Внеклассное мероприятие "О старине и русском быте" 5 класс

МКОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:
«О СТАРИНЕ И РУССКОМ БЫТЕ»
Классный руководитель: Шорец О.В.
2015 год
Цель: В игровой форме показать особенности быта и традиций русского народа.
Познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитывать
любовь к Родине.
Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край,
на сохранение культурной самобытности народов, на воссоздание культурных образцов
жизни.
Оборудование и материалы: каравай, блины, поднос, русские национальные костюмы,
скамейка, рушник, утварь, компьютер, проектор, презентация.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Ведущий 2: Слава нашей стороне
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказать начну ,
Входит девушка в русском сарафане с хлебом и солью. Подходит к членам жюри, угощает
со словами:
Хозяйка: (в русском сарафане и платке с кистями):
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
И места для них приметные
За обеденным столом...
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!
Ведущий 1.:
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша
Ведущий 2. Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - половина обеда»?
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была
своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян
едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли.
Этим объясняется и широко распространенная примета, что просыпать соль не к добру
- последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его
дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с
благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече
подносили хлеб – соль, с пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали
своё расположение к ним. Как никакая другая русская кухня славится своими мучными и
крупяными кушаниями – блинами, кашами, пирогами.
Ведущий 1:
«Хороша кашка, да мала чашка» - любили каши на Руси, а знаете из каких круп их
готовили?
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс,
пшеница, ячмень, просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают
следующие виды круп: из гречихи ядрицу и продел; из проса – пшено шлифованное; из
овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую и
ячневую; из твердой пшеницы при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши
предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных
изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное
значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др.
Ведущий 2. Какие овощные культуры возделывали на Руси?
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли
до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла,
репа, брюква, тыква, морковь, горох, лук, чеснок. Наиболее широко применялась на Руси
квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служила
незаменимой закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов капусты
являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в
Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие
овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на
Русь после принятия на Руси христианства.
Ведущий 1:Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как
сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд,
фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё
готовили квас. Репка содержит в своем составе очень ценные биохимические соединения
серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными
иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления, но появился
картофель и пословица - «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать помидоры,
огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян
благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и способности к длительному
хранению. Свёкла считалась исключительно целебным продуктом, с ранней весны до
поздней осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.
Ведущий 2 . С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто
действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить
традиции прошлого.
Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
Ведущий 1.В подслеповатые окошки,
Луч солнца глянет иногда.
Дождя, идущего вниз капли,
На крыше держит береста.
Бревно черно – прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива еще душа.
Мы входим в устье той избы -
Невысоки там потолки.
Чулан в углу увидел ты,
И красный угол там вдали.
Глядит икона на входящих,
А Божий свет идёт к нам сам.
Он защитит всегда просящих,
Разделит хлеб с ним пополам.
Его в печи тут выпекали,
Само здесь сердце у избы.
Её кормилицей называли,
Стоят в духовке казаны.
Стола широкая доска,
Там в паре с ним стоит скамья.
Была тут трапеза сама,
Жила большая здесь семья.
Тут предок наш с тобою жил,
Всю жизнь, в лаптях и проходив.
Он хлебом мир весь накормил,
Богатства так и не нажив.
Звучит русская народная песня «Пряха». Входят девушки, садятся на лавку.
Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы
отдохнуть.
Вторая девушка: Засиделись, может, попляшем, повеселимся, косточки разомнем?
Третья девушка: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!
Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки!
Давайте работать!
Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит,
молодая пряха у окна сидит” (2 раза).
Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник
вышила! (Показ настоящего рушника.)
Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка
избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.
Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба
жильем пахнет.
Ведущий 1. В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство
избы занимала печь (1). Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую
печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для
вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и
малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было
бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно,
лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью
хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе
называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома -
царство женщины (2), здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь
она работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на
матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – мелющее
устройство (два больших плоских камня), поэтому угол ещё назывался «Жерновым».
Ведущий 2: Парадной частью избы был «Красный угол» (3). Как бы ни располагалась в
избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от
неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол
получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским (4). Здесь
помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной
плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской ,
которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он
отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь,
вязали сети.
Ведущий 1.
Мы чуем с предками родство,
Их золотое мастерство
Одолевая жизни зло
Хотим, чтобы оно к потомкам перешло!