Урок развития речи "Иллюстраторы русских сказок" 5 класс

Подписи к слайдам:
УРОК НА ТЕМУ:
  • УРОК НА ТЕМУ:
  • «Иллюстраторы русских сказок»
  • Урок развития речи
  • в 5 классе
Цели:
  • Цели:
  • 1) показать учащимся связь литературы с живописью, ознакомить с творчеством художников - иллюстраторов;
  • 2) развивать навыки связной речи при описании иллюстраций, умение подбирать к ним текст из произведений;
  • 3) воспитывать художественный вкус; вызвать интерес к иллюстрации как особому виду изобразительного искусства.
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение).
  • Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение).
  • 1) объяснение с помощью наглядных примеров.
  • 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
  • Что такое иллюстрация?
М.Врубель
  • Самые известные художники-иллюстраторы
  • В.Васнецов
  • И.Билибин
  • Т.Маврина
  • С.Малютин
Билибин
  • Билибин
  • Иван Яковлевич
  • 1876– 1942 г.г.
Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"( 1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
  • Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"( 1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
  • Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
«Василиса Премудрая пляшет»
  • Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, в Москве.
Михаил Александрович Врубель
  • Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.
  • Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду
  • М. А. Врубель
«Царевна-лебедь», 1900 г.
  • Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Виктор Михайлович Васнецов
  • «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!»
  • Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера
  • В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881).
«Иван-царевич на сером волке»
  • В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.
«Снегурочка», 1899
  • В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
Сказка о летающем ковре
  • Это самая первая сказочная картина Васнецова, он выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив, выразив давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.
«Три царевны подземного царства», 1879-1881 г.г.
  • В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит.
  • В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.
«Витязь на распутье»
  • Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В последней версии стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
  • Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
«После побоища Игоря Святославича с половцами»,1880 г.
  • Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Соответствует "Слову" и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.
«Богатыри»
  • Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение Васнецова к народным истокам. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Он написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876) в парижской мастерской Поленова, выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову. В 1898 году картина была закончена.
«Аленушка»
  • В картине Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
Сплетем из слов чудеснейший венок,
  • Сплетем из слов чудеснейший венок,
  • В него вплетем и боль свою, и радость.
  • И пригласим друзей услышать нежный слог,
  • Испить из родника народного живительную сладость.
Творческая работа
  • Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
  • Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута. (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.
Проверь себя:
  • Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как
  • бы стараются успокоить ее.
Домашнее задание:
  • Проиллюстрировать эпизод любимой сказки.