Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине "И.И. Левитана «Золотая осень»"

Составление детьми старшего дошкольного
возраста творческих рассказов
по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень»
с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Цель. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине
«Золотая осень» методами ТРИЗ.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Задачи:
- Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине,
и схематизировать их.
Находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине.
- Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
- Формирование представлений возможных ощущений с помощью разных
органов чувств.
Подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними
рифмованные тексты.
- Пространственная ориентировка на картине; активизировать в речи слова,
обозначающие пространственные понятия (наречия).
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера.
- Составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Находить и объяснять смысловое содержание картины.
Материал. Картина «Золотая осень».
Труба «подзорная» по количеству детей. Цветок «Ромашка мудрости»
(листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы
как знакомые, так и не знакомые детям).
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу; активно и
доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении
поставленных перед ним задач; проявляет положительные эмоции (интерес,
восторг, восхищение); умеет составлять творческие рассказы по картине
(усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным
картинкам).
Предварительная работа: картина приносится в группу заранее, находится на
уровне глаз детей в специально отведенном месте в течение двух
недель.
Подготовительная работа: проводится по этапам и выглядит как система игр
со всей группой или подгруппами детей в течение двух недель. В пятницу, к
концу 2-й недели, рекомендуется итоговая беседа со всей группой детей.
Игры с сюжетной картиной не обязательно растягивать на две недели.
Можно проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо
начинать с первых двух этапов.
Содержание организованной деятельности детей
Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней -
Ты - источник вдохновенья.
- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение? (Ответы детей)
- Вдохновение это такое особое состояние человека, когда хочется сделать
что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой
природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или
картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие
художники посвятили свои картины этому времени года.
Мотивация детей на предстоящую деятельность.
- Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого
русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с
картиной этого выдающего художника.
Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил
русскую природу, и изображал её в разное время года.
Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена
природа? (Пейзаж).
Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с красивейшим пейзажем
И.И. Левитана.
Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Напомните,
пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Это значит не настоящая картина, которую писал художник.
Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции
картин?
- Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть
картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.
Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для
этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас через трубу
может увидеть объект, живое существо или явление.
Этап 1. «Определение состава картины».
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению
изображений на картине (дробление, моделирование, группировка);
активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом
картины (называние объектов и их частей).
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.
Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
Моделирование объектов.
Группировка по заданному признаку.
Обобщение перечисленных объектов.
Рефлексия.
Этот этап важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их
названий.
Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для
этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас через трубу
может увидеть объект, живое существо или явление.
Игра «Смотрю на картину, и называю объекты».
Предварительно воспитатель составляет тематический словарь.
Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным
условием является обозначение «земля - небо», «пол - потолок». Темп работы
должен быть быстрым, воспитатель энергично и оперативно производит
моделирование названных объектов. По окончанию определения состава
картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное,
начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к
считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры
считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной
операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала
обозначить объекты, на ней изображенные».
А сейчас играем в игру «Кто самый внимательный». Смотрим в
«подзорную трубу», находим объект и называем часть этого объекта. Эта
игра проводится с целью более полного выделения частей объектов.
Этап 2. «Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных
на картине.
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между
объектами на картине :
- Выделение двух объектов на картине.
Обоснование связей между ними.
Обощение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению
содержания картины.
Рефлексия.
Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научить детей
устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.
С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты.
Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости
от выбора детей.
Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне.
- Физических связей (касание, давление…).
- Эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит).
- Родственных связей (брат – сестра, мама – дети…) и др.
Игра «Один объект связан с другим». Смотрим в трубу и находим два
объекта на картине, которые связаны между собой. Почему, ты, так решил?
Модель таких рассказов:
1. утверждение, что с чем связано;
2. Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых…, потому
что»; «во-вторых…, потому что», «в третьих,…» и т.п.;
3. Вывод-подтверждение.
После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде
рассказа – рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и
вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».
Этап 3. «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».
Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор,
сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для
составления загадок и метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на
основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.
Выбор объекта на картине.
Выбор модели метафоры.
Подбор характеристик.
Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу. При
совместном составлении метафор речевую фразу произносит воспитатель, а
дети повторяют.
Игра «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить
его признаки с признаками других предметов».
Придумываем метафоры.
Модель работы с метафорами.
1. Выбираем объект. 2. Действие 3. Место 4.На какой объект похож.
Примеры: Что? - осень.
Что делает?- раскрашивает листья, дарит радость, приходит, приносит
урожай, наряжается, рисует.
Где находится? в лесу, на улице.
На что похожа осень? художник, волшебница, красавица.
Составляем метафору «Художник в лесу раскрашивает листья».
Что? - деревья.
Что делают? стоят, качают ветвями, растут, наряжаются, шуршат листьями,
дарят радость.
Где находятся? на поляне, в лесу, в поле.
На что похожи деревья? девицы в красивых сарафанах, царевны в
разноцветных нарядах.
Составляем метафору «Царевны в разноцветных нарядах на поляне качают
ветвями и шуршат листьями».
Что? - небо.
Что делает? плывет, находится, качается.
Где находится? - на улице, на верху, над головой, в речке.
На что похоже небо? туман, голубой океан, синее море.
Составляем метафору «Голубой океан плывет над головой».
Что? озимая пшеница.
Что делает? растет под снегом, зеленеет.
Где находится? на земле, на поле.
На что похожа озимая пшеница? зеленая трава.
Составляем метафору «Зеленая трава растет под снегом на поле».
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.
- Выбор объекта на картине.
- Выбор модели загадок.
- Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
- Выбор наиболее удачных сравнений.
- Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов:
«как», «но не», «нет а».
При совместном составлении загадок окончательный текст читает
воспитатель, а дети повторяют.
Придумываем загадки.
Модель работы с загадками с помощью речевых оборотов «но не».
1. Выбираем объект. 2. Время 3. Действие 4. Подбор характеристик.
1.Лист 2.Осень 3. Падает. 4. Но не камень. Составляем загадку: «Осенью
падает, но не камень».
Этап 4. «Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств».
Цель: на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения
через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия
объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие
признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами человека
(пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз). При составлении рассказа-
описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо
представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как
изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами.
Воспитатель обращает внимание детей на картину и предлагает «войти в
картину». Для эффективной работы с детьми используется прием
«вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных
ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи,
попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Рекомендуется начинать
речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…», «Когда я трогаю руками…»,
«Здесь пахнет…» и др. Дети могут описывать ощущения от лица, как
постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Педагог
побуждает детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Можно
предложить детям передать диалоги персонажей картины.
Этап 5. «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания
картины».
Цель: подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с
ними рифмованные тексты.
Педагог активизирует речь детей с помощью рифмующихся слов.
Игра «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Например: Мы идем в осенний лес, а в лесу полно чудес.
Листопад, листопад - листья по ветру летят.
Мы летели, мы летели, и на землю тихо сели.
Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Этап 6. «Определение местонахождения объектов на картине».
Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине.
Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия
(наречия).
«У каждого объекта есть свое место на картине». Каждый объект на картине
может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного
пространства. Для двухмерного пространства дети работают со словами:
центральная часть, левая правая; нижняя верхняя части картины. Правый
левый; верхний нижний углы картины. Для трехмерного пространства
вводим слова: ближе дальше; впереди сзади; около, между, за, перед,
после, в глубине.
Игра «Да нет» на плоскости. Педагог загадывает объекты на картине, а
дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве,
устанавливают его местонахождение. Вопросы задают таким образом, чтобы
ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное суждение
поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.
Игра «Я превращаюсь в объект на картине». Ребенок составляет рассказ –
описание своего местонахождения относительно других объектов.
Дидактическая игра «В кинотеатре 3D». Правило игры: Сегодня мы с Вами
отправляемся в кинотеатр 3D. Нам придется оживить объекты на картине и
перенести их в трехмерное пространство (например: на ковер). Выбираем
объект (схематично воспитатель может обозначить объект любым
предметом: речка- платок синего цвета, дерево- цветок и т.д.), сначала
опишите его местонахождение на картине, затем ребенок ставит объект на
ковер и описывает его местонахождение на ковре, используя слова,
обозначающие ориентировку в пространстве.
Этап 7. «Составление рассказов от лица разных объектов ».
Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных
эмоциональных состояний и причинах их изменения. Учить составлять
речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
Алгоритм мыслительных действий:
- Выбрать объект на картине.
Определить его эмоциональное состояние, настроение.
Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта
с заданной эмоциональной характеристикой.
Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины (сейчас
тепло - будет холодно)
Игра «Я превращаюсь в солнце» или «Я превращаюсь в дерево»
Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов,
но и частей объекта (осенний лист дерева) или места происходящего (я
речка, в которой отражается небо). От простых и обобщенных
эмоциональных характеристик (добрый злой) осуществлять переход к
нюансам настроений (встревоженный, равнодушный, веселый …). Следует
предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать свой
объект «Я – тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или
настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине
глазами выбранного объекта, предложить выход из проблемной ситуации.
Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия. После
окончания рассказа ребенок дает ему название.
Этап 8. «Преобразование объектов во времени»
Цель:
учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного
объекта во времени; учить детей озвучивать правило: «Я выбираю
объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним
потом»;
активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов,
характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер;
весна — осень; раньше — позже; до того — после того...).
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени:
- Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
- Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков,
действий.
- Составить рассказ - фантазию о прошлом (будущем) объекта.
- Назвать рассказ.
Игра «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет
с ним потом».
Примеры: Зима, вечер, день, солнышко яркое, солнышко неяркое, день
длинный, листья на деревьях, листья на деревьях золотые (что было раньше?)
Осень, вечер, дни теплые, листья на деревьях, листья на деревьях зеленые
(что будет потом?).
Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению
смысла, изображенного на картине; учить детей составлять речевые
зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова,
обозначающие смысл сюжета картины; учить детей озвучивать
правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или
главный смысл».
Алгоритм мыслительных действий.
- Выбор пословицы или поговорки.
- Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или
поговорки.
- Объяснение – рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть
названием картины.
- Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или
поговорки.
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и
поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более
значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл
пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-
разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать»
житейскую мудрость к картине любого содержания.
Игра «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги
в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки
как знакомые, так и не знакомые детям. Задание: выдерни «лепесток»,
объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает
воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми.)
Примеры: «В сентябре и лист на дереве не держится», «Сентябрь красное
лето провожает, осень золотую встречает», «Сентябрь пора золотой
осени», «Сентябрь – листопадник».
В сентябре и лист на дереве не держится. С приходом осени и первых
холодков вся природа начинает отходить ко сну. Птицы улетают в теплые
края, деревья сбрасывают листья, люди заготавливают запасы на зиму.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь
является первым месяцем осени, поэтому он еще не так строг к природе и
людям. В сентябрьские дни еще можно погреться на солнышке и вспомнить
летний зной во время «бабьего лета». Поэтому говорят, что этот месяц
провожает лето. Но в то же время вечера и ночи сентября становятся
достаточно холодные и готовят нас к приходу настоящих холодов. Исходя
из этого, говорят, что сентябрь встречает золотую осень.
Сентябрь пора золотой осени. Осень отличается тем, что в это время
все деревья начинают «надевать» золотые наряды. Листья растений
желтеют приобретая золотистый окрас. Весь этот процесс начинается
именно в сентябре, поэтому принято считать, что именно первый осенний
месяц это пора золотой осени.
Сентябрь листопадник. Смысл высказывания в том, что в сентябре все
деревья надевают на себя разноцветные наряды, а чуть позже вся эта красота
начинает опадать с деревьев. Происходит этот процесс в сентябре, поэтому его
прозвали «листопадником».
Упал с дерева лист – жди осени.
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Дети учатся
озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или
главный смысл». Ребенок выбирает пословицу, которая может быть
названием картины. Педагог уточняет, что рассказ состоит из предложений,
связанных между собой по смыслу. У рассказа есть название. Дети выбирают
пословицу, которая может быть названием их рассказа. Каждый ребенок
составляет целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу
пословицы от своего имени или от имени какого-либо объекта на картине.
Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине».
Цель: закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по
картине.
Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая
«гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. Вначале, детям
предлагается рассказать в, какие игры с картиной они играли. Воспитатель
предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.
Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий
рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-
рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3
мин.
Пример. Рассказ воспитателя.
«Сентябрь – пора золотой осени»
Как вставало солнышко неяркое. Становились дни короткими. Зелеными
остались только сосны и елки, другие деревья стали делаться желтыми,
рыжими, красными. Но больше всего, конечно, деревья стали желтыми. И
листья с них полетели — плывет по воздуху листок, падает в траву, шелестит
шшу-шшу-шшурх! Ветер между деревьями шумит чшу-чшу-чшух.
Что-то в лесу странное происходит. Это какой-то злой волшебник хочет наш
чудесный лес заколдовать. Ничего странного. Тише, тише, тишина. В гости
осень к нам пришла.
Осень пора, когда всё в природе, и деревья, и животные, готовятся к
отдыху. Деревья сбрасывают листву, чтобы отдохнуть зимой, а весной с
новой силой пуститься в рост. А птицы улетаю в тёплые края. Холодно им
зимой в наших лесах. Они там перезимуют, а потом вернуться сюда,
выводить птенцов.
Грустно это, осень: листья опадают, птицы улетают, животные спать
ложатся.
Оглядитесь, как красиво стало в лесу. Невидимый художник-осень
раскрасила всё вокруг яркими красками. Осень не простая, осень золотая.
Начало осени если на берёзе появились золотые листья. Середина осени
наступает, когда окрашенных листьев на деревьях становится больше, чем
зелёных. И последний сезон осени приходит с первым снегом. Он продлится
до прочного льда на водоёмах. Тогда наступит зима.
Тут подул ветерок и в воздухе закружились красные, желтые, коричневые и
оранжевые листья. Первый осенний листопад. Листопад, листопад листья
по ветру летят.
Наступила осень. Спокойный день в середине осени. Царевны в
разноцветных нарядах на поляне качают ветвями и шуршат листьями. Лёгкий
ветерок срывает листики и бросает на землю. По лугу протекает тёмно-синяя
река. Вода в ней уже стала холодной. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые
деревья и несколько деревенских домиков. Это деревушка. Перед ней
расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Осенью сеют озимый
хлеб: рожь и озимую пшеницу. Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах
трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами,
словно зелёным бархатом. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною,
когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые
листки, крепче и здоровее прежних. Остается ждать, когда вырастут из них
золотые колосья.
Голубой океан плывет над головой. Солнца не видно, но оно присутствует во
всём. На берегу реки один осенний цветок. Он радуется яркому солнцу и
радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один, наверное, все
цветы уже отцвели.
Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой.