Конспект урока "Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно)"

Урок русского языка в 9 классе по теме «Развитие речи. Контрольное выборочное
изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно)»
составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская
средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на
общественную тему (устно).
Цель:
- учить девятиклассников анализировать композиционную структуру текста, отбирать
необходимые микротемы для раскрытия заданной темы;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к языку.
Оборудование: текст для выборочного изложения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа по вопросам.
- Каковы основные признаки публицистического стиля?
- Какие виды зачина и концовки вам известны?
- Что называется микротемой?
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
В процессе учебной деятельности мы обращаемся к источникам разной
литературы. Чтобы выбрать основное, мы должны уметь увидеть его. Из каждой
микротемы взять ту информацию, которая в совокупности с другой поможет собрать
материал для заданной темы.
V. Восприятие учащимися учебного материала.
1. Чтение учителем текста для изложения. (Текст – на каждой парте).
Красному гостю честь да место.
Семейно-бытовой этикет, как и нормы нравственности, вырабатывался на
протяжении многих веков целыми поколениями людей. В основе своей эти правила
можно признать всеобщими, поскольку большинство из них неукоснительно
соблюдаются во всех уголках земного шара. В то же время народы каждой страны
вносили и вносят в семейно-бытовой этикет своё, традиционное представление о
культуре, национальный колорит.
Вежливость и почтение к старшим, тактичность и скромность, гостеприимство и
хлебосольство – все эти качества прививались на Руси с детства. Исстари считалось:
внешнее поведение человека должно соответствовать его внутреннему миру,
профессиональной принадлежности. Так, всегда можно безошибочно отличить
кузнеца от деревенского плотника, иконописца – от пахаря, промысловика-землекопа
от ремесленника. Они разнились не только одеждой – манерой речи, поведением.
Умение вести себя в обществе, «достойно своему лицу», имело первостепенное
значение и в повседневности, и в дни торжеств. Одним из наиболее распространённых
ритуалов семейно-бытовой культуре русской деревни слыл приём гостей. «Добро
пожаловать!», «милости просим к нашему порогу!» - традиционные на Руси
приветствия. Принимали красного (желанного) гостя в светлой избе, по самым
разнообразным поводам. Как правило, в пору затишья сельскохозяйственных работ:
на «гулянские недели» декабря, в новогодний праздник, сочельник и рождество, на
«масляную неделю», «в тёщины вечёрки и «летние святки», приглашали отметить
календарные и семейно-бытовые даты – свадьбы, рождения, крещения детей, звали на
поминальные обряды… И если сегодня мы задумываемся над тем, куда посадить
гостя, так, чтобы никого из собравшихся не ущемить, не обидеть ненароком, то этот
вопрос легко разрешался в старинных крестьянских семьях.
Точнее, он не стоял вовсе: каждый хорошо знал своё место. Этих дедовских
обычаев придерживались в патриархальных русских деревнях, прочно, казалось на
века.
Места за праздничным столом, обычно длинном, прямоугольным по форме,
тёсаным из сосновых пахучих досок, делились на восемь частей: «голову»,
«родительское», «дедово», «кумовьёв», «братское», («сестринское»), «дружковое»,
«гостиное» и так называемое «тёткино». В свою очередь и стороны стола делились на
«голову», «свою» и «гостиную «хвост».
На сочельник или свадьбу хозяева садились под образами «во главе» стола –
торце, причём место хозяйки находилось с той стороны, с которой ей легче было
выходить из-за стола. Женщине всегда отдавалось на Руси предпочтение – не только
тогда, когда она была виновницей торжества, но и как хранительнице очага,
продолжательнице рода. По правую руку от неё располагалась «своя сторона», где
рассаживались ближайшие родственники. Другие гости размещались напротив на
«гостиной»стороне. Таким образом, они оказывались лицом к лицу с родственниками
хозяев избы. Обе стороны могли свободно общаться. И даже «тётки» и «дядьки» (так
называли незваных гостей) имели за столом несколько мест. И хотя все они сидели
«во хвостах, не чувствовали себя посторонними в избе», так как места их
располагались напротив светлых ликов образов…
Какие бы события, радостные или скорбные, ни собирали гостей в крестьянской
избе, как бы ни менялось количество приглашённых – суть крестьянского стола в
русской избе оставалась неизменной, с каноническим делением мест по родству,
возрасту и почёту. Поэтому и устанавливался стол в центре светлицы – на самом
видном, почётном месте. Ножки и подстолье украшались резьбой.
В семейно-бытовой культуре российских деревень и в наши дни сохранились
многие старинные обычаи. Но, к сожалению, традиционно русское «прошу к столу!»
мы воспринимаем лишь как приглашение «всласть полакомиться в гостях», забывая,
что в старину это означало иное. «Прошу к столу» - прежде всего традиционное
приглашение к общению. За столом решались многие хозяйственные проблемы,
вырабатывалось коллективное мнение, завязывались более тесные взаимоотношения.
Сколько же мудрости содержала в себе семейно-бытовая культура русских
деревень! Сколько богатства мы утратили!
(539 слов) (По материалам газет)
2. Работа над содержанием текста.
Вопросы к учащимся:
- Какие качества прививались на Руси?
- Что имело первостепенное значение в повседневной жизни и в дни торжеств?
- Как в русской деревне принимали гостей?
- Как распределялись места за семейным праздничным столом?
- Почему стол устанавливался в центре светлицы?
- Какой смысл вкладывался в выражение «Прошу к столу»?
3. Вопросы и задания учащимся по композиции текста.
1) Определите тему и главную мысль текста.
2) На какие микротемы вы разбили текст?
3) Какие микротемы вы объедините для изложения?
4) Какова главная мысль вашего текста?
5) Определите вид зачина и концовки.
Семейно-бытовой этикет давал представление о культуре, национальном колорите
страны. В зачине – общее утверждение. В концовке – резюме: мудрость семейно-
бытового этикета – национальное богатство. А оно утрачено.
(Резюме (фр. resume) краткое изложение сути написанного, сказанного или
прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо).
6) Определите подтекстовую информацию и подумайте, благодаря чему она
возникает.
Каждый знал своё место не только за столом, но и в жизни. И в быту были
правила, не унижавшие, а возвышавшие человека как личность.
7) Составьте план изложения.
П р и м е р н ы й п л а н.
1. Поведение – отражение внутреннего мира.
2. Если гость – то желанный.
3. За столом никто у нас не лишний.
4. Давайте общаться!
4. Пересказывание учащимися текста.
VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение о традициях своей семьи.