Языковой анализ текста в 9-11 классах на этапе повторения изученного. (На материале романа З. Прилепина «Обитель»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Языковой анализ текста в 9-11 классах
на этапе повторения изученного.
(На материале романа З. Прилепина «Обитель»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2015
Для наиболее эффективного использования различных приемов и
методов работы с текстом на этапе обобщения и повторения изученного
можно обратиться к текстам современной литературы. Это позволит
познакомить старшеклассников с новыми для них именами и
произведениями, провести языковой анализ текстов, подготовиться к ГИА,
расширить лингвистический кругозор учащихся посредством решения
заданий повышенной трудности. Данные задания могут быть включены
учителем в урок, а также использованы для домашней и самостоятельной
работы.
Вариант 1
(1) Обратите внимание, например, на этих собеседников. (2) Знаете,
кто это? (3) Замечательнейшие люди на улицах Москвы и Петрограда вы
таких запросто не встретите. (4) Только на Соловках! (5) Слева, значит,
Сергей Львович Брусилов племянник генерала Брусилова, того самого, что
едва не выиграл войну, а потом отказался драться против большевиков. (6)
Сергей Львович, если меня не ввели в заблуждение, капитан Балтийского
флота, то есть был им. (7) Но и здесь тоже имеет некоторое отношение к
местной флотилии, соловецкой. (8) Беседует он с господином Виоляром… (9)
Виоляр – ещё более редкая птица: он мексиканский консул в Египте!
(10) Заблудился по дороге из Америки в Африку и попал на Соловки?
(11) Примерно так! Причём заблудился, завернув в Тифлис,
улыбнулся Василий Петрович. (12) У него жена русская, а точнее,
грузинка. (13) Если совсем точно грузинская княжна, восхитительная
красавица, только немного тонковата, на мой вкус…
(14) –Откуда Вам известно? с неожиданным любопытством
поинтересовался Артём.
(15) –Позвольте! Здесь, на Соловках, все знают обо всех! –развел
руками Василий Петрович.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Определите тип и стиль текста.
2. Сформулируйте и запишите два вопроса по содержанию текста.
3. С какой целью автор использует в тексте диалог? Кто в нем
участвует? Ответ аргументируйте.
4. Какой смысл вкладывает автор в слова «на улицах Москвы и
Петрограда вы таких запросто не встретите. Только на Соловках»,
рассказывая о Сергее Львовиче Брусилове и Виоляре? Какой троп помогает
этот смысл передать?
5. Укажите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, подберите к
ним синонимы.
6. Назовите книжные слова. С какой целью автор использует их в
тексте?
7. Объясните значение слова ЗАПРОСТО из предложения 3 и
подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил
З.Прилепин? Разберите слово по составу и определите его стилистическую
роль.
8. Какая форма прилагательного помогает подчеркнуть особенности
Брусилова и Виоляра? Каковы стилистические возможности этой формы?
Ответ аргументируйте, приводя примеры из художественной литературы.
9. Объясните постановку тире в предложении 3. Укажите случаи
авторской постановки тире. Как меняется ритмико-интонационный рисунок
текста? Как меняется смысл предложений с авторской пунктуацией?
10. Укажите восклицательные предложения и определите их
художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать
восклицательное предложение и риторическое восклицание? Объясните,
приводя примеры из данного текста.
11. Укажите уточняющие члены предложения. С какой целью автор
использует их в тексте?
12. В предложениях 8 и 13 автор использует стилистический прием,
суть которого состоит в намеренной незаконченности мысли. Начатая речь
прерывается в расчете на догадку читателя. Как называется этот прием? На
что намекает автор? Известны ли вам другие стилистические функции
этого приема? Приведите примеры или используйте материал предложенного
текста.
Вариант 2
(1) Если б прислушались, сразу осознали бы: всё, что вокруг вас,
какофония! (2) И варвары, изъясняющиеся на неведомом наречии,
решившие обучить нас нас! своему убогому языку! (3) Своровали всё
страну, свободу, Бога… (4) Теперь ещё и язык воруют у меня в голове
навалены эти слова, торчат углами… (5) «Проклятьем заклеймённый» это
что? (6) Опера из жизни индейцев? (7) «Диктатура пролетариата» это как?
(8) Может, это блюдо? (9) Из чего его готовят? (10) «Интриги Антанты»,
«весна революции», «светлое будущее», «тяготы царизма», «борьба классов»
а это что такое? (11) Вы знаете смысл этих ругательств? (12)В качестве
чего их можно использовать? (13) За что нас одарили этой уродской речью?
(14) «Чрезвычайная комиссия!» а? (15) Кофейня знаю. (16) Булочная
знаю. (17) Чайная знаю. (18) А чрезвычайная это что? (19) Самая главная
чайная? (20) Или это означает, что у нас до сих пор не было никаких дел, а
теперь вдруг настали такие важные дела, что Боже ты мой! (21) Ведь они не
просто важные, а чрезвычайно важные! (22) Глаза на лоб лезут от их
важности!
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Сформулируйте и запишите проблему, которую поднимает автор в
данном тексте.
2. При помощи каких средств выразительности автору удалось
выразить основную мысль? Ответ аргументируйте.
3. Выражая свое негодование по поводу засорения русского языка в
эпоху становления советской власти, Захар Прилепин использует и
разговорные слова (назовите их), и высокую книжную лексику (приведите
примеры из текста). Как вы думаете, чего достигает автор, используя в
пределах одного текста лексику разных стилей? Как этот прием помогает
раскрыть авторский замысел и передать чувства героя?
4. Объясните значение слова КАКОФОНИЯ из первого предложения,
приведите примеры употребления этого слова или составьте с ним
словосочетания. Подберите к нему синонимы. Почему именно это слово
употребил Захар Прилепин?
5. Укажите фразеологизм. Подберите к нему синонимы. Какова его
роль в тексте? Составьте с данным фразеологизмом простое осложненное
предложение.
6. Укажите лексический повтор в тексте. Какова его стилистическая
роль в тексте?
7. Укажите простые односоставные предложения, определите их вид.
Каковы стилистические возможности односоставных предложений?
8. Укажите вопросительные предложения в тексте и определите их
художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать
вопросительное предложение и риторический вопрос? Объясните, приводя
примеры из данного текста.
9. Найдите в тексте градацию. С какой целью автор использует ее в
тексте? Что вам известно о композиционной градации?
10. На примере текста расскажите о выразительных возможностях
вопросно-ответной формы изложения. Как отличить вопросно-ответную
форму изложения от риторического вопроса?
11. Какова роль первого предложения текста?
12. Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид
придаточных. Что вам известно о выразительных возможностях различных
по значению придаточных?
Вариант 3
(1) Чекист, впервые поднявший над Соловецким монастырём красный
флаг, сел сюда как заключённый. (2) Вы ничего ещё не поняли, Артём? (3)
Их всех сюда же и посадят. (4) И здесь же и зароют. (5) Тут Бог близко.(6)
Бог далеко от себя пропащих детей не отпускает. (7 Этот монастырь не
отпускает! (8) Никогда!
(9) Бунт в 1666 году был его подавил Иван Мещеринов, подчинённые
ему стрельцы побивали монахов камнями, устроили тут бойню, и трупы
потом не хоронили. (10) Так Иван Мещеринов сам вскоре сел сюда же! (11) И
грек Арсений, правивший церковные книги из-за чего, собственно, и
взбунтовался монастырь, он тоже сел! (12) И они сидели все вместе! (13) И
жрали из одной поросячьей плошки! (14) Этот монастырь он же с зубами!
(15) Ты видел его сторожевые башни? (16) Они же каменные клыки! (17)
Он передавит всех, кто возомнил о себе!
(18) Артём посмеивался, принюхиваясь к сорванному ёлочному
хвостику: он едва пах. (19) Странно, но здесь, на Соловках, и цветы весной
не пахли, и деревья осенью. (20) Объёмное соловецкое небо будто бы
засасывало в себя все запахи, оставляя только лёгкое головокружение.
(21) Иногда посмотришь налево, потом направо а кажется, что везде
одно и то же, и небо с разноцветными облаками вращают вокруг тебя, а ты
будто находишься в центре детской юлы, ошалевший.
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Что вам известно о Соловецком монастыре? Об Иване Мещеринове и
греке Арсении, упоминаемых автором?
2. Кого автор называет «пропащими детьми»? Как этот фразеологизм
помогает передать идею текста? Ответ аргументируйте.
3. Объясните значение выражения ВОЗОМНИЛ О СЕБЕ из 17
предложения, составьте с ним словосочетания. По каким признакам это
выражение можно отнести к фразеологизмам? Приведите синонимичные
выражения.
4. Объясните значение слова ОШАЛЕВШИЙ из последнего
предложения и подберите к нему синонимы. Почему именно это слово
употребил Захар Прилепин? Разберите слово по составу и определите его
стилистическую роль.
5. На примере текста расскажите о стилистической роли частиц.
6. Замените в предложениях 1 и 11 причастный оборот придаточным
предложением. Сравните синонимичные конструкции. Сделайте вывод.
7. С какой целью Захар Прилепин использует в тексте повтор союза И?
Как называется это средство выразительности? Когда союз И переходит в
частицу? Какова ее стилистическая роль? Ответ аргументируйте, приводя
примеры из текста.
8. Укажите восклицательные предложения в тексте и определите их
художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать
восклицательное предложение и риторическое восклицание? Объясните,
приводя примеры из художественной литературы.
9. На примере текста расскажите о выразительных возможностях
парцелляции. За счет чего достигается в данных примерах логическое
усиление изобразительности?
10. Какие средства выразительности двух последних абзацев помогают
понять состояние героя, заключенного Соловков?
11. На примере текста расскажите о функции абзаца. Какова роль
эмоциональности текста в абзацном членении?
12. Перечислите средства цепной связи между предложениями,
используя данный текст.
Использованная литература
Мельников Е. . Роман З.Прилепина «Обитель».
http://newslab.ru/article/586419
Прилепин З.. Обитель. — Москва: АСТ. Редакция Елены Шубиной.
2014.
Свирилин А. . Одна осень Артёма Горяинова //«День и ночь», № 5,
2015