альфреско, и довольно плохо, нечего сказать. Тут же поставили
«Амазонку» Кисса; эта группа очень хороша, особенно лошадь. Новых зданий
в Берлине не видать. Театр перестроен после пожара 1843 года. Он отделан
очень, даже слишком богато, но во многом грешит противу вкуса. В
особенности неприятны искривленные статуи à la Bernini, поставленные
между главными ложами. Приторно-сладкий, голубоватый фон картин на
потолке тоже вредит общему впечатлению. Над сценой находятся портреты
четырех главных немецких композиторов: Бетговена, Моцарта, Вебера и
Глука… Грустно думать, что первые два жили и умерли в бедности (могила
Моцарта даже неизвестна), а Вебер и Глук нашли себе приют в чужих землях,
один в Англии, другой во Франции. Я с большим удовольствием увидел и
услышал снова Виардо. Голос ее не только не ослабел, напротив, усилился; в
«Гугенотах» она превосходна и возбуждает здесь фурор. Знаменитая Черито
гоже здесь. Она очень мила, но до Талиони, до Эльслер, даже до Карлотты
Гризи, ей, «как до звезды небесной», далеко. Дрейшок дал здесь два концерта:
это барабанщик, а не пианист; но техника его изумительна.
Здесь с прошлого года существует заведенье, которого недостает в
Петербурге. Это огромный кабинет для чтения с 600-ми (говорю шестью
стами) журналами. Из них, разумеется, две трети (почти все немецкие) очень
плохи; но все-таки нельзя не отдать полной справедливости учредителю.
Немецкая журналистика действительно теперь никуда не годится.
№1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно
24
стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это притяжательное
местоимение.
Ответ:
№2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном
тексте. Запишите номера ответов.
1) ПАМЯТНИК.В переносном значении то, что сохранилось от прошедших эпох. Я
памятник себе воздвиг нерукотворный. А.С. Пушкин.
2) КОМПОЗИЦИЯ. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс
композиции.
3) ВКУС. Способность к различению, восприятию, пониманию и оценке
прекрасного и безобразного в природе и в искусстве. У вас совсем нет вкуса!
4) ГОЛОС. Мелодическая линия как часть многоголосного музыкального
произведения. Кантата на три голоса.
5) ТЕХНИКА. Механизированное хозяйство. В колхоз прибыло достаточно много
техники для сбора урожая.
Ответ:
№3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.
1) В последнем абзаце сделан вывод, не содержащий авторской эмоциональной
оценки описываемого явления.
2) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение,
обоснование, объяснение научного знания.
3) Автор текста ни прямо, ни опосредованно не выражает своего отношения к
немецкому искусству.
4)   Автор использует цитирование для подтверждения своих мыслей.
5) Ведущий тип речи в тексте  — рассуждение.
Ответ:
25
Ключи
1
вариант
2
вариант
3
вариант
4
вариант
1
Каждой
Свое
Да/и
Сильно
Однако
2
24
14
35
35
34
3
125
125
24
1234
15
6
вариант
7
вариант
8
вариант
9
вариант
10
вариант
1
Сильно
Напрасно
Сперва
Лишь
Их
2
235
15
2
1
3
3
145
125
123
13
45
26
27