Методические рекомендации "Фонетика"

КГБ ПОУ «Приангарский политехнический техникум»
Методические рекомендации
по теме
«ФОНЕТИКА»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы
Харитонова Г.В.
Содержание
1. Анатомо-физиологическая система органов речи. Нарушения
(дефекты) речевого аппарата.
2. Образование звуков. Фонетика. (звук/буква/алфавит)
3. Происхождение русского алфавита: кириллица/глаголица
4. Судьба отдельных букв 18-20 вв.
5. Классификация звуков русского языка. Слог. Ударение.
6. Фонетический разбор слова. Фонетическая транскрипция.
7. Звукопись. Интересная фонетика!
8. Современные тенденции изменения ударения в именах
существительных
9. Список использованных источников и литературы.
2019 г.
1.Анатомо-физиологическая система органов речи. Нарушения (дефекты)
речевого аппарата.
Зачастую дети, читая вслух, не произносят какие-либо звуки. Чаще это
шипящие звуки, сонорный звук {р}. Почему это происходит? От чего
зависит? Преподавателю и остальным ребятам необходимо быть очень
терпеливым, т.к. это физиологические проблемы, нарушения в строении
артикуляционного аппарата. Преподаватель обязан об этом знать.
Артикуляцио
́
нный аппара
́
т анатомо-физиологическая система органов,
включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое
нёбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку и
резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса.
Нормальным считается прикус ортогнатический.
Ортогнатия (др.-греч. ορθο- «прямой; правильный» + γνάθος «челюсть»)
прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние
передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние: вариант
нормального прикуса.
Носоглотка верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа,
сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой
части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо.
Носовой ход часть полости носа, расположенная между носовыми
раковинами.
Резонаторные полости логопедии, фониатрии, вокальной педагогике)
четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные
(фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют
роль резонатора голоса.
Нёбная занавеска (лат. velum palatinum, palatum molle) задняя подвижная
часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной
основой, покрытую слизистой оболочкой.
Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата
Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врождённого или
рано (в возрасте до 7 лет) приобретённого (травма) характера неизменно
влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние
приобретённые дефекты артикуляционного аппарата, как правило, не
приводят к тяжёлой речевой патологии, но могут существенно влиять на
качество и отдельные характеристики устной речи.
Варианты нарушений артикуляционного аппарата:
Расщелина врождённая щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает
только мягкое нёбо, хотя в серьёзных случаях она может расширяться
до твёрдого нёба, альвеол и верхней губы.
Расщелина верхней челюсти (лат. gnathoschisis) аномалия развития:
расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие
несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего
носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и
голоса (ринофонии).
Расщелина губы (лат. labium fissum), хейлосхизис (cheiloschisis), заячья
губа, незаращение губы аномалия развития: наличие щели верхней
губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте
может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных
звуков.
Передний открытый прикус следствие прогнатии, прогении или
отсутствие/дефекты фронтальных зубов.
Прогения (др.-греч. πρό «<движение> вперёд» + γενους «нижняя челюсть»)
дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперёд (по
сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.
Прогнатия (др.-греч. πρό + γνάθος «верхняя челюсть») нарушение прикуса,
при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного
развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти.
Прикус взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при
их смыкании.
Прямой прикус Ортогения (др.-греч. ορθο- + γενους «нижняя челюсть»)
прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной
фронтальной плоскости.
Диастема (лат. diastema; др.-греч. διάστημα «промежуток») аномалия
положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней
челюсти. Различают диастему истинную (d. verus), наблюдаемую по
окончании прорезывания всех зубов, и диастему ложную (d. falsum),
наблюдаемую при незаконченном прорезывании зубов.
Иные нарушения целостности зубного ряда:
Короткая подъязычная связка (короткая уздечка языка) врождённый
дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной
связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая
причина нарушения произношения звуков верхнего подъёма языка: Р, Л,
Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую
длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если
подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может
потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).
Нарушения подвижности языка при парезах и параличах, а также при
врождённом чрезмерном его развитии (макроглоссия массивный язык)
или недоразвитии (узкий микроглоссия). В норме язык выполняет все
необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко уплощается,
выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним
альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и
нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в
вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована
диагностическая и коррекционная технология («Сказка про весёлый
язычок»).
Высокое и «готическое» нёбо, нёбо арковидное — аномалия развития:
нёбо с острым углом у вершины.
2. Образование звуков
Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих
между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении
звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату
относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и центральная нервная
система. На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно
считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать,
как рождается звук и что вызывает нарушения речи. Звуки зарождаются
благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого
аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из
легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают
вибрацию голосовых связок, а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки
складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения – в
задушевные беседы.
Фонетика — раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.
Звуки речи наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и
произносим. Буквы условные графические знаки, которые выражают
звуки речи на письме.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или
азбукой. Каждая буква имеет свое название. Обозначение буквами звуков
речи на письме изучает графика.
3. Происхождение русского алфавита.
Памятники старославянского языка представляют два ряда письмен: одни из
них писаны так называемой кириллицей, в других является так называемая
глаголица. Что касается большинства букв кириллицы, то известно, что они
взяты из греческих букв, именно из греческого уставного письма; другими
словами, в основании кириллицы находится, несомненно, греческий алфавит,
и только относительно букв кириллицы, обозначающих такие звуки, которых
не было в греческом языке, возникает вопрос, откуда они взяты: из
известных ли лигатур, т. е. соединений букв греческого письма, или из
азбуки негреческой.
В славянском алфавите, называемом глаголицей, многие буквы представляют
сходство с греческими курсивными письменами.
Ру
́
сский алфави
́
т (ру
́
сская а
́
збука) в нынешнем виде включает 33 буквы.
Алфавит
1
2
3
4
5
6
7
А а
Б б
В в
Г г
Д д
Е е
Ё ё
(а)
(бэ)
(вэ)
(гэ)
(дэ)
(е)
(ё)
8
9
10
11
12
13
14
Ж
ж
З з
И и
Й й
К к
Л л
М м
(же)
(зэ)
(и)
краткое)
(ка)
(эль)
(эм)
15
16
17
18
19
20
21
Н н
О о
П п
Р р
С с
Т т
У у
(эн)
(о)
(пэ)
(эр)
(эс)
(тэ)
(у)
22
23
24
25
26
27
28
Ф ф
Х х
Ц ц
Ч ч
Ш
ш
Щ
щ
Ъ ъ
(эф)
(ха)
(це)
(че)
(ша)
(ща)
(твёрдый
знак)
29
30
31
32
33
Ы ы
Ь ь
Э э
Ю ю
Я я
(ы)
(мягкий
знак)
(э)
(ю)
(я)
Происхождение русского алфавита.
Около 863 года братья Кирилл и Мефодий из Солуни (Салоники) по
приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность
для славянского языка. После появления кириллицы, восходящей к греческому
уставному (торжественному) письму, развивается деятельность болгарской
школы книжников (после Кирилла и Мефодия). Болгария становится центром
распространения славянской письменности. Здесь создаётся первая
славянская книжная школа Преславская книжная школа, в которой
переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг
(Евангелие, Псалтирь, Апостол, церковные службы), делаются новые славянские
переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на
старославянском языке («О письменехъ Чрьноризца Храбра»). Позже
старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится
языком церкви в Древней Руси.
Старославянский язык, будучи языком церкви, испытывал на себе
влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык с элементами
живой восточнославянской речи.
Таким образом, современный русский алфавит произошёл от кириллицы
старославянского языка, которая была заимствована у болгарской кириллицы и
получила распространение в Древнерусском государстве. Позже добавились
4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за
ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего
исчезли йотированные юсы (Ѩ, Ѭ), затем большой юс (Ѫ), возвращавшийся
в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е (Ѥ);
остальные буквы, порой несколько меняя своё значение и форму,
сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка,
которая долгое время ошибочно считалась тождественной с русской азбукой.
Орфографические реформы второй половины XVII века(связанные с
«исправлением книг» при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор
букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который
иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего
Э, то есть после Ѣ), Ж, Ѕ, З, И (с орфографически отличным вариантом Й для
звука [j], который отдельной буквой не считался), І, К, Л, М, Н, О (в двух
орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком»), П, Р,
С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях: ), Ф, Х, Ѡ
(в двух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком»,
а также в составе лигатуры «от» (Ѿ), обычно считавшейся отдельной
буквой), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Ю, Я (в двух начертаниях: и Ѧ, которые
иногда считались разными буквами, иногда же нет), Ѯ, Ѱ, Ѳ, Ѵ.
Иногда в азбуку включались также большой юс (Ѫ) и так называемый «ик»
виде нынешней буквы «у»), хотя они звукового значения не имели и ни в
одном слове не употреблялись.
В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I 17081711
годов церковнославянская такова и поныне), когда были упразднены
надстрочные знаки (что, между делом, «отменило» букву Й) и упразднены
многие дублетные буквы, использовавшиеся для записи чисел (что стало
неактуальным после перехода на арабские цифры).
Впоследствии некоторые упразднённые буквы восстанавливались и
отменялись вновь.
К 1917 году алфавит пришёл в 35-буквенном (официально; фактически букв было
37) составе: А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалось), Ж, З, И, (Й
отдельной буквой не считалось), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш,
Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, Ѵ (последняя буква формально числилась в
русском алфавите, но де-факто её употребление сошло почти на нет, и она
встречалась всего в нескольких словах).
Последняя крупная реформа письменности была проведена в 19171918 годах в
результате неё появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
символ
глаголиц
ы
изображени
е
«круглой
глаголицы»
кириллиц
а
современно
е
начертание
гречески
й
алфавит
примечание
А
Α α
Произошла от греческой
буквы.
Б
В
Β β
Произошла от греческой
буквы.
Г
Γ γ
Произошла от греческой
буквы.
Д
Δ δ
Произошла от греческой
буквы.
Э, Е, Є, Ё
Ε ε
Е, Є произошли от
греческой буквы; Э от
глаголической; Ё
от Е и ¨ (двух точек
сверху).
Официально введена в
азбуку в 1708 году.
Отдельной буквой
азбуки
знак Ё официально
стал в середине XX века.
Ж
Ѕ
Ϛ ϛ
Произошла от греческой
буквы.
Отменена в 1735 году.
З
Ζ ζ
Произошла от греческой
буквы.
,
,
И, Й
Η η
И произошла от
греческой буквы.
Й от буквы И и ˘
(бреве).
I, Ї
Ι ι
I произошла от
греческой буквы.
Отменена реформами
1917—1918 годов.
Ї от буквы I и ¨ (двух
точек сверху).
Ї обозначает
йотированный гласный
звук [ji] в украинском
языке.
Ћ
В старославянском
языке Ћ использовалось
для
обозначения мягкого
звука ([г'], переходящее в
[й]).
В современном сербском
языке буква Ћ обозначае
т только глухой
альвеольно-палатальный
звук [ʨ].
К
Κ κ
Произошла от греческой
буквы.
Л
Λ λ
Произошла от греческой
буквы.
М
Μ μ
Произошла от греческой
буквы.
Н
Ν ν
Произошла от греческой
буквы.
О
Ο ο
Произошла от греческой
буквы.
П
Π π
Произошла от греческой
буквы.
Р
Ρ ρ
Произошла от греческой
буквы.
С
Σσς Ϲϲ
Произошла от греческой
буквы.
Т
Τ τ
Произошла от греческой
буквы.
У
ΟΥ ου
Произошла от греческих
букв.
Заменены Петром I
начертанием в виде
нынешней буквы У.
Ф
Φ φ
Произошла от греческой
буквы.
Х
Χ χ
В глаголице обозначала
мягкий звук [х].
Произошла от греческой
буквы.
Ѡ ѡ, Ѿ ѿ
Ω ω
Ѡ произошла от
греческой буквы.
Ѿ лигатура Ѡ+Т.
Были исключены из
русского алфавита во
время реформы Петра I в
1710 году.
Гипотетическая
буква. Пѣ (Пе).
Ц
Ч
Ш
Щ
Лигатура Ш+Т или Ш+
Ч.
Ъ
ⰟⰊ
Ы
Лигатура Ъ+І.
Ь
Ѣ
Отменён реформой
19171918 гг.
В глаголице обозначал
твёрдый звук [х] (Хлъмъ
(?)).
Ю
Лигатура І+ОУ.
Я
Лигатура I+А. Заменена
Петром I начертанием Я.
Ѥ
Лигатура І+Є.
Из русского письма
выходит из употребления
в XV веке.
Ё
Гипотетическая буква (со
значением
йотированного Е или О),
вошедшая в состав
лигатуры — большого
йотированного юса.
Ѧ
Заменён Петром I
начертанием Я.
Ѩ
Лигатура I+Ѧ. Была
исключена из русского
алфавита во время
реформы Петра I в 1710
году.
Ѫ
Произошла от
глаголической буквы.
Была исключена из
русского алфавита во
время реформы Петра I в
1710 году.
Ѭ
Лигатура I+Ѫ. Была
исключена из русского
алфавита во время
реформы Петра I в 1710
году.
Ѯ
Ξ ξ
Произошла от греческой
буквы.
Была исключена из
русского алфавита во
время реформы Петра I в
1710 году.
Ѱ
Ψ ψ
Произошла от греческой
буквы.
Была исключена из
русского алфавита во
время реформы Петра I в
1710 году.
Ѳ
Θ θ
Произошла от греческой
буквы.
Отменена реформой
1917—1918 годов.
Ѵ
Υ υ
Произошла от греческой
буквы.
Окончательно вышла из
употребления к концу
XIX века
4. Судьба отдельных букв 18-20 вв.
Кси (Ѯ) отменена Петром I (заменено сочетанием КС); позже
восстановлено, но окончательно отменено в 1735 году. В гражданском
шрифте выглядело как ижица с хвостом.
Пси (Ѱ) отменена Петром I (заменено сочетанием ПС), не
восстанавливалась.
Омега (Ѡ) и от (Ѿ) отменены Петром I (заменены на О и
сочетание ОТ соответственно), не восстанавливались.
Ферт (Ф) и фита (Ѳ) Пётр I в 17071708 годах отменил было ферт Ф (оставив
фиту Ѳ), но вернул в 1710 году, восстановив церковнославянские правила
употребления этих букв; фита отменена реформой 1917—1918 годов.
Ижица (Ѵ) отменена Петром I (заменена на I (затем также на И) или В, в
зависимости от произношения), позже восстановлена, опять отменена
в 1735 году, опять восстановлена в 1758 году. Употреблялась всё реже и реже
и с 1870-х обычно считалась упразднённой и более не входящей в русский
алфавит, хотя до 1917—1918 гг. в отдельных словах порой употреблялась
(обычно в мѵро с производными, реже в сѵнодъ с производными, ещё
реже в ѵпостась и т. п.). В документах орфографической реформы
19171918 гг. не упомянута.
І и И Пётр I вначале отменил букву И, но потом вернул, изменив
правила употребления этих букв по сравнению с церковнославянскими
(позже и церковнославянские правила были восстановлены, за
исключением этимологического использования этих букв в
заимствованиях). Изменялись также правила относительно числа точек
над І: Пётр отменил было их; затем было предписано ставить по две точки
над І перед гласными, и одну перед согласными; наконец, с 1738
года точка стала везде одна. Буква І отменена реформами 19171918 годов.
Й этот отменённый Петром I знак был возвращён в гражданскую печать
в 1735 году; отдельной буквой до XX века не считался.
З и Ѕ Пётр I вначале отменил букву З, но потом вернул; Ѕ отменено
в 1735 году.
Йотированное А () и малый юс (Ѧ) заменены Петром I
начертанием Я потреблявшимся и ранее и происходящим из
скорописной формы малого юса). Однако вплоть до 1917—1918 годов
начертание Я в виде малого юса Ѧ широко применялось в шрифтах
вывесок, заголовков и т. п.
заменены Петром I начертанием в виде нынешней
буквы У.
Ять (Ѣ) отменена реформой 1917—1918 гг.
Э употреблялась с середины XVII века (считается заимствованным
из глаголицы), официально введено в азбуку в 1708 году.
Ё предложена в 1783 году княгиней Е. Р. Дашковой, употребляется с 1795
года, популярна с 1797 года с подачи Н. М. Карамзина (использовал
букву Ё только в художественных произведениях, а в «Истории
государства Российского» обошёлся традиционными написаниями
через Е). Ранее (с 1758 года) вместо буквы Ё иногда использовалось
начертание в виде букв IO, иногда под общей крышечкой. Отдельной
буквой азбуки знак Ё официально стал в середине XX века.
5. Классификация звуков: гласные/согласные
Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.
«Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки»
К.С. Станиславский
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно
проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.
Гласных звуков — 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].
Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йотированные буквы
обозначают: - один звук после мягкого согласного: [э] [м'эл]; [о] [л'от];
Гу] — [л'ук]; [а] — [м'ач];
два звука:
а) в начале слова: [йама];
б) после Ь и Ъ: [п'йут];
в) после гласного звука: [пайут].
Все гласные звуки делятся на: ударные и безударные.
Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают
при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных
гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании
ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способен образовывать и
некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в
чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо
участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при
определении ритмического строения слова и его границ.
В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют
в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать
ударение, участвовать в формировании интонации том числе
эмоциональной - "“Как она пла-авает!”" - говорим мы, когда хотим выразить свое
особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке
наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких
пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные
звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией
произнесения. Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не
только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков
особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы
промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения
между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными -
взрывными, шумными и аффрикатами. Можно сравнить, как звучат слова с
максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными
звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным
контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит пакт кепка папа сито
мал нам лавр мама норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен
для речи - гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а
также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по
всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода
естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в
ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо
слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы
зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют
при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает
возможность такого основополагающего для фонетической системы русского
языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.
Гласные так называются из-за голоса-гласа человека, произносящего их, и
даже способного пропеть каждый гласный звук.
Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.
Гласные характеризуются по месту образования зависимости от
горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и
заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального
движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме
того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим
[о] и [у], губы округляются) и неогубленные.
Что такое редуцированные гласные? В каждом слове полноценно звучит
лишь один гласный звук – тот, который находится под ударением. Остальные
звучат неполноценно, кратко, смазанно, терминологически выражаясь –
редуцированно.
Согласными называются звуки, при образовании которых воздух
встречает в полости рта преграду. Все согласные звуки делятся на группы:
звонкие — глухие; — твердые — мягкие.
Парные согласные по звонкости — глухости:
[б]
[В]
[г]
[Д]
[ж]
[3]
[п]
[ф]
[к]
[т]
[ш]
[С]
Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й].
Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ].
Большинство согласных звуков имеют пары по твердости — мягкости.
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [ч] [щ] [й]
Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.
Оглушение происходит:
на конце слова: лоб [лоп];
перед глухими согласными: лодка [лотка].
Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба
[малат'ба], сделать, сдоба и т.д.
Согласные звуки нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это
скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его
предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что
согласный можно произнести только с гласным.
Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их,
нужно рот закрыть. Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-
разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости
от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен
преодолевать поток выдыхаемого воздуха.
По этому признаку согласные характеризуются как губные и
язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м', п,п, б,б',в,в',ф,ф'.
Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.
Большинство согласных язычные. Но и они разнообразны. Есть
заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г',к'х' (при их произношении задняя
часть языка движется к задней части нёба).
Среднеязычный согласный только [й]. Произнесите слово я, которое
начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка
устремляется к средней части нёба.
Остальные девятнадцать согласных переднеязычные: при их
произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.
Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый
воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы
(образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь
образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных
(взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их
иногда называют мгновенными. В самом деле, - они звучат, как
выстрел: б,б',п,п',д,д', т,т',г,г',к,к'. Щелевых согласных четырнадцать. Это
длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают»,
«хыкают»: в,в',ф,ф',з,з',с,с',х,х',ж,ш,щ,й.
Два звука в русском языке называются слитными ,потому что они
наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч].В самом деле
: [ц] состоит из слившихся[т] и [с ], а [ч']- из [т']и [ш'].
Звуки [м], [м'],[н],[н'],[л],[л'] называются смычно-проходными; в этих
случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют
проход для воздуха: или через нос (образуются носовые
звуки [м],[м'],[н],[н']), или по бокам языка (образуются боковые
звуки [л],[л']).
Особо образуются звуки [р] и '], которые
называются дрожащими; действительно, при их образовании язык
многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит,
вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не
случайно многие дети его не выговаривают.
Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми
ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.
Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость.
При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с
образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по
которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью.
Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие через
узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми.
Например, согласные ж,ш,ц всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только
мягкие. Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому
мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.
Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком
выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква,
например: до-ро-га, край-ний, мо-я, го-род-ской.
В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только
одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я второй слог не
имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным
по удобству их произношения.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется
закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны,
то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для
определения ударений, правильного произнесения слов и написания.
Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей
силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое
ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан,
торгово-промышленный). Ударение в русском языке подвижно и может
стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. (кни'га,
бума'га, переде'лка). Ударение может быть как подвижным, так и
постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге
(тоска, тоски, тоской).
Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы,
головка).
Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию
(т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может
одновременно указывать и на различное смысловое значение слова
(уже и уже, засыпать и засыпать, дома и дома).
6.Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить
количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
Образец фонетического разбора: его [j'и-вo] 2 слога, второй ударный
[j']
согласный, звонкий, мягкий
е—
[и]
гласный, безударный
г—
[в]
согласный, звонкий, твердый
о—
[о?]
гласный, ударный
3 буквы
4 звука
Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях
обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае
он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным
звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя
грамматическую функцию.
Фонетическая транскрипция
Произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не
всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать
не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и
дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись
называется транскрипцией. Транскрипция слова записывается в квадратных
скобках. Транскрипция слова «молоко» – [ малако
́
]. Обратите внимание, что
в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В
этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» – [ п’ир’и
́
ла ]. В
безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите
специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он
обозначает мягкость согласного.Транскрипция слова «тень» –[т’эн’].
Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий
знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.
Транскрипция слова «солнце» – о
́
нцэ]. Здесь обращаем внимание на
непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим,
следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове
6 букв, 5 звуков. Транскрипция слова «ягода» – [j’а
́
гада]. В этом слове
буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.
7. Звукопись
В живой природе тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы,
завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром,
мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, кипит чайник
на плите, гремят посудой. Выходим из дома и опять нас окружают звуки.
Почему то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают
нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих
тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились
словами, которые имеют значение, смысл.
Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают
у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и
[р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев
специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука
[л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Такое свойство выразительной речи называется звукописью.
Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в
особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не
только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
Звукопись есть соответствие фонетического состава фразы аще всего
стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных
стихах А.С. Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
Звукопись это художественный приём, заключающийся в создании образов
путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист
ветра, рёв мотора и т.п.). Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи,
имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с
содержанием текста.
Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах
слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.
Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы
передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них
образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто
невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.
Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и
другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.
В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы
слышим скрытое в них звучание.
Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест
опадающих листьев.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими
глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].
Но звукоподражание это простейшее проявление звукописи. Звуковая
инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные
по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том
общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук
или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что ]
резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.
Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической
значимостью. Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её
характеристика это набор признаков: хороший, приятный, радостный,
сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький,
лёгкий. Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя
интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди,
говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и
низким голосом. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С.
Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено
описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и
бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим,
клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим и мало ещё
каким! Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена
народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и,
конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для
забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку
произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для
произношения сочетания звуков, затем как можно быстрее, повторяя ее
несколько раз:
От топота копыт пыль по полю летит.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели
карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
Все бобры для своих бобрят добры.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Интересные факты фонетики
1. Звук, обозначаемый в английском языке буквосочетанием "ng", в русском
языке... существует! Во всеми любимом слове "деньги". Когда мы
произносим "денннь...", язык поднимается к твёрдому нёбу, а его корень - к
мягкому, веляризуясь перед звуком "г".
2. Сонорные согласные в конце слова оглушаются. Мы произносим "Пётр",
"косм", "патл" с глухим звуком в конце.
3. Согласные перед звуками "о" и "у" приобретают огубленный
(лабиализованный) оттенок.
4. Первый звук "а" в слове "мама" имеет едва заметный носовой оттенок, что
вызвано соседством носового согласного.
5. В слове "не-а" четыре звука. Впрочем, это очевидно. Звук ,обозначаемый
дефисом, - гортанная смычка aka твёрдый приступ, он же кнаклаут. Он
получается при резком смыкании и размыкании голосовых связок.
6. Почему слово "врун" легче произносить, чем "лгун"? Здесь имеет место
закон восходящей звучности. В слове "врун" первым звуком идёт звонкий
шумный, затем сонорный "р", затем гласный "у". В слове "лгун" первым -
сонорный согласный "л". Поэтому переводчики Муравьёв и Кистяковский,
зная, что сочетание "-лр-" нетипично для русского языка, переделали Балрога
в Барлога.
8. Современные тенденции изменения ударения в именах
существительных
Что касается имен существительных и именного ударения, то особого
внимания заслуживает парадигматическое ударение (ударение в формах
склонения). В 60-80-х гг. были проведены исследования в области
акцентологии. В результате этой долгой работы сложилась научная
концепция развития русского языка, в основе, которой лежит положение об
усилении дифференцирующей функции ударения. Чтобы не допустить
ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы
вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или
иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными
словарями и справочниками.
Равноправные варианты. Они соединяются союзом и: вОлнам и волнАм;
Искристый и искрИстый; баржА и баржА;
С точки зрения правильности эти варианты равноправны.
Варианты нормы, из которых один признается основным:
а) помета «допустимо» (доп.): творОг и доп. твОрог; Отдал и доп. отдАл;
бУдней и доп. будЕн; кулинАрия и доп. кулинарИя.
Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее
желательный, но все-таки находится в пределах правильного и чаще всего
используется в разговорной речи;
б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.): индустрИя и доп.
устар. индУстрия; собрАлся и доп. устар. собралсЯ; хАнженство и доп.
устар. ханженствО.
Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается,
хотя в прошлом был основным.
Приведем перечень слов, различающихся своим значением в зависимости от
ударения:
1 забронИровать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь) — забро-
нировАть (покрыть броней);
2 занятОй (человек) — зАнятый (дом);
3 засОленный (об овощах) — засолЕнный (о почве);
4 затОченный (карандаш) — заточЕнный (узник);
5 нАголо (остричь) — наголО (держать шашки);
6 обходнОй (лист, путь) — обхОдный (маневр);
7 переноснОй (радиоприемник) — перенОсное (значение);
8 переходнОй (балл, мост) — перехОдный (возраст);
9 погрУженный (на платформу) — погружЕнный (в воду);
10 приблИженный (к чему-нибудь) — приближЕнный (близкий);
11 призывнОй (возраст) — призЫвный (зовущий);
12 прОклятый (подвергшийся проклятию) — проклЯтый (ненавистный);
13 развитОй (ребенок, промышленность) —рАзвитый (в умственном
отношении; развитая нами деятельность) — развИтый (рас-
крученный: развитые волосы);
14 склОнен (к чему-нибудь) — склонЕн (перед кем-нибудь);
15 слОженный з деталей) — сложЕнный (обладающий тем или иным
телосложением);
16 совершЕнный (достигший совершенства) — совершЁнный (сделанный);
17 Угольный (от уголь) — угОльный (от угол);
18 хАос (в древнегреческой мифологии) — хаОс и хАос (беспорядок);
19 харАктерный (человек) — характЕрный (поступок);
20 языковОй (относящийся к словесному выражению мысли) —
языкОвый (относящийся к органу в полости рта).
Стилистические варианты это пары слов, которые в зависимости от места
ударения используются в разных стилях речи: прикУс (общеупотребительное
слово) — прИкус пециальное); шЕлковый (общеупотребительное) —
шелкОвый (поэтическое).
Нормативно-хронологические варианты это пары слов, в которых
разноместность связана с временным периодом употребления данного слова
в речи: запаснОй овременное) —
запАсный (устаревшее); рАкурс (современное) — ракУрс (устаревшее).
В последнее время все более распространено, например, «северА»
ударением на последнюю гласную) в значении местности с суровым,
холодным климатом. Например: Завезем хлеб в центр, на северА; СеверА
останутся без хлеба; Там у них на северАх. Если говорить о слове «югА», то
различие состоит в том, что «югА».
Изменение норм ударения
Теперь не ошибка сказать "черное кофе" или поставить ударение в слове
"договор" на первый слог. Также словари разрешают говорить "йОгурт" и
"йогУрт", "по срЕдам" и "по средАм".
Новые справочники оставляют без изменения нормы произнесения слов
"торты" (с ударением на первый слог), "звонит" и "красивее" (на второй).
Комментарии экспертов
Многие филологи уверены: в словарях лишь варианты, и употреблять их в
речи не обязательно.
Язык – живая структура, – говорит профессор кафедры русского языка и
общего языкознания ТГПУ им. Л. Н. Толстого Татьяна Майорова. Новые
ударения, появившиеся в словарях, это лишь варианты. А варианты были
всегда, ведь язык живет и развивается.
Людмила Аносова, преподаватель культуры речи, русского языка,
стилистики и литературного редактирования в РОСНОУ:
Изменение в языке не может происходить на пустом месте. Это
следствие изменения сознания, основанное на социальных переменах.
Скажем, в Петровскую эпоху языковые нововведения были вполне
обусловлены. С чем связаны сегодняшние - не понятно. Но давайте
разбираться с тем, что есть: йОгурт и йогУрт. Йотированный согласный в
первом слоге – признак «иноязычности» слова. Если уж идти до конца, то
надо все первые «йо» заменить на «ё», ведь в транскрипции слово «йогурт»
звучит как «ёгурт». В иностранных словах ударение чаще всего идет на
первый слог, в русском языке – на второй. На мой взгляд, неудачная попытка
«обрусения» иностранного слова. Помимо грамотности написания слово
еще должно звучать. Существует целая наука о благозвучности языка -
фоника. Последние нововведения идут вразрез со всеми законами фоники и
калечат, уродуют русский язык.
Языковая норма − это совокупность языковых средств и правил их
употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и
общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и
направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных
в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не
статична, а изменчива во времени.
Не все члены общества восприняли реформы русского языка положительно.
Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм,
являющихся частью национальной культуры. Эти нормы стали
интеллигентным наследием нации, передающимся от поколения к
поколению. Поэтому сохранение литературной нормы, ее отражение в
словарях и справочниках имеют большое социальное и культурное значение.
Чтобы говорить грамотно, надо пользоваться академическими словарями.
Языки меняются медленно, быстро прививается только сленг. Поэтому
неправомерно считать Розенталя и Ожегова устарелыми. Розенталь –
великий филолог. На нем воспитаны поколения специалистов данной
области. То же самое касается и Ожегова. Поэтому при изучении норм
ударения следует обращаться именно к этим авторам. Из современных
словарей более «традиционным» можно назвать «Новый орфоэпический
словарь под редакцией Т.Ивановой: Написание, произношение и варианты
ударений», 2007 года издания. Так же любителям русского языка в его
«правильном» варианте неплохо иметь словарь «Грамматическая
правильность русской речи под редакцией Л.Граудиной».
Государство и общество должны пытаться сохранять традиционные
языковые нормы, являющиеся показателем уровня культуры населения.
Русский язык и так засорен иноязычными словами, вульгаризмами,
ненормативной лексикой, нельзя и дальше продолжать губить его. Данные
изменения литературных норм лишь снижают уровень языковой и речевой
культуры общества.
На заметку! Слова на букву “Ы” существуют!
Небольшой, но интересный факт, который определенно заслуживает
внимания русского человека. То, что не существует слов, начинающихся на
букву “Ы”, это стереотип. Они есть, хотя и в небольшом количестве. Это
географические названия, такие, как Ыныкчан (посёлок), Ыгыатта (река),
Ыллымах (поселок), Ынахсыт (село) и Ытык-кюёль (так называется
административный центр Таттинского улуса Якутии). Интересно то, что все
эти географические объекты находятся в Якутии.
9. Список использованных источников и литературы:
1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика это интересно: Кн. Для
учащихся.- М.: Просвещение, 1992.
3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических
терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение»,
1976.
4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А.
Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.
5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих
терминов, М., «Просвещение»,1985.
6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся
старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва
«Просвещение», 1991.
7. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение,
1995. 47с.
8. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов / Под ред.
Леканта П.А.) Изд. 4-е, стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 560с.
9. Суздальцева В.Н. Рахманова Л.И Современный русский язык: Лексика.
Фразеология. Морфология. Учебник для ВУЗов. – АСПЕКТ ПРЕСС,
ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006. – 463с.
10. Дунаев А. И., Дымарский М. Я. Русский язык и культура речи: Учебник
для вузов. Изд.2, испр. и доп. – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА ИЗДАТЕЛЬСТВО,
Высшая школа, 2006. - 496с.
11. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,
2001. 448 с.
12. Электронный журнал Жуковские вести
http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/2220