Сочинение по "«Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе» Н.С. Лескова. Власть и народ в сказе Н.С. Лескова"

Сочинение по «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе»
Н.С.Лескова.
Власть и народ в сказе Н.С.Лескова.
План сочинения.
1. В поисках ответов.
2. Стоит задуматься о представителях власти:
а) Александр I,
б) Николай I,
в) атаман Платов.
3. Стоит поговорить о представителях народа.
4. Взаимоотношения власти и народа.
5. Значение сказа Н.С.Лескова для общества.
Что же такое власть, а кто такой народ? Какие герои были воплощением
правительства, а какие простых людей? И какие у них были взаимодействия?
На эти вопросы мне предстоит ответить.
Начнем с того, что в сказе Николая Семеновича Лескова «Левша»
просматривается противопоставление двух правителей Николая I и
Александра I. Изначально Лесков дает понять, что точка зрения Александра I
не близка автору, император не верит в русский народ и его способности: «Там
говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже не
будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
Николай Семенович считал, что отрицание заслуг русских мастеров жалкое
зрелище, а Александр I восхищался всем, чем можно, но не шедеврами
русского зодчества, поэтому смерть государя автор сделал в отъезде в другую
страну.
Что касается второго представителя власти, Лесков считал, что его точка
зрения приближена к взглядам автора на русское искусство, Николай I верил
в способности русского народа, не хвалит чужие работы просто так, чем
вызывает симпатию.
Перейдем к третьему и самому интересному представителю власти
Платову. Он донской казак, который не боялся перечить государю-
императору! Слуги во дворце не любили Платова за его храбрость. Позднее
Платова выслали из дворца и лишили титула, но автор не готов был вывести
столь интересного персонажа из политики государства, когда на престол
восходит Николай I, Платов возвращается на службу, а также Платов
изначально производит впечатление умного, рассудительного, патриотичного
человека: «Ну уж здесь шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя.
Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам».
Поговорим о представителях народа – трех тульских мастерах.
Первые два мастера не очень подробно раскрыты в произведении. Нам
лишь известна их профессия оружейники, но при этом в сказе видно, что они
религиозные люди: мастера уехали в Мценск, чтобы отслужить молебен.
Главный герой произведения Левша. Вот кто заслуживает особого
внимания и почтения. Безусловно, в этом человеке много положительных
качеств: доброта, патриотизм, стойкость, скромность и т.д. Однако люди видят
отталкивающую внешность и, наверное, боятся его. Ему все равно, сложна ли
работа, он доведет ее до конца, до совершенства, до блеска! Левша
профессионал своего дела. Он умелец-самоучка из народа!
Как же складываются отношения между представителями власти и
народом? Н.С.Лесков ясно дает понять, что для власти жизнь простого
оружейного мастера ничто. Для царя Левша - лишь мастер, который выполнил
поставленную задачу, расходный материал, пушечное мясо. Золотые руки
бедняка только доказали государю, что русский человек может сделать что-то
лучше, чем иностранец, однако самого Левшу не считали человеком. Он
грязный, ходит в лохмотьях, простой оружейник «неведомого» сословия.
Представители власти могут отдать ему любой приказ, он его выполнит
беспрекословно, сделает качественно работу, но заботиться о нем и считаться
с ним не обязательно. Он как зверушка в зоопарке. Его можно посадить в
карету вместо «пубеля», он будет удивлять зрителя своим искусным
мастерством… Самое страшное быть никем. В наше время эта проблема не
так ярко выражается в обществе, но отголоски крепостного права в России еще
были долго слышны.
Также очень символично то, что Левша, будучи патриотом, так сильно
любя Родину, так и не был признан человеком, и только в Англии, так
ненавистной герою, его приняли не только за человека, но и за уникального
мастера. Быть может, потом, когда пройдет время, государь осознает, что
человеческая жизнь великий подарок, данный свыше, а он обладает властью
над всеми жизнями Российской Империи…
Я считаю, что в сказе Н.С.Лескова «Левша» показан народ в образе
беззащитной овечки, которая может развлекать, а когда надоест, то можно
будет ее забыть, заколоть, пустить на мясо и на шерсть, а власть показана в
образе злого барина, который держит целое стадо овец, и потеря одной никак
не отразится на его хозяйстве. Лесков явно давал понять, что такая политика
до добра не доведет, а такое отношение к людям загубит русских самородков-
мастеров, русскую культуру.
Это произведение не только останется горьким напоминанием нам об
ошибках того времени, пагубном влиянии сословного неравенства, но и будет
утверждать мысль о том, что душа человека не сломается, что настоящий
патриотизм живет в сердце русского народа.
Учащаяся 6 класса «О»
ГБОУ «Школа № 1158»
Ротова Татьяна.