Конспект урока "Анализ текста. Русская иконопись" 11 класс

1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Авторский лицей Эдварса № 90»
Г. Ульяновска
Проект урока по русскому языку
в 11 классе «Анализ текста «Русская иконопись».
Подготовка к ЕГЭ»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Шопенская Наталья Ивановна.
Г. Ульяновск
2015г.
2
Место урока в системе уроков. Урок развития речи в системе подготовки к
ЕГЭ. После темы «Способы передачи чужой речи».
Элементы содержания урока: Тема и проблема текста. Основная мысль,
позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Знать: определения темы и проблемы текста, типы текстов, виды сложных
предложеинй, части речи, способы образования слов.
Уметь: определять тему, проблему, основную мысль, позицию автора
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать
собственный текст.
Формы и виды деятельности. Виды контроля: Комплексный анализ текста.
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа над элементами
сочинения.
Оборудование: Компьютерная презентация. Тесты -карточки. Тексты-
карточки.
Межпредметные связи: живопись, музыка, литература, история искусства.
Цели урока.
Образовательная: актуализировать знания учащихся по теме «Написание
сочинения (части С1). Отрабатывать навыки написания сочинения (часть С1):
определения проблемы, авторской позиции, комментарии.
Развивающая: расширять представления о русском искусстве. Развивать
умение внимательно смотреть произведения искусства. Развивать логическое
мышление, умение сопоставлять, анализирровать, чётко отвечать на
вопрос.Развивать познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать любовь к национальной культуре, понимание
бережно относиться к своему историческому наследию. Воспитывать умение
слушать, желание работать до конца;
Планируемые результаты.
Личностные:
-формирование готовности к саморазвитию на основе повышения мотивации
обучения;
-формирование целостного мировззрения;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
деятельности.
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и
родного языков;
3
- расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка.
Ход урока.
1. Слайд 1. Организационный момент. Объявление темы. На столах учащихся
карточки с текстом для анализа и тестом. Определяем домашнее задание:
Написать сочинение по тексту «Русская иконопись».
2. Слайд 2-3. Определение задач на урок. Вместе с учениками учитель определяет
цели и задачи урока, объясняет правила получения оценок за урок: за тест 14
баллов. За работу над сочинением 5 баллов, за активность на уроке 2
балла. Всего – 21 балл. Оценки:
21 19 б – «
18 15 б – «
14 10 б – «
3. Слайд 4-18. Знакомство с текстом «Русская иконопись». Учитель или ученики
выразительно читают текст. Эти слайды меняются автоматически. Их
сопровождает музыка Александра Прокофьевича Бородина. Слайды
иллюстрированы репродукциями выдающихся русских икон, о которых идёт
речь в тексте. Такой вид деятельности, на наш взгляд, расширяет кругозор
учащихся и помогает восприятию материала, настраивая их на внимательную
и вдумчивую работу, создавая атмосферу сопричастности с великим
искусством.
Русская иконопись.
1.Удивительна русская икона. 2.Предназначенная для непосредственных церковных
нужд, написанная на досках, она стала предметом искусства, почитаемым во всем мире.
3.Известны имена иконописцев Андрея Рублева и Феофана Грека. 4. А сколько
безвестных мастеров оставили свой след в церквях по всей Руси! 5.По-гречески "икона"
изображение; пришло это искусство к нам из Византии, и поэтому во многом древнерусские
иконы копируют византийские. 6.Но душа у них другая: русская древняя живопись открыта
миру, она впитывает его в себя, она человечна.
7.Чудесны, чисты и поразительно прозрачны краски иконы Андрея Рублева "Троица"
- в них светится природа весны и раннего лета.8.Три юных ангела сидят за чашей,
склонившись друг к другу в знак дружества и единения. 9.Их движениям вторит природа: над
правым ангелом гора склоняется вместе с ним, над средним ангелом – зеленый дуб, над
левым белокаменные палаты словно повторяют его фигуру. 10. Глубокий знаток и
исследователь русской литературы, культуры Древней Руси Д.С. Лихачев отмечает, что
«ангелы как бы парят в воздухе», «их обнаженные ступни не опираются на землю, их
тончайшие посохи лишь символы странничества», «на одежду их… ложатся отблески
небесной голубизны».
11.Печальный лик Богоматери Донской, написанный Феофаном Греком, появился на
свет шесть с половиной веков назад. 12.Мастер был родом из Византии, но стал гением
России. 13.Он был современником Дмитрия Донского, и в год Куликовской битвы ему
исполнилось сорок лет. 14. Может быть, поэтому с его иконы глядят на нас скорбные глаза
русских матерей и вдов.
4. Слайд 19. Следующий этап самостоятельный анализ текста с помощью теста.
Тест построен таким образом, чтобы повторить наиболее важные темы ЕГЭ.
Первые четыре вопроса предполагают актуализацию знаний по темам «Текст»
и «Лексика». Вопросы 5 и 6 по словообразованию и морфологии, вопросы 7-
10 по обобщению знаний о синтаксисе. Вопрос 11 требует знания языковых
средств выразительности. Тест проверяется вместе с учащимися по ключу.
Учащиеся подсчитывают количество баллов. Максимальный балл 14. По
одному баллу за каждый вопрос. За вопрос 11 – 4 балла.
Тестовые задания.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
4
1) Русская икона – удивительное явление.
2) Дмитрий Лихачев всю жизнь занимался изучением икон.
3) Палитра «Троицы» поражает своей чистотой и прозрачностью.
4) Византийский мастер Феофан Грек сумел стать частью культуры России.
2. Какой тип речи представлен в предложениях 7 – 10?
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
3. Укажите слово, которое использовано в переносном значении
1) светится ( предложение 7)
2) белокаменные (предложение9)
3) обнаженные (предложение 10)
4) изображение (предложение 5)
4. На какой синоним можно заменить слово «скорбные» в предложении 14?
5. Каким способом образовано слово ПО-ГРЕЧЕСКИ (предложение5)
6. Из предложения 4 выпишите притяжательное местоимение.
7. Среди предложений 4 -6 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной
связью, в состав которого входит неполное предложение.
8. Из предложений 1 -3 выпишите номер предложения, в котором есть
обособленное определение.
9. Среди предложений 6 9 найдите бессоюзное сложное предложение, вторая
часть которого указывает на следствие, вытекающее из первой части.
Запишите его номер.
10. Среди предложений 3 7 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью противительного союза. Напишите его номер.
11. Заполните пробелы в рецензии, записав в соответствующем порядке номера
терминов из списка.
Обращаясь к теме русской иконы, автор настраивает читателя на
совместные раздумья. Пытаясь вызвать эмоциональный отклик, он
прибегает к такому синтаксическому средству, как ------- (предложение 4).
Предложения 1, 3, 7 построены с использованием другого синтаксического
средства выразительности -----, что придает размышлениям автора особый
патетический тон. Приподнятую интонацию усиливают и лексические
средства, а именно ------- (Дружества, лик). Убедительной и
аргументированной делает точку зрения автора --------- (Предложение 10).
1. Сравнительный оборот
2. Эмоционально-оценочное слово
3. Устаревшая лексика
4. риторическое восклицание
5. цитата
6. метафора
7. инверсия
8. перифраз
Ключ к тесту:
1. - 2
2. - 1
3. - 1
4. - грустные, печальные.
5. Приставочно-суффиксальный
6. Свой
7. -5
8. - 2
9. - 7
10. - 6
11. - 4,7,3,5.
Всего 14 баллов
5
5. Слайды 20-23. В задании 12 теста полностью копируется задание части С1
ЕГЭ: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и
прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
збегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора
ассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения
автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение
аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а
также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два
аргумента)».
Работаем над сочинением. Задания для учащихся даются поэтапно:
сформулируйте и запишите формулировку проблемы (слайд 20 1 балл),
прокомментируйте проблему (слайд 21- 2 балла), определите авторскую
позицию (слайд 22- 1 балл), выскажите своё мнение (слайд 23- 1 балл).
Учащиеся записывают свои ответы, зачитывают их и сверяют свой ответ с
предложенным на слайдах вариантом:
Слайд 20. Проблема текста. Автор обращается к проблеме творчества. Он
размышляет о том, в чем секрет русской иконы. Почему на протяжении
веков она притягивает к себе внимание? Что заставляет людей разных
вероисповеданий считать её предметом искусства?
Слайд 21. Комментарии. Называя имена Андрея Рублёва и Феофана Грека,
автор заставляет читателя отрешиться от мирской суеты и задуматься о
вечном. Внимательно вглядываясь в картины древних мастеров, он замечает
и чистоту красок, и завершённость композиции, и удивительную гармонию
замысла и его воплощения.
Слайд 22. Авторская позиция. Публицист не спорит с теми, кто считает,
что русская икона во многом копирует византийскую. Но разгадку
живучести нашего древнего искусства он находит в духовной сфере:
«…душа у них другая: русская живопись открыта миру, она впитывает его в
себя, она человечна».
Слайд 23. Собственное мнение.
1 вариант: Я полагаю, что автор нашел очень своеобразное и верное решение
затронутой проблемы. Ведь если сравнить, к примеру…
2 вариант. Мне кажется, что автор преувеличивает духовную составляющую
русского искусства. В мире есть великое множество религиозных картин,
скульптур, которые не уступают рублевской «Троице». Например…
Раббота по слайдам 20-23 проводится в парах. При желании учащихся
индивидуально. Ответы обсуждаются и корректируются. Необходимо
отметить, что ответы учащихся вовсе не обязательно совпадут с предложенным
на слайде вариантом. Они просто должны аргументировать свою точку зрения.
За каждый удачный ответ учащиеся получают соответствующие баллы (они
обозначены в нижнем углу слайда) и записывают эти баллы в тетрадь.
6. Слайды 24-27. В этой части урока учащимся предлагаются репродукции
картин известных зарубежных мастеров на религиозные темы для сравнения с
русскими иконами и использования этого материала в качестве аргументов как
«знания и жизненные наблюдения». Ребята предлагают свои варианты
использования знаний об этих полотнах в сочинении.
7. Слайд 28 представляет собой список литературы (читательский опыт),
которую ученик может использовать в качестве аргументов в своей работе.
8. Слайд 29 (рефлексия) возвращает нас к началу урока и повторяет слайд 2
(критерии оценивания). Анализируем работу, подсчитываем баллы и
выставляем оценки.
9. Слайд 30. Записываем домашнее задание: Выполнить задание № 12 к тексту.
Тексты и тесты остаются у учащихся.
6
Список использованной литературы
1. Е.Н. Колокольцев, Л. М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература:
Произведения изобразительного искусства. 8-9кл.: Учебно-наглядное пособие для
учащихся общеобразоват. Учебн. Заведений / Е.Н. Колокольцев, Л. М. Зельманова. – 6-е
изд. – М.: Дрофа, 2004. – 120с.
2. Александров В. Н. История русского искусства: краткий справочник школьника. – Мн.:
Харвест.2007.- 736
3. Рерих Н. К. О Вечном…: - М..:Политиздат, 1991.-462с
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1 В. Солоухин. Письма из русского музея.
http://royallib.com/book/solouhin_vladimir/pisma_iz_russkogo_muzeya.html
2. Д.С. Лихачёв. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премедрого.
http://eknigi.org/kultura/41662-kultura-rusi-vremeni-andreya-rublyova-i-epifaniya.html
3. Иллюстрации взяты с сайтов «Иконописание» http://iconopisanie.ru/7-velikix-russkix-
ikonopiscev/; «PravIcon. Com» http://pravicon.com/icon-1180
Литература для учащихся
1. Л. Толстой «Война и мир».
2. В. Солоухин «Чёрные доски».
3. В. Астафьев «Видение».
4. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
5. А. Солженицын «Путешествуя вдоль Оки».
6. В. Шукшин «Мастер»