Картотека удмуртских народных игр

Отдел дошкольного образования Управления образования Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3
Картотека
удмуртских народных игр.
Составитель:
Горбушина Елена Владимировна
г.Глазов, 2021 г
Сукыр така «Слепой баран».
По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают
ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран»
пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя
пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями. Правило игры: дети не
должны дотрагиваться до «слепого барана».
Валэз быжтӥз кут «Поймай коня за хвост»
Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка.
Первый ребенок считается «головой коня», последний – его хвостом. По
сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать
последнего ребенка – «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие
«голова» и «хвост». Правило игры: дети должны крепко держаться друг за
друга.
Кечпи но пуныос «Козлёнок и собаки»
По считалке выбирается «козленок». Остальные дети исполняют роль собак.
Козленок в огороде грызет капусту. Собаки его замечают и дружно ругают:
«Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козленок, козленок, почему ты
нашу капусту съел!»). Козленок, испугавшись, выбегает из «огорода».
Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок.
Правило игры: «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить
«козленка», не задевая его.
Узы-боры бичасько «Собираю ягоды»
По считалке выбирается волк. Он встает на специально отведенное место.
Остальные дети идут в конец зала, имитируя сбор ягод, скандируют слова:
«Узыборы бичасько, сьӧд кионэз адӟисько, ури-бери пегӟисько» («Собираю
ягоды, вижу серого волка, убегаю сломя голову»). После этих слов дети бегут
в другой конец зала, «волк» - за ними. Кого поймает, с тем меняются ролями.
Правило игры: убегать можно только после последних слов.
Вумурт «Водяной»
По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки.
Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, Мар пукиськод ву
пыдсын? Пот, пот ми доры Вераны, кӧня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что
сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам, скажи, который час!»). Вумурт,
выходит, дети замирают. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами.
Если узнал, Вумурт и ребенок меняются местами. Правило игры: когда
Вумурт пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.
Вӧй горшок «Горшок с маслом»
По считалке выбираются мама и кошка. Мама ставит горшки на скамейку, называя их
содержимое. Потом говорит кошке: - Коӵыш, горшокъёсты эн иса! (Кошка, не трогай
горшки). - Яралоз (ладно, - говорит кошка. - Чильык-чальык! (Щелк-щелк)- мама уходит
на работу. (Кошка в это время съедает все содержимое из горшочков.) Вернувшись домой,
мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит. Мама, причитая, все горшки
обратно ставит на скамейку: - Йолэз но сием, йолвылэз но сием… Ох тон, коӵыш! И
молоко съела, и сметану съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама
гонится за ней.) Правило игры: если мама поймает кошку, они меняются ролями.
Лудкеч «Заяц»
По считалке выбирают водящего, потом дружно скандируют: Лудкеч,
лудкеч, шаплы пыд, Заяц, заяц быстроногий, Тон эн ветлы гольык пыд. Не
ходи ты босиком. Ӟеч кутчад ке тон пыддэ, Если будешь хорошо обуваться,
Кионъёс уз ни сутэ. Волки не догонят. После этих слов все дети убегают в
разные стороны, водящий должен поймать кого – нибудь. Затем меняются
местами. Чимали «Галящий» (Ватскем шудон «Игра в прятки») Дети,
скандируя считалку, разбегаются кто куда: Чима, чима, чимали, Чима, чима,
чимали (галящий) Чимыостэ кынь али. Глазки закрой-ка. Табере тон усьты
ни, А теперь открой Милемыз тон утча ни. Да нас поищи. По завершении
считалки галящий открывает глаза и начинает искать детей.
Игра «Италмас»
Дети встают в круг, водящий снаружи с цветком италмас. Пол музыку дети
идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий
просовывает цветок между двумя детьми, дети разбегаются в разные
стороны. Кто первый поймает цветок, тот и водит.
Охота на лося (Лосьёсты кутон)
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на
расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу
участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются
заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал
больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан. Правила игры: Начинать
игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.
Игра с платочком (Кышетэн шудон)
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих,
одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а
второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком
может передать платочек любому играющему ребенку, стоящему в паре, и встать
на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий
становится без пары, догоняет ведущего с платочком. Правила игры: Играющий
убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком
пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий
ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по
сигналу.