Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми 6-7 лет на занятиях хореографии

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Центрального района
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии в работе с
детьми 6-7 лет на занятиях хореографии»
подготовила
педагог дополнительного образования
Феденёва Татьяна Сергеевна
г. Санкт-Петербург
2015
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми 6-7 лет на занятиях
хореографии»
Цель:
средствами упражнений сохранить здоровье детей.
Задачи:
1.сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни;
2. научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
3. формировать навыки самоконтроля.
Музыкально-ритмические движения, а именно этим мы занимаемся на
начальном этапе хореографии, помогают детям приобрести лёгкость и
уверенность, хорошую осанку, оказывают содействие функциональному
совершенствованию мышечной и нервной системы, способствуют развитию
и тренировке психических процессов, совершенствованию психомоторных
навыков. Необходимо помнить, что физическая нагрузка должна совмещаться
с творчеством, с умственным трудом, эмоциональным выражением. Здесь мы
и включаем в урок пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику,
тестирование,- это и будет наша обязательная эмоциональная составляющая.
Ведь крайне необходимое условие здоровьесбережения- творческий характер
образовательного процесса
В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в
рамках раздела «Здоровьесберегающие технологии», ориентируясь на свой
практический опыт и опыт коллег, я использую не только пальчиковую
гимнастику, но и такой метод, как тестирование.
Представляю тест «Как ты относишься к своему здоровью?»
Описание:
«Давайте, ребята, проверим, как вы относитесь к своему здоровью!
Раскройте ладошку, растопырьте пальцы. Если согласны с первым ответом (а)
пальцы остаются раскрытыми. Если больше вам подходит второй ответ (б),
то загибайте любой палец.»
Затем я задаю 5 вопросов.
Вопросы:
1.Что ты сделаешь, если увидишь, что троллейбус или автобус подходит
к остановке раньше, чем ты:
а) побежишь, чтобы догнать;
б) пропустишь его, потому что будет следующий.
2.Что ты охотнее всего делаешь в свободное время:
а) гуляешь на улице;
б) сидишь у компьютера или смотришь телевизор.
3.Какое блюдо ты предпочитаешь съесть охотнее:
а) мясо с овощами;
б) бутерброд с колбасой.
4.Какой ты бываешь чаще:
а) веселый и улыбающийся;
б) грустный и раздражительный (недовольный).
5.Когда и как ты ложишься спать:
а) в одно и то же время до 11 часов вечера;
б) после долгих напоминаний, поздно.
Следующий шаг - предлагаю посмотреть на свою руку: «Есть такие, у
кого все пальцы сжаты в кулак? У тех, у кого оказалось больше пальцев
сжато, самочувствие под угрозой. Постарайтесь собраться, преодолейте лень
и следите за своим здоровьем. Покажите кулак (свой кулак) недомоганиям и
хандре! Те, у кого все или почти все пальцы разжаты, поднимите руки
повыше и помашите. Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам
справиться с любыми стрессами и нагрузками, и в хореографии, и в жизни.
МОЛОДЦЫ!».
Представляю небольшой комплекс упражнений по мелкой
моторике.
Моторика это совокупность двигательных процессов и связанных с
ними физиологических и психологических явлений. Мелкая моторика
пальцев рук это совокупность двигательных возможностей выполнения
дифференцированных пальцевых движений. Концертмейстер на эту часть
подбирает определенную музыку.
Комплекс может содержать различное количество движений
упражнений, игры, что зависит и от целей урока, и от времени. Но не стоит
забывать, что «чем больше умеет рука, тем умнее её обладатель». Основной
принцип обучения- подача материала от простого к сложному и
эмоционально-психологическая комфортность.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Встреча»: исходное положение свободная ладонь с
растопыренными пальцами, каждый пальчик встречается с большим по 2 раза
в том и другом направлении, сначала пр. рука, затем левая, а следующий этап
обе ладошки вместе.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «Колечки» или «Меняем очки»: исх. положение обе
ладони свободны, и мы их поднимаем к ушам; большой палец поочерёдно
встречается с каждым пальчиком и эти «колечки» мы подносим к глазам.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Семья»: исх. положение две свободные ладошки;
сначала пр. рукой загибаем пальчики по одному, начиная с большого, на
левой ладони оворим слова: «Папа, мама, брат и я наша дружная семья»),
показываем крепко сжатый кулачок. Затем левой рукой ребёнок загибает на
правой по одному пальчику, начиная с большого, и показывает крепко сжатый
кулачок правой руки (говорим слова: «Раз, два, три, четыре, все живём в
одной квартире»).
УПРАЖНЕНИЕ 4. «Кулачки»: исх. положение – кулачки; поочерёдно
разжимаем каждый пальчик, а затем собираем в кулачок.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «Считалка»: можно использовать для более младшего
возраста со словами («Раз, два, три, четыре, пять буду пальчики считать,
раз, два, три, четыре, пять –буду цифры повторять»).
УПРАЖНЕНИЕ 6. «Ученик волнуется»: исх. положение руки согнуты
в локтях на уровне груди и пр. рука лежит сверху (как за партой), поднимаем
каждый пальчик верхней ладони от руки, затем меняем руки местами.
УПРАЖНЕНИЕ 7. исх. положение свободные руки, сжимаем пальцы в
кулачки с силой и затем разжимаем; повторяем это 4, а затем 8 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 8. исх. положение сидя на коленях, и ладони на
коленях; одновременно поднимаем пальцы обеих ладоней поочерёдно
заданное количество раз от 1 до 4, например.
УПРАЖНЕНИЕ 9. «Ухо-нос»: исх. положение – свободное, но очень
сосредоточенное; пр. рукой взяться за нос, левой- за противоположное ухо,
опустить руки, потом хлопнуть в ладоши и всё повторить с другой руки. Не
спешить!
УПРАЖНЕНИЕ 10. «Знак бесконечности»: нарисовать восьмёрку
указательным пальцем правой руки, затем средним, потом двумя вместе,
повторить левой рукой. Дальше усложняем-рисуем восьмёрки всей ладошкой
и двумя руками синхронно в одну и в разные стороны. Для развития
координации и, конечно, мышления дети постарше рисуют восьмёрки двумя
руками от локтя, от плеча.
УПРАЖНЕНИЕ 11. «Танец пальчика»: исх. положение- пальцы сжать в
кулачок, один поднять вверх; выполнять вращательные движения пальцем,
затем повторять их другими пальцами.
УПРАЖНЕНИЕ 12. «Листопад»: исх. положение- сидя на коленях, а
левая рука поднята в сторону; всей ладошкой исполняем трепет, продолжаем
это делать, переводя постепенно руку вниз, вперёд, наверх, всё повторяем
правой, а затем двумя. Это движение изучается для дальнейшего
использования в репертуаре ансамбля в танце «Камешки».
УПРАЖНЕНИЕ 13. «Платочки коготочки»: исх. положение- дети стоят
или сидят по кругу; расслабить кисти рук, опустить пальцы вниз и потрясти
ими- («платочки, платочки» - говорит педагог), напрячь все пальчики сильно,
растопырить, присогнуть в фалангах («коготочки» - слова педагога). Команды
педагога меняют направление кистей рук ребёнка: «Коготочки-вниз, друг
другу, соседу и т. д.» На этом движении мы тренируем внимание,
эмоциональную выразительность, сообразительность.
УПРАЖНЕНИЕ 14. «Год козы»: исходное положение- ладошки с
растопыренными пальцами; собрать вместе три пальчика- большой, средний
и мизинец, а два оставшихся вытянуть с силой вперёд (это коза), дальше
вместо мизинца соединяем с большим и средним безымянный пальчик, а
указательный и мизинец выпрямляем, затем ими раскачиваем (это рога).
Можно использовать для малышей стишок: «Вот Коза Дереза, пучеглазые
глаза, у неё есть рожки! Не стой на той дорожке». Движение повторяем
каждой рукой поочерёдно, а потом синхронно двумя, можно добавить
маршевые шаги ногами.
Карл Орф писал: «Ритм первоначально организующая сила в
примитивнейшей форме может быть выражен в хлопках, притопах и шагах».
Через музыку и танец познаётся наше окружение. Всем известно, что дети и
реагируют на музыку почти всегда движениями. Просто, в одних случаях эти
движения непроизвольны, а в других по-настоящему осознанны. Эту
стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребёнка следует сделать
осмысленной.
К огромному нашему сожалению, сегодня у детей наблюдается дефицит
внимания, быстрая утомляемость, проблемы с речью, а пальчиковая
гимнастика им поможет синхронизировать работу левого и правого
полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое
полушарие отвечает за словесную речь, а правое- за развитие фантазии и
воображения во время наших занятий. И если связь между ними крепкая, то
нервные импульсы проходят чаще и быстрее, активизируя мышление и
внимание ребёнка. Пальчиковая гимнастика помогает также хорошо
ориентироваться в пространстве и времени, увеличивает темп графической
активности, улучшает успеваемость. Эта часть урока принесёт ребёнку
радость! А для педагога это очередная возможность поработать с кистью и
рукой обучающегося, что очень важно для учебного процесса. Движения и
положения рук являются наиболее сложными в хореографии для детей.
Список использованной литературы
1. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение –М.:
«Просвещение»,1972.
2. Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки – СПб.: «Детство-
Пресс»,2005.
3.Нилова Н. Первые шаги – СПб.: «Политехнический университет»,2010.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
1. http://secret-terpsihor.com.ua