Урок-игра "Любовь - это сердце всего"
Урок-игра
Тема урока:
«ЛЮБОВЬ - ЭТО СЕРДЦЕ ВСЕГО».
Цель урока:
1. Образовательная
• углубить понятия о лирике В. Маяковского;
• показать, что она не отгораживает человека от действительности, а
становится «сердцем всего».
2. Развивающая:
• обогащении речи учащихся специальной лексикой; овладение
выразительными средствами языка (развитие речи) В. Маяковского;
• продолжение формирования у учащихся имения анализировать и
сравнивать, обобщать и систематизировать, ставить и решать проблемы
(развитие мышления);
• приобщение к творчеству через выразительное чтение, поэтический
анализ стихотворения, изобразительное искусство.
3. Воспитательная:
формировать гуманное отношение к окружающим
(дисциплинированность ответственность, вежливость), к себе;
• помочь отличать истинные чувства от фальшивых.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
3. Анализ содержания учебного материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Оценочно рефлексивный этап.
Основные методы: эвристический, кооперации, работа в группах,
исследовательский проблемный.
Оборудование: иллюстрации к книге стихов о любви, портрет В. Маяковского,
макет книги, творческие работы учащихся, эпиграф урока.
План-конспект урока.
1. Организационный момент.
Добрый день! Рада вас видеть здоровыми и веселыми. Садитесь.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Заканчивая школу, выходя во взрослую жизнь, вы должны быть
эрудированными людьми и воспитанными. Такие параметры закладываются в
течение всей жизни. Нашим учителем сегодня будет В. Маяковский.
1. Цель урока: открыть еще одну страницу в творчестве поэта, постараться
понять сущность его любовной лирики, увидеть за строками стихотворений
самого поэта, повторить составляющие элементы книги, в результате
собственных поисков и раздумий сформировать свое чувство любви, как самое
главное чувство в жизни.
2. Эпиграф:
Не смоют любовь
ни ссоры
ни вёрсты
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верю!
В. Маяковский
3. Устная словарная работа с терминами
Переплет - твердая обложка.
Суперобложка - обложка поверх переплета.
Фронтиспис - рисунок перед первой страницей книги или перед началом
текста.
Титульный лист - заглавный (автор, год, место издания).
Иллюстрации - рисунок, поясняющий что-то.
Речь у нас пойдет не об овладении, а умении ими пользоваться.
4. Слово учителя.
Мы любим использовать штампы. Вот и о Маяковском многие говорят
однозначно: поэт-трибун, глашатай, его стихи сухи, революционны, призывны.
Но разве это все? Его позиция многогранна и глубока, она не вмещается в
какие-то рамки. У него немало нежных стихов, большинство из которых мало
известны современному читателю, например:
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и н е знаю, где ты и с кем...
Дай хоть
последней нежностью
выстелить твой уходящий шаг.
Сегодня мы издаем книгу поэта. Разрушьте штампы. Вчитайтесь в его стихи.
Пусть те, кому адресована ваша книга, узнают настоящее о поэте, увидят его
сомневающимся, страдающим, любящим. Заседание редколлегии, в состав которой
входят все ученики класса, ведет «редактор».
Он говорит о задачах и том, что сделано:
• Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живым Маяковским.
• Важно отобрать материал, который не оставил никого равнодушным.
• Уже подготовлен макет книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.
Предоставляю слово художнику:
• Переплет и суперобложка голубого цвета, в центре сердце, на нем слово
«Люблю!» Голубой цвет - цвет мечты, несбывшегося. Сердце краснго цвета,
оно ассоциируется со словами поэта:
Мама!
У меня пожар сердца...
• Форзац создает эмоциональное настроение читателю, поэтому здесь опять
сочетание голубого и и розового цветов. В центре лист бумаги и перо – символ
литературного труда, крупным планом - образ женщины, ведь книга посвящена
её Величеству Любви!
• Фронтиспис - идея книги. Наша задача показать непривычного Маяковского.
Портрет поэта необычен, передает его одиночество, этот мотив силен в его
творчестве).
• На титульном листе - данные о книге: автор, название, место, год издания.
Анализ стихотворения «Лиличка».
Редактор: это стихотворение должно открыть книгу, т.к. оно самое пронзительное
по силу чувств: буря эмоций, извержение сердечных мук, трагедия одиночества.
Чтение и анализ стихотворения.
Слово художнику: в просвете окна два силуэта. Когда-то за окном лирический
герой был счастлив.
Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Представьте:
Входит красавица
в зал
в меха и бусы оправленная...
Она чужда для поэта.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой».
Любовь - духовная гармония.
Слово художнику.
Ночное небо, усеянное звездами
В синем небе
звезд - до черта...
Лирический герой шагает мимо спящих домов. Он опьянен любовью, за
спиною будто выросли крылья.
Мчат авто
по улице
а не свалят
наземь
Понимают
умницы:
человек - в экстазе
=> влюбленность, стремление к действию:
Нам любовь гудит про то, что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор!
Поэма «Облако в штанах».
Если верит современникам, Маяковский именно в Одессе впервые был
влюблен. Он восторженно кричал о своей любви к Марине Денисовой. Но им
пришлось расстаться.
Вошла ты,
Резкая, как нате!
Муча перчатки замш,
Сказала:
-Знаете –
Я выхожу
замуж...
Лирический герой спокоен, хотя руки стиснуты:
Видите - спокоен как!
Как пульс покойника.
Художник: между влюбленными часы, поэт провел 360 минут ожидания.
Это было в Одессе.
«Приду в четыре,» - сказала Мария.
Восемь, девять, десять...
Редактор предлагает обсудить работу художника:
• Справились с работой, показали необычного Маяковского, раскрыли
гамму чувств поэта, отраженных в любовной лирике: одиночество,
ожидание любви, радость и полет влюбленного сердца, горечь
разочарований.
• Подобрана удачная гама цветов.
• Портрет: одиночество, тоска в глазах.
• Удачны иллюстрации, т.к. художники вникли в текст произведений,
отразили психологической состояние поэта.
Литературоведы.
I вариант - вступительная статья.
II вариант - заключительная статья.
Цель книги - развеять ложное представление о Маяковском. Он был лиричен и
нежен. Им созданы удивительные метафоры: пожар сердца. У поэта нужно
поучиться силе чувств, чистоте помыслов, умению откликаться на чужую боль.
Любить - это значит отдавать всё, отдавать любимой всё, ничего не требуя
взамен.
Составители предложили включить в сборник стихотворения «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Лиличке», отрывок из поэмы «Хорошо»
Не домой,
не на суп,
А к любимой в гости
Две
морковки
несу
За зеленый хвостик
Отрывок из поэмы «Люблю»
Не смоют
любовь ни
ссоры ни
вёрсты
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь -
люблю неизменно и верю!
Отрывок из стихотворений «Вывод», «Маруся отравилась», «Письмо к
любимой Молчанова».
Чтение эпилога
3. Итог урока.
а) Заключительное слово учителя. «Мне было интересно сотрудничать с
таким творческим коллективом. Мне хотелось бы знать, какие выводы
вы сделали для себя.
б) Выставление оценок.
4. Задание на дом: выучить отрывок стихотворения о любви, его анализ.