Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1
Картотека
дидактических игр по формированию
грамматического строя речи детей
старшего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель
Иванова Н.В
1. Развитие словаря
1.1 Дидактическая игра «Зимующие птицы»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи: упражнять в умении сравнивать, устанавливать
причинно-следственные, пространственно-временные,
логические связи. Развивать лексико- грамматический
строй речи: употребление существительных во
множественном числе, умение согласовывать
существительные с числительным в роде, числе, падеже;
усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя»,
«мои» в сочетании с существительными м.р.и ж.р., ед.ч. и
мн.ч.. Воспитывать интерес к живой природе.
Правила игры: играют от 2-х до 8 игроков. Выиграет тот,
чье игровая карта заполнится быстрее всех.
Оборудование: 8 игровых карт, 64 предметных картинки
с птицами, 20 предметных картинок с кормом для птиц.
Ход игры:
1 вариант. Игровые карты раздаются между игроками.
Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает:
«Это чей голубь?», «Это чьи свиристели?». Тот игрок,
кому подходит карточка, образует словосочетание -р:
мой голубь, мои свиристели); либо «Это чьи два голубя?»,
«Это чья одна ворона?» Тот игрок, кому подходит
карточка, образует словосочетание -р: Моя одна ворона,
мой один голубь).
2 вариант. Игрокам предлагается найти всех птиц,
которые изображены по две (1, 3,4,5) и назвать их: «Две
вороны, два свиристеля…»
Варианты игр с усложнением.
3 вариант. Ты по полю шагай и всех птичек посчитай».
Игроки по очереди шагают игрушкой из киндера-
сюрприза и называют, н-р: «Пять сорок, один
свиристель…»
4 вариант. Про кого так говорят? Почему? Чернокрылая
(ворона, сорока), Белобокая (сорока), Красногрудый
(снегирь), Желтогрудая (синица), Большеглазая (сова),
Длиннохвостая (сорока), Короткохвостый (воробей).
5 вариант. «Кого чем угостишь?» В игре используются
одиночный карточки и изображение корма для птиц.
Игрокам предлагается покормить птиц (расположить
корм под изображением птицы), н-р: «Я угощу синицу
салом»
6 вариант. «Кого не стало». Используются одиночные
карточки. Ведущий раскладывает перед детьми несколько
карточек с предметами, предлагает их запомнить. Затем
убирает 1-2 карточки, остальные меняет местами. Просит
сказать, чего не стало и что изменилось
1.2 Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по
существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Задачи: упражнять в умении сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные, пространственно-
временные, логические связи. Развивать зрительное
восприятие, монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
Правила игры: выигрывает тот, кто наберёт больше
фишек.
Оборудование: набор карточек, на каждой карточке
изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим
признаком, а 4-й лишний.
Ход игры:
1 вариант. Детям дается задание: «Рассмотрите картинки,
назовите, что на них изображено и определите, какой
предмет лишний. Оставшийся, предмет назовите, одним
словом». Каждый участник исключает лишний предмет
по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание,
его вариант предлагают выполнить следующему игроку.
За каждое правильно выполненное задание дают фишку.
2 вариант (с усложнением). Перед тем как назвать обоб-
щающее слово, ребенок должен добавить к названным
трем словам еще два-три своих слова, имеющих
отношение к данной группе.
1.3 Дидактическая игра «Найди и прочитай»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: закрепление слов-обобщений.
Задачи: упражнять в умении сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные; закрепить навык
чтения. Развивать зрительное восприятие,
монологическую и диалогическую речь. Воспитывать
умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
Правила игры: в игре играет от 2 до 6 детей. Выиграет
тот, кто первым найдет и прочитает слова в таблице,
подберет соответствующие карточки с картинками и со
словами, правильно назовет обобщающее слово.
Оборудование: 48 карточек с картинками, 48 карточек со
словами, 6 больших карт с таблицами.
Ход игры:
1 вариант. Раздать детям карточки с таблицами.
Предложить найти в таблице слова и прочитать их. Затем
ведущий показывает карточки с предметами. Дети берут
себе те картинки, на которых есть названия предметов из
таблицы. Затем слова в таблице нужно закрыть
корточками со словами, назвать темы, на которые они
собирали картинки («Зима», «Огород» и т.д.)
2 вариант. Ведущий раскладывает перед детьми
несколько карточек с предметами, предлагает их
запомнить. Затем убирает 1-2 карточки, остальные меняет
местами. Просит сказать, чего не стало и что изменилось.
3 вариант (с усложнением). Предложить детям
разложить предметные картинки по группам и рассказать,
какими признаками они объединены.
1.4 Дидактическая игра «Рифмочки и нерифмушки
Возраст: 6-7 лет
Цель: развитие умения подбирать рифму.
Задачи:
- активизировать и обогащать словарный запас; учить
согласовывать существительные и местоимения с
глаголами;
-развивать умение чётко произносить в словах все
гласные и согласные звуки, вырабатывают правильный
темп речи, интонацию, выразительность; творческие
способности к сочинению стихов;
-воспитывать умение работать в коллективе сверстников,
коммуникативных навыков, усидчивость.
Оборудование: 72 маленьких карточки с текстами и
картинками.
Правила игры: перед началом игры объясните детям, что
такое рифма. Рифма это когда слова имеют одинаковые
или созвучные окончания, с ударением на один и тот же
слог, например: павлин - дельфин, облако яблоко,
малина - машина. Играют от 2-х до 5 игроков. Выигрывает
тот, чье игровое поле заполнится быстрее всех
карточками.
Ход игры: игровые поля раздаются между игроками и
обсуждается тематика каждого игрового поля (нужно
собрать все предметы с рифмами). Педагог показывает
маленькую карточку, называет предмет и спрашивает
«кому подходит данный предмет».
Вариант 1
Маленькие карточки раскладываются на столе лицевой
стороной вверх.
Игрокам предлагается найти парные карточки так, чтобы
слова на них были в рифму.
Например, конфета - ракета, ёлка - пчёлка.
Можно сделать это в виде соревнования: кто вперёд
больше всех соберёт «рифмочек».
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2. «Четвёртый лишний»
Количество игроков: 1-3.
Перед игроком выкладываются 3 карточки с
изображёнными предметами по одной теме и одна - с
предметом другой темы.
Например: божья коровка, пчёлка, бабочка (насекомые)
и мишка (животное) или конфета, пирожки, компот (еда)
и бусы (украшение). Игрок называет лишнюю карточку и
объясняет, почему она лишняя.
Вариант 3. Игрокам предлагается найти парные карточки
так, чтобы слова на них были в рифму. Придумать
четверостишие с этими словами.
1.5 Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(зимующие птицы)
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по
существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Задачи: упражнять в умении сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные, пространственно-
временные, логические связи. Развивать зрительное
восприятие, монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
Правила игры: выигрывает тот, кто наберёт больше
фишек.
Оборудование: набор карточек, на каждой карточке
изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим
признаком, а 4-й лишний.
Ход игры:
1 вариант. Детям дается задание: «Рассмотрите картинки,
назовите, что на них изображено и определите, какой
предмет лишний. Оставшийся, предмет назовите, одним
словом». Каждый участник исключает лишний предмет
по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание,
его вариант предлагают выполнить следующему игроку.
За каждое правильно выполненное задание дают фишку.
2 вариант ( с усложнением). Перед тем как назвать обоб-
щающее слово, ребенок должен добавить к названным
трем словам еще два-три своих слова, имеющих
отношение к данной группе.
1.6 Дидактическая игра «Противоположности»
Возраст:5-7лет.
Цель: обогащение словаря антонимами.
Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас
ребенка. Расширять представления детей об окружающем
мире. Развивать внимание, память. Учить детей находить
подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
Воспитывать коммуникативные навыки, умение детей
работать в соответствии с правилами
Оборудование: 36 карточек
Правила игры: играют от двух до 5 детей. Победит тот,
кто первым соберет пары ко всем своим карточкам.
Ход игры:
Вариант 1:
В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий.
Карточки с красной рамкой перемешиваются.
Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между
участниками.
Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает
слово, написанное на ней и показывает картинку
участникам игры.
Тот из игроков, который считает, что эта карточка
подходит к одной из его карточек, называет слово,
противоположное по значению тому, что прочитал
ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему
карточку.
Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать
подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым
подберет пары ко всем своим карточкам.
Вариант 2 (с усложнением).
Играют 2-6 человек и ведущий.
Карточки с зелеными и красными рамками
выкладываются в 2 столбика: "зеленый" и "красный".
Задача игроков: подобрать к "красным" карточкам
"зеленые", противоположные им по значению.
Придумать со словами предложения.
Дидактическая игра «Портрет»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: систематизация знаний у детей о составных частях
лица, их местонахождении.
Задачи: закреплять знания детей о пространственном
местонахождении частей лица; активизировать словарь
детей. Развивать связную речь, мышление детей.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: карточки с вариантами изображений
разных частей лица: лоб с бровями, глаза, губы, нос,
подбородок, прическа.
Правила игры: выигрывает тот, кто первым соберет
портрет, расскажет кто изображен на портрете.
Ход игры:
1 вариант: предложить ребенку составить
свой «портрет» перед зеркалом: «Какого цвета у тебя
глаза? Какие по величине? (большие, маленькие) Их
особенности? (например, прищуренные) Какой лоб:
высокий, широкий, узкий? Какие брови: цвет, форма?
Какие губы: узкие, пухлые, крепко сжатые? Какая
прическа? Какой длины волосы, какого цвета?» и т. д.
2 вариант: предложить
ребенку составить «портрет» сверстника.
3 вариант: воспитатель составляет портрет ребенка
группы, остальные дети угадывают.
Варианты игр с усложнением.
4 вариант: ребенок составляет портрет сверстника,
остальные дети угадывают.
5 вариант: дети оставляют портрет по своему замыслу из
разных частей лица.
Играя в паре, дети могут находить «ошибки» напарника,
например, чего не хватает в портрете (например,
отсутствует нос, рот), что в портрете лишнее (например,
усы у девочки), угадать какое настроение у портрета, или
же составлять смешные портреты. Так же возможен и
такой вариант, когда один ребёнок создаёт портрет с
определённым настроением, а второй должен
попробовать изобразить это настроение на своём лице
(желательно у зеркала).
2. Развитие звуковой культуры речи
2.1 Дидактическая игра «Звонкий глухой»
Возраст: 6-7 лет
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
-учить различать звуки по звонкости- глухости,
закреплять умение определять место звука в словах.
-развивать фонематический слух, внимание, память.
-работать в коллективе сверстников, коммуникативных
навыков, усидчивость.
Оборудование :4 большие карты (два желтых, два
коричневых), 64 маленькие карточки, бумажный кубик.
Правила игры
Перед началом игры определите, по какому из
вариантов: в начале слова, в конце слова, сразу в начале
и в конце слова будете собирать карту.
На большие карты с желтым прямоугольником в
середине собираются картинки, если в слове звонкий
согласный звук либо в начале слова, либо только в конце
слова или сразу в начале и в конце слова.
На большие карты с коричневым прямоугольником в
середине собираются картинки, если в слове глухой
согласный звук находится в начале, либо в конце, или в
начале и в конце сразу.
Например: бык - звонкий согласный звук в начале слова,
стол - звонкий согласный звук в конце слова, дом -
звонкий согласный звук в начале и в конце слова.
Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на
своей карте.
Вариант 1
Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и
определяются, на какую часть слова будут
ориентироваться - на начало, конец или сразу и то и
другое. Ведущий показывает по одной картинке и
спрашивает: «Кому она подходит?». Дети выкладывают
картинки, которые начинаются, например, с глухого
согласного «с». Выигрывает тот, кто первым соберет все
картинки на своей карте.
Вариант 2 (с усложнением).
Играют 2-4 детей без ведущего. Игроки берут себе
большие карты. Маленькие карточки с картинками лежат
на столе вразброс лицевой стороной кверху. Дети по
очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань
обозначает, что надо взять со стола картинку, чтобы
звонкий согласный звук был в начале либо в конце, или
сразу в начале и в конце слова (об этом дети
договариваются заранее). Если выпадает грань с буквой
Д - игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход.
Если у игрока карта с коричневым прямоугольником в
середине, а на кубике выпала желтая грань - передать ход
следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым
соберет картинки на своей карте.
Кто соберет длиннее цепочку из картинок с наличием в
словах заданного звука, независимо от того, в какой
части слова он находится, н-р: «д»- доктор, дом,
карандаш, ландыш…
«дь»- дятел, диван, крокодил…
2.2 Дидактическая игра «Ребусы»
Возраст:5-7лет.
Цель: Обучение умению разгадывать ребусы.
Задачи: знакомить с правилами разгадывания ребусов,
учить выделять звуки в словах; закреплять навыки чтения;
воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: 17 карточек.
Правила игры: играют от двух до 5 детей. Победит тот,
кто больше разгадает ребусов.
Ход игры:
Вариант 1: Участникам раздается по одной карточке,
дети отгадывают ребус, меняются карточками.
Вариант 2: (с усложнением). Участники разгадывают
ребус. Придумывают загадку с отгаданным словом,
другие участники должны сказать отгадку.
2.3 Дидактическая игра «Продолжи слово»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: учить выделять начальный слог в слове и
подбирать слова на этот слог; закреплять навык чтения;
развивать зрительное внимание; воспитывать
коммуникативные навыки, умение детей работать в
соответствии с правилами.
Оборудование: 9 карточек с картинками.
Правила игры: выиграет тот, кто быстрее других соберет
свои карточки и правильно объяснит свой выбор
Ход игры:
Вариант 1. Раздать детям карточки с частями слов.
Предложить найти картинки, названия которых
начинаются одинаково.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2. Можно раздать детям карточки с картинками
и предложить подобрать слова, которые начинаются так
же.
Вариант 3. Карточки с картинками можно показывать для
развития внимания и памяти. Разложить перед ребенком
несколько карточек с картинками и предложить
запомнить. Затем ребенок отворачивается, а ведущий
меняет карточки местами или убирает 1-2 карточки.
Ребенок должен сказать, что изменилось и чего не стало.
2.4 Дидактическая игра «Речецветик»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия
Задачи:
закреплять умение детей определять наличие или
отсутствие заданного звука в слове, определять место
звука в слове и характер звучания (по твёрдости,
мягкости), развивать умение определять количество
слогов в слове.
Оборудование: карточки с цветами, карточки с
предметными картинками, набор карточек -
«сердцевинок» состоящий из слоговых схем, схем «место
звука в слове», букв, обозначающих отрабатываемый
звук.
Правила игры: в игре принимает участие от 2 до 6
человек. Выигрывает тот, кто правильно подберет
карточки на все лепестки речецветика.
Ход игры:
Вариант 1 Перед детьми на столе разложены картинки.
Взрослый прикрепляет к сердцевине цветка карточку со
схемой «место звука в слове». Детям предлагается
задание: из предложенных картинок выбрать те, в
названии которых встречается отрабатываемый звук в
определенной позиции в слове.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2
В сердцевину цветка прикрепляют карточку со слоговой
схемой слова и просят детей из лежащих перед ними
картинками найти ту, в названии которой количество
слогов соответствует данной схеме. Ребенок прикрепляет
картинку к лепестку, объясняя свой выбор и называя
слоги по порядку слове МАШИНА 3 слога: первый
слог МА, второй- ШИ, третий слог НА)
Вариант 3
Перед детьми на столе лежат карточки с предметными
картинками. В сердцевину цветка прикрепляют карточку
с изображение буквы и просят детей найти картинки, в
названии которых встречается звук, обозначаемый данной
буквой. Дети выбирают картинки, называют ее и
прикрепляют к лепестку. Можно предложить детям
определить место звука в слове.
2.5 Дидактическая игра «Слоги»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: учить выделять последний слог в слове и
подбирать слова на этот слог; закреплять навык чтения;
развивать зрительное внимание; воспитывать
коммуникативные навыки, умение детей работать в
соответствии с правилами.
Оборудование: 5 больших карт со слогами, 40 карточек с
предметами.
Правила игры: играет от 2 до 5 детей. Выиграет тот, кто
быстрее других соберет свои карточки с предметами и
правильно объяснит свой выбор.
Ход игры:
1 вариант. Карты со слогами раздаются между
игроками. Ведущий показывает карточки с предметами.
Тот, кому подходит карточка, берет ее себе, объясняет
свой выбор.
2 вариант. Карты со слогами раздаются между игроками.
Карточки с предметами лежат на столе. Игроки
самостоятельно подбирают карточки с предметами, затем
объясняют свой выбор.
3 вариант. (с усложнение). Придумать 2-3 слова с
соответствующим слогом.
2.6 Дидактическая игра «Делим слова на слоги»
Возраст: 6-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: учить выделять начальный слог в слове и
подбирать слова на этот слог; подбирать схемы ударений;
закреплять навык чтения; развивать зрительное внимание;
воспитывать коммуникативные навыки, умение детей
работать в соответствии с правилами.
Оборудование: 4 большие карты с паровозиками, 16
карточек со схемами ударений, 32 карточки с картинками.
Правила игры: выиграет тот, кто быстрее других соберет
свои карточки и правильно объяснит свой выбор
Ход игры:
1 вариант.
Участникам игры раздаются большие карты с
паровозиками. Игроки выбирают подходящие
предметные картинки, проверяют вслух количество
слогов и «сажают» в нужный паровозик (н-р: в слове
«утка» два слога, значит кладем картинку («сажаем» утку
на карту, где изображен паровозик с 2 окошками, и т.д.)
2 вариант. (с усложнение). Добавить на крышу
паровозика схемы ударений и точно также, как со слогами
распределить картинки со словами.
2.7 Дидактическая игра «Игра с вагончиками»
Возраст: 4-7 лет
Цель: закрепление букв, чтение слов.
Задачи: научить подбирать слова на определенную букву,
учить определить количество звука в словах, развивать
зрительное внимание и память, воспитывать умение
прислушиваться к мнению сверстников, работать в
коллективе.
Оборудование: 72 карточки.
Правила игры: Играют от 2 до 6 человек. Выигрывает
тот, кто быстрее составит свой паровозик.
Вариант1. Раздать карточки с паровозиками детям
поровну. Затем показывать поочередно карточки с
вагончиками. Если картинка начинается на тот звук,
который на паровозике, участник игры берет ее себе.
Когда все 5 карточек на определенный звук будут
собраны, нужно расставить вагончики по порядку в
зависимости от количества звуков в словах (сначала с 3
звуками, затем с 4.5.6.7)
Варианты игр с усложнением.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2: предложить ребенку из всех карточек выбрать
только те, названия которых состоят из 3 звуков (4, 5 и т.
д)
Вариант 3: разложить перед ребенком несколько
вагончиков с картинками на разные звуки, предложить
запомнить их. Попросить игроков отвернуться. Затем
убрать 1-2, добавьте 1-2 новые, поменять местами.
Спросите ребенка, что изменилось.
Вариант 4. Ведущий смешивает все карточки, игроки
должны вернуть их в свою цепочку. Каждый игрок
придумывает свою историю.
2.8 Дидактическая игра «Звуковое домино»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: учить детей выделять первый гласный звук в
слове; расширять и активизировать словарь. Развивать
зрительное внимание. Воспитывать коммуникативные
навыки, умение детей работать в соответствии с
правилами.
Оборудование: 25 предметных картинок.
Правила игры: играют от двух до пяти игроков.
Выигрывает тот, кто первый выложит все карточки. Кто
быстрее выложит дорожку
Ход игры:
Вариант 1. Карточки выкладывают обратной стороной
вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет себе по
пять карточек. Если игроков меньше пяти, то оставшиеся
карточки – это «банк». Первой выкладывается карточка с
картинками, в названии которых первый звук
одинаковый. Игрок, который нашел у себя такую
карточку, выкладывает ее. Следующий игрок может
положить карточку слева или справа, так, чтобы на этой
карточке была картинка с тем же гласным звуком. Если у
игрока нет подходящей карточки, он может взять
карточку из «банка». Если игрок взял подряд две
карточки, и среди них нет подходящей, ход переходит к
другому игроку.
Вариант 2 (с усложнением). Играют от одного трех
игроков. Игрокам выдается по одной карточке,
помеченной звездочкой. Остальные карточки на столе
картинками вверх. Игроки выкладывают дорожки из
карточек, выбирая карточки так, чтобы на картинках
рядом лежащих карточек первый звук был одинаково.
Словарь: ухо, учительница, улей, утюг, улитка, утка,
утенок, игрушки, индюк, индеец, иголка, осень, овощи,
автобус, аист, ананас, апельсин, акула, аквариум,
избушка, эскимо, экскаватор, остров, обувь, обруч, овцы,
осы.
Кубы «Шашлычки»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
закреплять умение детей определять наличие или
отсутствие заданного звука в слове, определять место
звука в слове и характер звучания (по твёрдости,
мягкости), закрепить умение составлять слова из
выделенных звуков, читать слова; развивать умение
определять количество слогов в слове. Воспитывать
коммуникативные навыки, умение детей работать в
соответствии с правилами.
Оборудование: на стержень нанизаны четыре кубика,
на гранях которых прикреплены предметные картинки.
Правила игры: в игре принимает участие от 2 до 6
человек. Выигрывает тот, кто правильно найдет карточки
на гранях кубиков.
Ход игры:
Ребенок имеет возможность вращать кубики, выбирая
нужную картинку, в зависимости от цели игры.
Вариант 1: «Найди картинку»: педагог просит
ребенка выбрать кубики с картинками, названия которых
начинаются на определенный звук (звук находится в
середине, в конце слова).
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2: «Четвертый лишний» - предложить
ребенку выполнить задание – выбрать лишний кубик,
обращая внимание на определенный звук (например,
звук «Р») в названии; выбрать лишнюю картинку на
гранях кубиков.
Вариант 3 «Составь предложение» Найти слово
(слова) на определенный звук, составить с ним
предложение.
Вариант 4: «Слоги» найти картинки, в названии
которых 1 слог (2,3,4 слога)
Вариант 5: «Прочитай слово по первым буквам» На
гранях кубиков назвать первый звук в каждом слове и
составить из этих звуков слово.
Куб «Веселый язычок».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование. Куб, на гранях которого к каждому
артикуляционному упражнению подобрана сигнальная
карточка по названию упражнения.
Ход:
Ребенок подкидывает куб со словами «Крутись, вертись,
на бочок ложись» и выполняет артикуляционное
упражнение, которое появилось на верхней грани куба.
Количество раз определяет обычный игральный кубик.
Куб «Разные слова».
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: формировать правильное согласование
существительного с числительными и прилагательными,
в роде и числе. развивать внимание, мышление;
воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: куб, на гранях куба расположены
предметные картинки.
Правила игры: играют от 2-х до 6 игроков. Выиграет тот,
кто правильно выполнит задание.
Ход игры:
1 вариант. «Скажи ласково»: употребить название
предмета в словосочетании в уменьшительно-
ласкательной форме. Н-р: стакан- стаканчик.
2 вариант. «Посчитай»: согласовать существительное с
числительными 1,2,3,4,5.
3 вариант: педагог читает стихотворение:
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон.
(М. Пляцковский «какие бывают слова»)
А теперь ты не зевай – слово, к слову, подбирай!
«Раз словечко, два словечко»: куб передается под
считалку.
«Раз, два, три, четыре, пять. Будем кубик мы вращать!»
Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб
и выбирает грань, называет картинку. Дети к данному
слову – прилагательному подбирают слова
существительные по ассоциации. Например: «быстрые»
слова – ракета, самолет, тигр, орел; «веселые» слова
праздник, клоун, подарок.
3 Формирование грамматического строя речи
3.1 Дидактическая игра «Говорящие слова»
Возраст: 5-7 лет
Цель: Развитие грамматического строя речи.
Задачи: обогащать словарный запас; развивать навыки
чтения, зрительное восприятие, образное мышление;
воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: карточки с картинками 24 шт., карточки
со словами 48 шт., карточки со словами, состоящими из
двух основ 24 шт.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Выиграет тот, кто
быстрее и правильно соберет слова, состоящие из двух
основ.
Ход игры:
Вариант 1: раздайте детям карточки с картинками
поровну. Пусть назовут предметы, которые на них
изображены, подберут к ним карточки со словами в
красных рамочках, а затем подберут те слова, из которых
они составлены.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2: Можно раздать карточки со словами в
красных рамках. К ним подбирать карточки с картинками
и карточки со словами, из которых составлено основное
слово.
Вариант3: используйте карточки для развития памяти и
внимания. Что изменилось, чего не стало.
3.2 Дидактическая игра «Рассели по домикам»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: упражнять в согласовании существительных
мужского, среднего, женского рода единственного и
множественного числа с местоимениями 3-го лица (он,
она, оно, они). Упражнять в согласовании
существительных мужского, среднего, женского рода с
притяжательными местоимениями: мой мое, моя, мои.
Активизировать словарный запас. Развивать речь,
мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность,
активность.
Оборудование: 4 домика, 32 карточки (8 карточек для
одного домика) с существительными мужского, среднего,
женского рода единственного и множественного числа.
Правила игры: игра предназначена для индивидуальной
работы или с подгруппой детей (от 1 до 4 игроков). В
случае игры с подгруппой детей очередность хода
определяется по считалочке. Игроки не должны
перебивать друг друга, соблюдать свою очередь.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет свои картинки.
Ход игры:
1 вариант. Игровые домики раздаются между игроками,
карточки с картинками лежат в общей колоде. Первый
игрок берет карточку и определяет, подходит ли ему
данная карточка. Если карточка подходит игрок забирает
ее себе, при этом правильно согласует существительное и
местоимение (н-р: лейка- она, моя). Если карточка не
подходит игроку, он кладет ее обратно в колоду. Ход
переходит к другому игроку.
Варианты игр с усложнением.
2 вариант. «Прохлопай слово» - поделить слова на слоги
-р: как -тус).
3 вариант. «Один- много» образовать существительные в
Р.п. множественном числе (н-р: много зонтов).
3.3 Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?
Какие?»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: формировать правильное согласование
существительного с прилагательными в роде и числе.
развивать внимание, мышление; воспитывать
самостоятельность, инициативность.
Оборудование: 5 игровых полей: бумага, дерево, стекло,
металл, пластмасса, 40 карточек с предметами.
Правила игры: играют от 2-х до 5 игроков. Выиграет тот,
чье поле заполнится быстрее всех.
Ход игры:
1 вариант. Игровые поля раздаются между игроками и
обсуждается тематика каждого игрового поля (нужно
собрать все предметы из стекла, бумаги и т.д.). Педагог
показывает маленькую карточку, называет предмет и
спрашивает, кому подходит данный предмет. Тот игрок,
кому подходит карточка, образует словосочетание -р:
стакан из стекла- стеклянный).
Варианты игр с усложнением.
2 вариант. «Скажи ласково»: употребить название
предмета в словосочетании в уменьшительно-
ласкательной форме. Н-р: бумажный стакан- бумажный
стаканчик, пластмассовое ведро- пластмассовое ведерко.
3 вариант. «Посчитай»: согласовать словосочетание с
числительными 1,2,3,4,5. Н-р: 1 металлическая ложка, 2
металлические ложки, 3 металлические ложки, 4
металлические ложки, 5 металлических ложек.
3.4 Дидактическая игра «Кто и что?»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: формировать умение детей правильно ставить
вопрос, совершенствовать умение определять живые и
неживые предметы, формировать навыки
словообразования. Развивать внимание, мышление;
воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: 9 игровых полей, 72 карточки с
предметами.
Правила игры: играют от 2-х до 5 игроков. Выиграет тот,
чье поле заполнится быстрее всех.
Ход игры:
1 вариант. Для игры потребуются карточки с
предметами. Картинки должны отвечать на такие
вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?
Возьмите такое количество карточек, которое игроки
смогут просмотреть за один раз.
Как играем с карточками? Рассмотрите карточку,
озвучьте что на ней изображено, задайте вопрос: «Кто
это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой?». Игроки по
очереди отвечают.
Варианты игр с усложнением.
2 вариант. Игровые поля раздаются между игроками и
обсуждается тематика каждого игрового поля (нужно
собрать все предметы, которые относятся к теме весна, лес
и т.д.). Ведущий показывает маленькую карточку,
называет предмет и спрашивает, кому подходит данный
предмет. Тот игрок, кому подходит карточка, образует
словосочетание -р: Кто это? заяц. Кто- заяц. Он живой.
Что заяц делает? Заяц бежит.
3 вариант. «Скажи ласково»: употребить название
предмета в словосочетании в уменьшительно-
ласкательной форме. Н-р: Заяц бежит- зайчик бежит.
4 вариант. «Посчитай»: согласовать словосочетание с
числительными 1,2,3,4,5. Н-р: 1 заяц бежит, 2 зайца бегут,
3 зайца бегут, 4 зайца бегут, 5 зайцев бежит.
3.5 Дидактическая игра «Развиваем речь»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: закрепить умение называть предмет по
признакам, подбирать действия к предмету, единственное
и множественное число, развитие воображения,
внимания, логического мышления. Воспитывать
коммуникативные навыки, умение детей работать в
соответствии с правилами.
Оборудование: 6 карточек с признаками, 12 карточек, 42
карточки с предметами.
Правила игры: играют от 2 до 4 детей. Выигрывает тот,
кто быстрее соберет карточки.
Ход игры:
Вариант 1. Ведущий берет по одной карточке с
признаками предметов называет признак. Игроки должны
найти среди своих карточек предмет, соответствующий
этим признаку, назвать словосочетание, н-р: огурец
длинный, зеленый.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2. Ведущий называет единственное число
предмета, играющие множественное и наоборот, н-р:
конфета- конфеты.
Вариант 3. Ведущий показывает картинку, игроки
называют предметы в ласкательно- уменьшительной
форме.
Вариант 4. Ведущий показывает картинку и говорит.
«Носки из шерсти какие?» (шерстяные). Придумать
предложение с получившимся словосочетанием.
3.6 Дидактическая игра «Профессии»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи: расширять представления детей о
разнообразных профессиях, их названиях и роде
деятельности; закреплять навык чтения, умение
согласовывать существительное и глагол. Развивать
зрительное внимание, связную речь. Воспитывать
уважение к труду взрослых, умение соблюдать правила
игры.
Оборудование: 16 карточек с предметными картинками,
16 карточек с названиями профессий, 16 карточек с
глаголами.
Правила игры: играют от 2 до 4 детей. Выигрывает тот,
кто быстрее соберет карточки.
Ход игры:
Вариант 1. Карточки с предметными картинками
раздаются участникам. Участники игры находят карточки
с названием профессии и карточку с действиями людей с
их профессии -р: балерина танцует).
Вариант 2 усложнением). Участникам предлагается по
очереди назвать профессии, и инструменты, которые
нужны людям этих профессий.
4. Развитие связной речи
4.1 Дидактическая игра «Что сначала, что
потом»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи: учить определять последовательность событий
по серии сюжетных картинок; развивать словесно-
логическое мышление; воспитывать умение слушать
сверстника
Оборудование: карточки с рисунками
Правило игры: количество игроков: 1-4. Победит тот,
кто быстрее соберет в нужном порядке сюжетные
картинки и правильно расскажет свой сюжет рассказа.
Ход игры:
Вариант 1:
Перед игроками выкладываются карточки с
изображением вверх. Игроки по очереди находят
карточки с изображениями одного сюжета и
раскладывают их в нужном порядке. Каждый игрок
рассказывает сюжет рассказа по картинкам в нужной
последовательности.
Вариант 2: «Найди ошибку» (с усложнением).
Ведущий раскладывает карточки, но с ошибкой.
Участники игры должны найти ошибку.
4.2Дидактическая игра «Логический поезд»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие у детей связной речи,
Задачи: обогащать словарь и запас знаний об
окружающем, устанавливать ассоциативные связи между
предметами; развивать логическое мышление, фантазию;
воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе
сверстников.
Оборудование :1 паровозик, 85 вагончиков.
Правила игры: выигрывает тот, кто больше составит
вагончиков.
Ход игры:
Вариант 1: Раздайте картинки участникам игры.
Договоритесь, кто за кем будет ходить. Скажите детям,
что из вагончиков нужно собрать поезд. Вагончики
крепко держаться крепко за друг друга. Но так как это не
обычный поезд, а логический, то нужно найти и
объяснить связь между картинками вагончиками.
Например. первый вагончик сапоги, значит за ним можно
поставить тучку (сапоги надевают в дождливую погоду ,
или мяч ( сапоги и мяч резиновые ), или кита ( сапоги и
кит синего цвета ). Каждый должен объяснить, как он
скрепляет вагончики.
Варианты игр с усложнением.
Вариант 2: Ставить рядом можно любое вагончики,
составляют логическую цепочку не только по признакам
предмета, а по любой связи между ними (названия
предметов начинаются на одну букву, или эти слова
имеют одинаковые звуки, или они рифмуются между
собой.
Вариант 3: Играйте так же, как в первом варианте, но
составляйте вагончики, отыскивая не общее, а
противоположности. апример: колючий ежик
пушистый кот) .
4.3 Наглядно- дидактическое пособие «Пересказ
сказки с опорой на наглядность»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие связной речи.
Задачи: учить детей составлять сказки по сюжетным
картинкам, вспоминать знания сказки и пересказывать
знакомую сказку; развивать зрительное внимание,
мелкую моторику, творческое воображение; воспитывать
интерес к сказке.
Оборудование: веер с картинками из сказок
Правила игры: играют от 1 до 5 человек.
Ход игры:
Вариант1: Участники игры выбирают сказочных героев
из одной сказки и пересказывает сюжет сказки.
Вариант2 усложнением) участники игры выбирают
любых сказочных героев, сочиняют сказку сами.
4.4 Дидактическая игра «Собери пословицу»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи: обогащать словарный запас, развивать внимание,
память воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование: карточки с пословицами, разрезанные на
2 части.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Кто вперед
соберет все пословицы, тот и выигрывает.
Ход игры:
Вариант1: Дети, кто-то перепутал начало и окончания
пословиц. Нужно соединить начало каждой пословицы с
подходящим окончанием. прочитать получившиеся
пословицы.
Подсказка для детей –начало пословицы напечатано с
большой буквы, а вторая часть – с маленькой.
Вариант 2: усложнением) Игроки объединяются в
команды, собирают пословицу, вспоминают литературное
произведение, к которому подошла бы эта пословица или
придумывают сказку ( историю) сами.
Дидактическая игра «Загадай загадку (насекомые)»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи:
- учить составлять описательный рассказ о насекомых с
опорой на алгоритм или самостоятельно.
- Развивать внимание, мыслительные операции;
- Воспитывать усидчивость, умение слушать
собеседника.
Оборудование: карточки с карточки с предметными
картинками.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Выигрывает тот,
кто больше всех угадает загадок.
Ход игры:
Вариант1: Воспитатель загадывает загадки.
Участнику игры, угадавшему загадку, предлагается
объяснить, почему он так думает.
Вариант 2: (с усложнением) ведущий (ребенок) берет
карточку, придумывает и загадывает загадку. Тот, кто
угадал становиться ведущим.
Дидактическая игра «Загадай загадку (овощи и фрукты
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи:
- учить составлять описательный рассказ о насекомых с
опорой на алгоритм или самостоятельно.
- Развивать внимание, мыслительные операции;
- Воспитывать усидчивость, умение слушать
собеседника.
Оборудование: карточки с карточки с предметными
картинками.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Выигрывает тот,
кто больше всех угадает загадок.
Ход игры:
Вариант1: Воспитатель загадывает загадки.
Участнику игры, угадавшему загадку, предлагается
объяснить, почему он так думает.
Вариант 2: (с усложнением) ведущий (ребенок) берет
карточку, придумывает и загадывает загадку. Тот, кто
угадал становиться ведущим.
кт»
Дидактическая игра «Загадай загадку (транспорт)»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи:
- учить составлять описательный рассказ о насекомых с
опорой на алгоритм или самостоятельно.
- Развивать внимание, мыслительные операции;
- Воспитывать усидчивость, умение слушать
собеседника.
Оборудование: карточки с карточки с предметными
картинками.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Выигрывает тот,
кто больше всех угадает загадок.
Ход игры:
Вариант1: Воспитатель загадывает загадки.
Участнику игры, угадавшему загадку, предлагается
объяснить, почему он так думает.
Вариант 2: (с усложнением) ведущий (ребенок) берет
карточку, придумывает и загадывает загадку. Тот, кто
угадал становиться ведущим.
Дидактическая игра «Загадай загадку (игрушки)»
Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие связной речи
Задачи:
- учить составлять описательный рассказ о насекомых с
опорой на алгоритм или самостоятельно.
- Развивать внимание, мыслительные операции;
- Воспитывать усидчивость, умение слушать
собеседника.
Оборудование: карточки с карточки с предметными
картинками.
Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Выигрывает тот,
кто больше всех угадает загадок.
Ход игры:
Вариант1: Воспитатель загадывает загадки.
Участнику игры, угадавшему загадку, предлагается
объяснить, почему он так думает.
Вариант 2: (с усложнением) ведущий (ребенок) берет
карточку, придумывает и загадывает загадку. Тот, кто
угадал становиться ведущим.