Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для развития связной
речи в подготовительной группе
Подготовительный дошкольный возраст
«Домики»
Цель: употреблять названия детенышей животных.
Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами,
мышатами и др.
По количеству детей, строительный материал.
Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны
построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого
он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне,
пожалуйста, утенка (бельчонка)».В случае необходимости нужно подсказать
слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить
название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих
игрушек домики, играют.
«Опиши картинку».
Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического
мышления ,слуховой памяти.
Упражняться в умении определять группу предметов, объединенных по
общему признаку, посторонний предмет.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого
убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется,
можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что
изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное
расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз
на картинку и найти то, что не было названо.
«На чем дети катаются»
Цель активизировать в речи предлога НА
Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат,
велосипед)
Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на
Мальчик катается на самокате, Вера едет на машине. И т. д.
«Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух
Воспитатель или логопед объясняет, что все слова звучат по-разному, но
есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает
помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве. (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«В чем причина?»
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя
утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно
быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть
обычными, житейскими ("Забрали на ремонт", и необычные, фантастические
(скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк).
Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее,
тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.
«Кого я вижу, что я вижу»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и
неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой
памяти.
Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами
было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек.
Перед началом договариваются, что будут называть предметы, находящиеся
вокруг.
Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч
любому игроку. Тот должен продолжить:
«Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно
наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий
тур, составляется новоепредложение, и так далее.
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о
предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость,
сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может
быть использован.
Ход игры. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как
и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить
карандаши.
- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы
ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы
вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как
можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит
детям во время игры.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании
картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребенка не просто
перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение
ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с
элементами рассуждения.
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация. Воспитатель:
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождм размыло некоторые
слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй,
Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и
забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я
попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли
охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке
для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они
наслюбят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь
попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До
свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять
предложения.
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты
данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребнка рассмотреть большую картинку, а
также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много
снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой
картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине.
Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые
фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества,
действия.
Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы
отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый.
помидор»; «Он темнобордового цвета, а внутри у него много-много разных
зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в
нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых
предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте
поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по
описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры:
когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу
не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в
комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания,
приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому
играющему. Ребнок встает и дает описание предмета, а затем передает
камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребнок описывает свой
предмет и передат камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.