Тексты для проверки написания 15.3
Сочинение
Ф.И. __________________________________________ Дата _____________________
Вступление.
Аргумент -
пример 1 +
комментарий
Аргумент -
пример 2 +
комментарий
Заключение
(по тезису)
Тексты к понятиям 15.3 ОГЭ с сайта ФИПИ:
1. Понятие «Дружба»
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от
насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля
чихал.
(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
(4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние
койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не
хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.
(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она
представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит
что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на
жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя
пленником, заточённым
в глухую, высокую башню и прикованным цепью.
(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке
и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали
реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша,
другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек
и увидел Смирнову.
(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не
примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная,
радоваться или шугануть её…
– (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.
– (24)Здравствуй, – отозвался больной.
– (25)Как твоё здоровье?
– (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.
– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.
– (28)Спасибо. (29)Апчхи!
(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание:
навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого
энтузиазма.
(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О
его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился
и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд
передаёт ему привет.
– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку
кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками,
прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел,
что она пришла с подарком.
– (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. –
(42)Вкусно!
– (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.
(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив
тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не
сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:
– (47)Ешь, пожалуйста.
– (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.
– (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
– (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.
(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая
дверь изолятора закрылась.
(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую
кружку с чёрными ягодами.
(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только
что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём
радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его
от страшной человеческой болезни – от одиночества…
(По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
юношества.
2. Понятие «Любовь»
Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в
котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий
дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся
приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который
настраивается перед концертом.
(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было
скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте.
(7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.
(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа.
(11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало
брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.
(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник.
(16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся.
(18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками.
(19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.
(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.
– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не
ждёшь.
– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.
– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.
(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом
музыкального училища растворился в дожде.
– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн.
(31)Мы будем пить чай.
(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо
этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе
ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».
– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.
– (37)Всё равно, – сказал он.
– (38)Вот и хорошо!
(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев.
(41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А
почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану?
(44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не
ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет.
(47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать
ноктюрн и пить чай.
(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой
круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя,
от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со
скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.
(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по
дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не
имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его
таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало.
(56)И его самого уже нет…
(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр
на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:
– Пока!
(60)И побежал.
– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.
(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному
училищу, к скрипке, к самому себе. (По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
юношества.
3. Понятие «Сила духа»
Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в
тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья
или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое
знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили
фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу.
(4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими
глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь
дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели –
ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
(10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное
чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке
неожиданно зазеленеет листок.
– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? –
спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих
сыновей так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе.
(26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто
уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но
терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И
каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый
день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в
его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что
никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно
и достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны
домой сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он
говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах,
детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться,
когда пробьёт час! (По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
юношества.
4. Понятие «Добро»
Как Вы понимаете значение выражения ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на
дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.
(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают
на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки
величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров.
(9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.
(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала
присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на
Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей
проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом.
(16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились.
(17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился
на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал
шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.
(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали.
(23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт
множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это
потяжелее голода. (26)Честное слово.
(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его,
называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок,
большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не
разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки
то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился
Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый
признак, что собака слушает, участвует в разговоре.
(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила,
Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.
(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с
хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.
(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и
смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик
языка.
(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал
хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или
очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И
он зажмурил глаза от счастья.
(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую
проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались,
закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу
со страшным Урсом.
(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся
кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его
гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не
рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью
поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он
лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт. (По
Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
юношества.
5. Понятие «Настоящее искусство»
Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её
жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её
существование.
(3)Забыться было невозможно.
(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная
драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между
этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было
попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на
потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко
сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти
засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала
оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы
спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь
здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и
ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету.
(17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в
куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали
лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе
Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира,
портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее
всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и
само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и
крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского,
и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их.
(29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд,
музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела
сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала
силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими
звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на
Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и
грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя
заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить! (По В.П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко
известных романов, повестей, рассказов.
6. Понятие «Неуверенность в себе»
Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)Когда я учился в школе, два предмета не давались мне совершенно – пение и
рисование. (2)Пение, что естественно, недоступно было ребёнку, у которого
абсолютно не было слуха. (3)Но эта проблема решалась пунктуальным посещением
школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку,
и я был этим страшно доволен.
(4)А вот с рисованием всё обстояло намного хуже.
(5)Поэтому в шестом классе, когда уже за вторую четверть мне «светила» тройка,
родители меня предупредили, что если тройка в четверти и в самом деле окажется, то
на каникулах на экскурсию в столицу с классом я не поеду, и никакие слёзы при этом
мне не помогут. (6)Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович,
почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у
нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих
ушей.
(7)Эдмунд Антонович пришёл к нам в класс только в этом году и только на этот год.
(8)Вообще-то он вёл изостудию для одарённых детей во Дворце пионеров, а к нам его
привели неизвестные мне обстоятельства.
(9)Я не знаю, как он там в своей изостудии с одарёнными управлялся, но с нами,
обыкновенными, управиться он не мог, но всё время что-то усердно рисовал и
показывал у доски, абсолютно не обращая внимания на творившийся тарарам.
(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него
из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня
буквально всё.
(11)Наконец наступил этот трижды проклятый день! (12)Эдмунд Антонович, сияя, как
в праздник, вошёл в класс и объявил, что сегодня состоится-таки классная работа, на
которой мы должны будем нарисовать рисунок на тему «Первый снег».
(13)Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти бросал, потому как
рисунки мои выглядели так страшно, что мне даже в голову не пришло бы сдавать
их, – всё равно была бы верная двойка. (14)Это была катастрофа! (15)Теперь всё было
кончено! (16)И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок. (17)Я
открыл в тетради для рисования чистый лист и всеми цветными карандашами, которые
у меня были, вместо рисунка, написал на нём крупными буквами следующее.
(18)КАРТИНА. (19)ПЕРВЫЙ СНЕГ.
(20)Утро. (21)Ночью был снегопад. (22)Это был первый снег в этом году. (23)Снег
шёл долго, и теперь красная черепица на крышах маленьких домиков под снегом почти
не видна. (24)Одни только красные трубы торчат, а из труб высоко поднимаются к
небу хвосты белого и неподвижного дыма. (25)Снег на деревьях, на крышах и на
дорогах. (26)Он искрится под утренним солнцем и слепит глаза. (27)Дети кричат и
смеются, катают огромные снежные шары и лепят из них весёлых снеговиков.
(28)Один уже даже готов, и у него вместо рук две лыжные палки. (29)А с высокой
горы перед домиками спускаются к детям клоуны, и в руках у них замечательные
воздушные змеи и цветные шары.
(30)6б класс, Крамер Александр.
(31)Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до
следующего урока. (32)Помню, что даже любимые свои книжки не мог читать ни
минуты, потому что не понимал ни слова, и на уроках тоже присутствовал только
физически, а все мои мысли были заняты тем, что я натворил, и тем, что после этого
будет. (33)Поэтому, когда на следующем уроке рисования Эдмунд Антонович раздал
нам наши альбомы, я чуть не лишился сознания, с ужасным предчувствием открывая
свой проклятый «рисунок».
(34)И вдруг… (35)Я не верил своим глазам: на злополучном листе стояла огромная
красная пятёрка, которую держал в руках маленький рыжий клоун! (36)А потом
пятёрка появилась и в классном журнале!(По А.Б. Крамеру)*
* Крамер Александр Борисович – современный публицист.
7. Понятие «Взаимовыручка»
Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…
– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…
– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс
мне новость, как пирожное на блюдечке.
(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.
– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?
– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!
(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.
– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?
– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке
сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…
– (16)Вот именно!
– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая
красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…
(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В
нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь
ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда
и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье
зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая
«классная» девчонка или как самая… сами понимаете.
– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура!
(28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!
– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по
очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».
(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы
отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и
назло им не отказалась.
– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не
дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить
максимум усилий, чтобы помочь человеку.
– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.
– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.
(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, –
выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!
– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И
вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу
поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.
(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке,
что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала
нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:
– (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё
равно…
(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.
(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с
вызовом:
– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них!
(56)Вот увидите.
(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало. (По Т. Михеевой)*
* Михеева Тамара (род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных
премий.
8. Понятие «Выбор»
Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
опыта.
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон.
(2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на
проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на
сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это
вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский,
увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель,
который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно
повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать
такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться
тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и
нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для
неё телефон, а если не спохватится… (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже
забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок –
тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел
на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало
заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок.
(13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному
любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он
нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу.
(17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул
и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу
в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю…
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на
клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас,
будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
(26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и
переворачивали на спину… (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях,
словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал
светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела
сирена «скорой помощи» – и все эти людские беды, которые плотно окружили
его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о
помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода
пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь
отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал
методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. (По А.В.
Гридину)*
* Гридин Алексей Владимирович (род. в 1975 г.) – современный российский писатель.
9. Понятие «Доброта»
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе,
осталась его голубятня.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его
поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали
похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор,
казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а
душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул
Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже
голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда:
брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали
крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их
поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито
собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках,
издавая мягкий запах дерева.
(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не
должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было.
(22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где
жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к
куче стружки и спустился с голубятни.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие
брёвна.
(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
(29)Он повернулся и побежал.
(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого.
(31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на
серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза
посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не
выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор
выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
(38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.
(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то
там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за
голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные
сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями
обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень,
он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и
сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он
брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.(По А.
Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский
писатель, журналист и общественный деятель.
10. Понятие «Материнская любовь»
Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку.
(2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались
через сучковатый валежник.
(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый
бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих
черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то
незаметно осыпались. (5)Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть
и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
(6)У черничного бугорка поднялся шум. (7)Я поспешил к бугорку и увидел, как по
нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют
её капалухой).
– (8)Гнездо! (9)Гнездо! – кричали ребята.
(10)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого
гнезда не видел.
– (11)Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
(12)Я глянул, и сердце моё забилось от испуга: чуть было не наступил на гнездо.
(13)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из
земли корнем. (14)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми
космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (15)В
хатке утеплённое мхом гнездо. (16)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых
яйца. (17)Яйца чуть поменьше куриных. (18)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было
тёплое, почти горячее.
– (19)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
– (20)Зачем?
– (21)Да так!
– (22)А что будет с капалухой? (23)Вы поглядите на неё!
(24)Капалуха металась в стороне. (25)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела
ими землю. (26)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих
будущих детей, сохраняя для них ценное тепло. (27)Потому и закостенели от
неподвижности крылья птицы. (28)Она пыталась и не могла взлететь. (29)Наконец
взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (30)И тут мы увидели, что живот у
неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа.
(31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
– (32)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю
своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.
– (33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каждую капельку… –
грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих
нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо
догонять!»
(36)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (37)Капалуха сидела на сучке,
вытянув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не следили за нами. (39)Они целились на
гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в
гнездо, распустила крылья и замерла.
(40)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся
напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и
жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через
несколько дней появятся головастые глухарята.
(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою
первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова,
непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь
свою. (По В.П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – выдающийся русский советский прозаик.
11. Понятие «Счастье»
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме
собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный,
глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам –
в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется
сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их
мало.
(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую
сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка
рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.
(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и
даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей
кровати.
(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает,
что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и
драматическим голосом взывает к несуществующей публике:
– (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо
срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь
одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?
(25)Тут я выскакиваю и ору:
– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!
– (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!
(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до
тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить
соседей.
(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю
маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама
стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице,
перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё
напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.
(35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.
– (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…
– (37)Да, да…
(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.
(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная,
крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня
могут отнять у неё, забрать, увести.
(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.
– (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна.
(44)Нам с мамой надо уйти.
…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От
мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в
которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из
деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как
выглядит война взаправдашняя? (По Э. Фоняковой)*
*Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения
посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора.
12. Понятие «Жизненные ценности»
Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2)Первый Тружеников. (3)Двухэтажный
деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не
вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей
пёстрой варежки.
(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей,
которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа»
показалась идеальным способом победить мою застенчивость.
(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая
дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера
Григорьевна.
(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить
нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу
(мы гуляли на маленькой, боковой!).
(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной,
интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.
(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого
добротного пальто.
(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.
(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами,
он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.
(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую
аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была
на расстоянии десяти метров от моих глаз.
(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики»,
стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее,
чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я
отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка
занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем,
раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед
никуда не ушёл.
(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие
щеки.
(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.
(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым
поднимался из труб.
– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.
(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.
(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла
в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.
(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и
мёрзнуть во имя любви? (По И.Л. Муравьёвой)∗
* Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.
13. Понятие «Внутренний мир человека»
Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного
текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче
мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и
трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и
холодные наивные листы.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на
обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь
сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские
пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал
по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом
на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым
пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем
звёздном небе.
(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не
повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.
(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.
(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой,
и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик
хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.
(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом
рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями
колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в
детской тетрадке.
(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни
охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-
грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у
подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели
винтовочные стволы.
(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года
своего родного города.
(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное.
(22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским
неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.
(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба
Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.
(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла.
(26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки
моего детства.
(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который
держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом
овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на
Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые
треугольные деревья были затыканы в снег.
(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей
проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта
тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника. (По В.Т.
Шаламову)*
* Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – русский советский писатель, прозаик, поэт.
14. Понятие «Нравственный выбор»
Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по
степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся
сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем
ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая
тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-
запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.
(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.
(11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на
муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина.
(14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне
маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.
(17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через
сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом
далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской
крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.
(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног.
(22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх
на Сергея.
— (24)Заблудились?
—(25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.
—(26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?
— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.
— (29)Случается… (30)Есть хотите?
—(31)Хочу.
(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и
кружкой молока.
— (33)Ты, что же, здесь один?
— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.
— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.
— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.
— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.
(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который
избавил его от ночных блужданий.
—(43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.
— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал
рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…
(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.
(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела.
(51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.
—(52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я
сегодня рано встаю.
(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.
—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!
(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё
ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и
для детей.
* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.
15. Понятие «Драгоценные книги»
Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало,
пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами,
склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок
и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок
чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией
автора.
(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала
образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый
похвалой, свои образцы.
(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На
моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно
в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне
никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по
дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов
подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо
представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых
неожиданных героев.
(6)Кем я только не был!
(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с
выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь,
я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и
учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле
поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как
маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной
на картинке.
(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки
Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку
сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял
неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом
верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос
врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали,
как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных
дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке,
и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались,
потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их
удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой
жизни, но ещё и уходил из этой. (По А.А. Лиханову)*
∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель
Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли
семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Обособленные определения и приложения" 8 класс
- Рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс на 2019-2020 уч. год
- Проверочная работа "Безударные падежные окончания существительных ед. ч." 4 класс
- ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3
- Работа над безударными гласными в начальных классах
- Адаптированная рабочая программа по русскому языку (обучение на дому)