Взаимодействие театрального кружка учреждений дополнительного образования на уроках русского языка

Взаимодействие театрального кружка учреждений
дополнительного образования на уроках русского языка
«Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его,
то есть всеми силами души вашей, со всем
энтузиастом, со всем исступлением, к которому
только способна пылкая молодость, жадная и
страстная до впечатлений изящного?..
Что же такое, спрашиваю вас, театр? О это
истинный храм искусства …»
В.Г. Белинский.
Театр искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение
школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной
спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего
развития их способностей.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие
зажатости, обучении чувствованию и художественному воображению это
путь через игру фантазирования, сочинительства. Все это может дать
театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом
детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии,
совершаемой самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно
связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Динамичность качества дополнительного образования связывает качество
и процессов и результатов. Главным в обучении по прежнему остается
личность ребенка. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы активно
влиять на формировании личности растущего человека чтобы подготовить его к
успешному переходу к следующей возрастной реализации. Один из путей
всестороннего развития ребенка – это активизация творческих способностей.
Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого
анализа исполняемого произведения в идейно-художественный замысел пьесы.
Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-
эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений,
человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Театр искусство коллективное. Спектакль результат творческих
усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у
школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность
чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества,
требовательность к себе и другим.
Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе
должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством это не только
удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости,
готовности постоянно расширить свои знания и совершенствовать умения.
Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче
полученных знаний, общественную активность.
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа
по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов
реалистического театрального искусства. Это необходимое условие решения
всего комплекса художественно-воспитательных задач, действием как основой
данного искусства имеет общевоспитательное значение способствует развитию
творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности,
внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы,
эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и
др.
Руководитель помогает школьникам действовать в сценических условиях
подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание
доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться
художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в
положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к
жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с
аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким
сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости,
подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так
как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения,
стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является
средством общения и воздействия. «Говорить – значить действовать». (К.С.
Станиславский).
Выдвигая перед детьми задачу действовать словом, руководитель тем
самым приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его
действенный смысл, подтекст (почему говорю, зачем, с какой целью, чего
добиваюсь).
Нужно всемерно содействовать развитию у школьников внимания и
эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова,
побуждать воображение, помогая им воссоздать на основе текста конкретные
представления (видения). «Природа устроила так, что при словесном общении с
другими людьми мы сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а
потом уже говорим о виденном». (К.С. Станиславский).
Убедить ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли
похоже или нет. Вместе с тем я не требую большой точности исполнения.
Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли и
наблюдений за сверстниками. Работа над спектаклем ведется двумя составами
детей (основной и дублирующий). В процессе разучивания материала должны
соблюдать следующие принципы:
- следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
- заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- обучение через игру;
- импровизация;
- радость успеха;
- подпор доступного и интересного материала;
- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в
жизни и людях.
Особо хочется отметить роль родителей на этом этапе, которые помогают
заучиванию текста, в его образном исполнении. Создание спектакля не есть
единоличная работа, но работа коллектива в целом. При необходимости нужно
организовать консультации с родителями, с целью разъяснения методики
работы над тем или иным фрагментом спектакля. Родители также оказывают
посильную помощь в создании декорации и костюмов.
Не изменяя своим принципам в работе видеть творца в каждом ребенке;
активное сотворчество вместе с детьми, в ходе подготовки к спектаклю
соблюдаю несколько основных правил:
1. Не перегружать детей.
2. Не навязывать своего мнения.
3. Не позволять одним детям вмешиваться в действиях других.
4. Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях,
не распределяя их среди наиболее способных.
Предлагаемая программа предусматривает примерное усложнение работы
с учетом возраста кружковцев. Программу театрального коллектива, так же как
и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к
совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-
педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей.
Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой
проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение
спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение
выставок. Полезно дать школьникам творческие задания для самостоятельной
работы: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных
спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного
мастера сцены, и т.д.
В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме
знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его
видами и жанрами, с творчеством ряда ведущих деталей сцены русского
дореволюционного, советского и зарубежного театра: раскрывает общественно-
воспитательную роль театра. Беседы о театре, как и их практическая творческая
работа, направлены на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно
начинать с игр упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы,
как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного
облика ученика. Поэтому надо очень внимательно относиться к выбору
тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития
наблюдательности, памяти, воображения и др. Рекомендуется выбирать темы и
сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них
эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии.
Начинать знакомить кружковцев с элементами сценической грамоты
можно и на материале несложной пьесы, сценки, добиваясь постепенного
осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях
нужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к
работе друг друга, самокритичность. Формировать критерий оценки качества
работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только
на начальной стадии, но и позднее (либо параллельно с работой над пьесой,
либо в самом процесса репетиции, когда возникает необходимость специально
потренироваться, скажем, в умении мысленно «видеть» то, о чем
рассказываешь партнеру, или добиваться подлинного общения, взаимодействия
с партнерами и т.д.) Учебные этюды импровизации, непосредственно не
связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной
разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса
работы.
Педагогическая направленность занятий драматического коллектива в
огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее
художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому
коллективу. Поэтому при выборе пьесы следует учитывать, полезно ли будет
учащимся данного возраста детально (как того требует сценическая работа)
разбираться в взаимоотношениях героев, посильна ли им та нагрузка, которая
требуется для исполнения данной пьесы.
Детям младшего возраста доступно исполнение произведений, наиболее
близких кругу их жизненных представлений, например: сказки «Терем-
теремок» С. Маршака.
Круг произведений, доступных для исполнения подросткам, тематически
шире, разнообразней по жанрам, форме. Руководитель может использовать
различные по жанру пьесы и инсценировки на современную тему,
посвященные жизни героев-сверстников. Подростки очень чутки к смешному, к
эксцентрике. Поэтому вполне оправдан выбор для работы с ними комедий.
Огромное значение имеет выбор произведений (для инсценирования,
подготовки композиций и т.д.) на историко-революционную и героическую
тему.
Тема дружбы народов, борьбы за мир одна из главнейших в
художественных занятиях со школьниками всех возрастов. Руководитель имеет
возможность использовать здесь и сказки разных народов, и богатое
литературное наследие советских писателей братских республик. Во всех
возрастах большое воспитательное значение имеет и работа над сказкой разных
жанров (бытовой, героико-романтической, сатирической и др.)
Русская и зарубежная классика должна занимать определенное место в
плане работы каждого коллектива. Это могут быть инсценировки басен
Крылова и сказок Пушкина, литературно-драматические композиции,
тематические вечера.
Постановку композиций, сцен и отрывков из классических произведений
целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов
(учащихся среднего и старшего возраста).
В старшем возрасте особенно велик интерес к моральным проблемам.
Волнует возможность воплотить на сцене образ современного молодого
человека, увлекает тема признания, становления характера, отношения к труду,
дружбе, любви. Поэтому оправдывает себя (при условии серьезной,
углубленной работы коллектива).
Кружковцев, занимающихся второй и третий год в коллективе, полезно
привлекать к созданию инсценировок и литературно-драматических
композиций на основе новых повестей и рассказов советских и зарубежных
прогрессивных писателей.
Рекомендуется уделять внимание и так называемым малым формам,
созданию силами кружковцев сатирических программ и обозрений на темы,
волнующие молодежь (борьба с тунеядством, с потребительским отношением к
жизни, с бюрократическим отношением к делу, дурными вкусами и т.п.)
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее
углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных
устремлений и поступков героев, условий обстоятельств их жизни, жанровых
особенностей пьесы, стиля автора и т.д.) Она включает предварительный
разбор пьесы, работу, непосредственно связанную со сценическим
воплощением отдельных элементов, картин и, наконец, всей пьесы, беседы по
теме пьесы, экскурсии и т.п.; оформление спектакля и его показ зрителям.
Чем сложнее пьеса, тем большее значение имеет предварительное
знакомство руководителя с творчеством драматурга, эпохой, проникновение в
авторский замысел, определение жанровых и стилевых особенностей пьесы и
т.д. На основе такого знакомства с драматургическим произведением он
определяет (пока еще предварительно) основную идею (сверхзадачу) пьесы и
будущей постановки, которая должна будет служить ориентиром в
последующем процессе занятий. Он намечает для себя и главную
художественно-воспитательную задачу, которую будет решать в работе с
коллективом. Однако руководитель не должен торопиться раскрывать во всей
полноте и деталях свой замысел. Надо помнить, что в занятиях со школьниками
замысел педагога-режиссера непременно проверяется, уточняется
непосредственно в процессе работы, общения с конкретным коллективом.
Учитывая специфику драматического искусства, руководитель сначала
сам, а потом с исполнителями определяет идейную направленность пьесы в
тесной связи с анализом сюжетной линии, главных событий и основного
конфликта, движущего действие, иными словами – определяет, какие события в
пьесе наиболее существенны для развития действия и борьбы героев, из-за чего
происходит борьба, какое она находит конкретное выражение в столкновениях
тех или иных действующих лиц и противоборствующих групп, каковы этапы
этой борьбы, каков ее исход и т.п. На основании анализа главных событий
пьесы уточняется, конкретизируется логика и последовательность действия
каждого персонажа, взаимоотношения действующих лиц и т.д.
Предлагаемый анализ пьесы процесс живой, творческий, требующий от
детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на
предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам
большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых
пьесой условий, определяемых пока еще схематично, недетализированно. При
освоении смыслового содержания отдельных событий в процессе живого
творческого взаимодействия у учеников скорее возникает потребность больше
узнать о героях данной пьесы. Руководитель должен всемерно стимулировать
развитие такой потребности и вести учеников от первых проигрываний
отдельных эпизодов пьесы к повторному, более углубленному ее анализу, а
затем к новым практическим пробам. Педагог не называет ученикам готовых
мизасцен, а помогает найти более выразительную пластическую форму путем
уточнения смысла того или иного эпизода, характера отношений героев и т.п.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в
развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения
каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные
мизансцены. Все это помогает также проверить и темпо-ритм спектакля
(степень напряженности и остроты борьбы, нарастание действия, спады и т.д.)
Очень важное значение для окончательной проверки и идейно-смыслового
звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы
работы зрителям.
Путем всемерного развития творческой инициативы, руководитель ведет
кружковцев к возможной для них на данном этапе завершенности работы над
ролью, над образом.
Показ спектакля необходимый завершающий этап работы. Нужно
воспитывать у кружковцев (всей системой организации занятий и самого
показа) отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и
ответственному.
Чем старше возраст участников спектакля, тем больше возможности у
руководителя ставить перед коллективом задачу довести до зрителей идейное
содержание исполняемой пьесы, утвердить через спектакль свою гражданскую
позицию, нравственные идеалы. Слаженность, организованность всей
подготовительной работы по спектаклю, наличие в кружке дружного
коллектива, как правило, усиливают воспитательное воздействие спектакля.
Важна и непосредственная организация показа: подготовка афиш,
программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления,
выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет,
музыкальное сопровождение, за работу с занавесом (если он имеется) и т.д.
Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Рекомендуется на школьной сцене применять лаконичные средства
изобразительного решения спектакля (отдельные детали, уголки интерьеров, а
не весь интерьер, теневые проекции, аппликации).
В драматические коллективы Домов Детского Творчества принимаются
ученики от 3 до 11 класса. Кружки комплектуются по возрастному принципу:
младшая группа 9-12 лет (3 5 классы), средняя 13-15 лет (6 8 классы),
старшая – 15-17 лет (9 – 11 классы).
В Домах Детского Творчества, где ежегодно происходит набор в кружки,
целесообразно сохранять младшую группу для вновь поступающих учеников 3-
5 классов, вновь принятые ученики более старшего возраста включаются в
соответствующие группы второго и третьего годов обучения.
В кружках часто приходят желающие просто играть спектакль, с одной
потребностью (осознанной или неосознанной) показывать себя зрителю.
Поэтому воспитание потребности духовного обогащения, ответственности
перед коллективом начинается с первых же шагов, в процессе этюдной работы,
продолжается и закрепляется участием кружковцев в репетициях спектакля, в
общественной направленной деятельности кружка.
Занятия с целым коллективом основная форма работы, но необходимы
также групповые и индивидуальные занятия. Надо помнить, что большое
значение имеет не только непосредственное участие в репетициях, но и
наблюдение за работой товарищей, участие в её обсуждении. Активный
интерес к работе товарищей не только укрепляет чувство коллектива, но и
развивает способность лучше оценивать качество собственной работы.
Для занятий кружка должно быть отведено постоянное помещение, точно
определены дни и часы занятий, должен вестись учет посещаемости. Нужно
выбрать старосту, иметь на каждое занятие дежурных. Когда коллектив
окончательно сформируется и приступит к планомерной работе, следует также
выбрать ответственных за оформление, подготовку фотоальбомов или
стенгазеты, отражающих жизнь коллектива и т.д.
В средней и старшей группах роль самоуправления возрастает.
Руководителю необходимо поощрять рост общественной активности учащихся.
Если коллектив состоит из нескольких групп и работает и работает над
большими постановками, выезжает со своими спектаклями в другие школы,
клубы и т.д., целесообразно создавать бригады по отдельным видам работы.
Для управления группами и бригадами целесообразно создавать совет кружка,
студии или театра. Совет вырабатывает свой устав, положение, является не
только активным органом самоуправления и помощником руководителя
коллектива, но и организатором вечеров, встреч, диспутов у себя в школе, в
соседних школах, в клубах подшефных организаций.
План работы драматического коллектива связывается с общим планом
воспитательной работы школы., Дома Детского Творчества. Клуба. В нем
должны учитываться те крупные события и юбилейные даты, которые
отмечаются школой, селом, района.
В кружке, работающем первый год, главное внимание уделяется
созданию коллектива, расширению общего художественного кругозора
кружковцев и практическому знакомству их в работе с элементами сценической
грамоты процессе игр импровизаций, этюдов и в работе над небольшой
пьесой, сценкой, отрывком из пьесы, композицией).
В кружке второго и третьего годов обучения основной работой на
учебный год может стать подготовка большого спектакля и связанная с ней
разнообразная художественно-образовательная работа: подготовка собственной
инсценировки по литературному произведению, знакомство с различными
материалами, необходимое для лучшего внимания эпохи, жизненных явлений,
конфликтов, получивших отражение в пьесе, подготовка эскизов оформления и
изготовление декораций, деталей костюмов и т.д.; наконец, организация
показов, выезды со спектаклем, установление связи с другими коллективами и
т.д.
Параллельно с основными учебными занятиями в плане
предусматривается общественно полезная работа, участие в общественной
жизни своей школы, Дома Детского Творчества, в общественных вечерах,
концертах, помощь в организации художественной (театральной)
самодеятельности в школе и т.д.
Многие школьники приходят в театр прежде всего, как они сами
признаются, развлечься, посмеяться, воспринимают в основном лишь события
спектакля, смехом реагируют на порой весьма плоские остроты. Собственно же
эстетические критерии оценки театральной постановки, идейный замысел
драматурга, его режиссерское решение, актерское воплощение, своеобразие
музыкального и художественного оформления нередко остаются за рамками их
суждений об увиденном в театре. Видимо, поэтому они беспомощны в оценке
идейно-художественного уровня театрального спектакля.
Отчего все это происходит? Вспомним слова К. Маркса: «Если ты хочешь
наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным
человеком». Сходную мысль утверждал В.Г. Белинский, считавший, что для
истинного наслаждения им нужно много и много, всегда и всегда учиться.
Лучшей активной школой сценического образования является участие в
любительских театральных коллективах. Думается, что необходима также
специальная литература, как-то обобщающая формы и средства театрального
просветительства. Она является попыткой как-то смотреть, играть и оценивать
спектакль драматического театра. Но чтобы этого достичь, надо сначала
ознакомить с основными компонентами театральной постановки, научить его
анализировать литературную основу спектакля пьесу, отличать хорошую от
плохой, талантливую от ремесленной, содержательную от пошлой. Переводит
пьесу на язык сцены, воплощает её на театральных подмостках – это режиссер.
Театр в методическом аспекте имеет два измерения: с одной стороны, это
материализация драмы как рода литературы, а с другой автономный,
независимый от школы государственный институт. В силу этого театр
находится на стыке формального (урочного) литературного образования и
внеурочного обучения литературе.
На наш взгляд, объективная сложность внедрение театра в систему
школьного литературного образования состоит в том, что театр как социальный
объект, безусловно, несет в себе педагогический «заряд», но учет его
педагогической специфики или разрознен, или принадлежит разным
ведомствам «от педагогики», поэтому скорее остается в потенциальном
существовании. На сегодняшний день театр предмет рассмотрения в
дополнительном художественном образовании школьников, и в значительно
меньшей степени – фактор их литературного образования.
Наша задача состоит в актуализации использования феномена театра в
литературном школьном образовании. Очевидно то, что драма как один из трех
родов литературы это искусство слова и именно так она представлена в
школе, но драма как «конечный эстетический продукт» - это и искусство
театра. Восприятие театрального действа школьниками лишено элитарности и
доступно большинству из них. Театр искусство демократичное, народное, он
доступен массовой аудитории. Кроме того, театральное искусство лежит в зоне
современной тенденции визуализации получения информации, в том числе и
художественной. Исходя из этого, включение театра в систему школьного
литературного образования отвечает общественной потребности и нуждается в
выработке алгоритма этого включения.
Механизм воздействия театра на школьника изучен недостаточно и
нуждается, с одной стороны, в конкретизации, а с другой – в обобщении и
систематизации факторов, оптимизирующих общение школьников с театром.
Одним из таких факторов является, без сомнения, степень компетенции
словесника в данной области литературного образования школьников.
В реальной практике общеобразовательной школы учитель литературы
осуществляет не только функции преподавателя учебного предмета, но и, как
правило, выступает еще основным, если не единственным руководителем
ученика в сфере контактов с миром искусства.
Театр близкая к идеалу модель приобретения опыта творческой
деятельности и эмоционального отношения к миру, и отсутствие театра в
учебных планах на протяжении всего школьного обучения обедняет
литературное развитие школьников.
При погружении школьников в театральную среду от педагога
потребуется понимания специфики театрального воздействия, знание
особенностей возрастной психологии школьников, осознание двойственной
природы творческого акта в театре: с одной стороны художник (как актер, так
и режиссер), с другой зритель. Но как нам кажется, самое главное от
учителя потребуется понимание общей целесообразности обучения литературе
в современной школе. А она, очевидно, лежит в зоне формирования духовной
культуры личности школьника.
Общеизвестно, что духовная культура «взращивается» емкой культурной
средой. Театр в этом смысле из всех видов искусств обладает наибольшей
«емкостью». В.Г. Белинский в «Литературных мечтаниях» писал: «Что же такое
театр, где эта могущественная драма облекается с головы до ног в новое
могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на
свою помощь и берет у них все средства, все оружия?..О, это истинный храм
искусства!..».
Театр действительно вбирает в себя способность литературы словом
воссоздавать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это
будет уже не повествовательное, а непосредственно действенное. В отличие от
литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как
объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни.
Такая буквальность театра нивелирует недостаток читательского воображения
школьника, предлагая ему зрительное восприятие. Конечно, театр никоим
образом не подменяет собой другие виды искусства. Специфика театра в том,
что «свойства» литературы несет через образ живого, действующего человека.
И в то же время, создавая жизнь в ее живом облике, театр как воплощение
драмы обладает высоким совершенством поэтической формы.
Современный театр это синтетический вид искусства. Он способен
воздействовать на личность, развивать ее индивидуальные особенности.
Ребенок, занимающийся в театре становится активной личностью и осознает
самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно творить.
Изучение любой проблемы, усвоение какой-то истины чаще всего
приводят к успеху лишь в единении с практикой. В нашем случае это
регулярное посещение спектаклей «живого» театра а не только просмотр его
телеверсии. Несомненно, что умение разбираться в художественных
произведениях а значит и в спектаклях, наличие высокого эстетического вкуса
входит в понятие гармонически развитого человека. Человека не только как
главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно
богатой, нравственно благородной личности.
И хочу закончить свой доклад мыслями гениального русского актера
М.С. Щепкина: «Театр это кафедра, с которой можно сказать много миру
добра».
Использованная литература.
1. Дмитрий Николаевич Авров. Спектакль и зритель.(Как смотреть и оценивать
спектакль).
2. Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и
молодежи. №8/2004. Опыт педагогического творчества. Е.В. Гетманская.
Театр как фактор литературного образования школьников.
3. Научно-методический центр дополнительного образования и
воспитательных систем Ростовской области, 2002 год. «Театральная
педагогика».
4. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников». Москва. 2001г.
5. Сафонова О. «Дошкольное учреждение: основы управления качеством
образования», журнал «Дошкольное воспитание».
12,2003г.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Дополнительного Образования
учащихся Амгинского Дома Детского творчества имени
О.П. Ивановой – Сидоркевич
Доклад
по теме: «Взаимодействие театрального кружка учреждений
дополнительного образования на уроках литературы »
Педагог дополнительного образования
Васильевой Ирины Петровны, 1 категории
с. Амга – 2016 год
Заявка на участие виртуальной научно – практической конференции
«Инновационное развитие системы дополнительного образования детей
Республики Саха (Якутия)», посвященная Году учителя.
Педагога дополнительного образования 1 категории Амгинского Дома детского
творчества им. О.П. Ивановой- Сидоркевич Васильевой Ирины Петровны
Доклад по теме: «Взаимодействие театрального кружка учреждений
дополнительного образования на уроках русского языка».
Направление: Взаимодействие общего и дополнительного образования.