Презентация "Золотое сечение. Секрет структурной гармонии в композиции"

Подписи к слайдам:

Секрет структурной гармонии в композиции

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Подготовила Сусекова Н.Д.

преподаватель высшей категории

МАУ ДО «ДШИ №2» г. Воткинска, УР

золотое сечение (золотая пропорция)—

это такое пропорциональное гармоническое

деление отрезка прямой, при котором меньший отрезок

так относится к большему, как больший ко всему

Золотое сечение –

правило пропорции или божественная гармония

А

С

В

АС

СВ

СВ

АВ

=

«ФИ» приблизительно равно 1,618 тысячным

Само понятие впервые использовал Пифагор (6 в до н.э.),

а число золотого сечения получило

«имя» древнегреческого архитектора Фидия - число «фи».

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (около 1485 г.)

Пропорции Венеры в картине выполнены в золотом сечении

Золотое сечение в живописи

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Золотое сечение в живописи

А

В

С

Освещенная солнцем сосна делит длину картины по золотому сечению.

Взгляд умело направлен на контрастный выразительный центр

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 …..

2 + 3 = 5 3 + 5 = 8 5 + 8 = 13 8 + 13 = 21 13 + 21 = 34

Каждое последующее число

равно сумме двух предыдущих чисел.

Ряд Фибоначчи –

арифметическое выражение золотого сечения

1 – 0,618 = 0,382

13 : 8 = 1,62

Числа Фибоначчи – элементы числовой последовательности

Названы в честь средневекового математика Леонарда Пизанского,

известного как Фибоначчи

21 : 34  =  0,617 34 : 55  =  0,618

5

4

3

2

0

1

5

4

2

1

3

0

0

1

Основа золотого сечения

Главные центры композиции

построены по золотому сечению в стратегических точках 3 и 2

Применение чисел Фибоначчи

в создании декоративной флористической композиции 2:5 или 3:5

Упрощенный метод построения формата композиции

от квадрата по золотому сечению

Стороны его находятся в соотношении 1:1,618 друг к другу

Золотой прямоугольник

Он известен как одна из наиболее визуально совершенных из всех геометрических форм

Правило третей — это метод,

который предполагает разделение композиции на девять равных частей.

Деление проводится двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга

Правило третей считается упрощенной версией закона о золотом сечении

Правило третей

Линии золотого сечения и диагонали на картине

Правило третей очень часто используют при построении композиции пейзажей.

На данной картине художника Левитана линия горизонта

расположена по верхним линиям третей. Для создания более уравновешенной сцены основная масса березок и реки в пейзаже расположены в противоположных секциях

Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 г.

Правило третей в живописи

Наиболее важный элемент изображения

располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения,

то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого

Правило золотого сечения

Линии и точки зрительных центров по золотому сечению в картине

3

1

4

2

Основная функция правила третей – создание асимметричной композиции.

Асимметрия и противовес элементов создают динамичную картину

1

2

4

3

Две лучших «силовых точки» - верхняя и нижняя правые, потому что глаз «входит» в картину с нижнего левого угла,

идет к центру и достигает правой «Золотой середины»,

где прекращает смотреть на «Центр Интереса»

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу». 1889 год

Золотое сечение в живописи

Изображение медведя в картине расположено в нижней точке конфликта,

в соответствии с правилом золотого сечения.

Линия освященной поляны бугорка заканчивается по нижним линиям третей

Линии и точки покоя и равновесия изображения в картине

1

2

9

4

3

5

8

6

7

Пример сочетания симметрии и золотого сечения

в русских иконах

Статическая симметрия в иконе характеризует покой и равновесие. Горизонтальная точка, как бы поднятая в верх изображения на место конфликта (треть), говорит о «возвышенности», «оторванности от земли»  

Владимирская икона Божией Матери, XII век

Андрей Рублев «Троица» (1420-е г.)

Проанализируйте и опишите.

Как используются

линии золотого сечения

в работе А. Рублева «Троица»?

Ангелы расположены на 1/3 расположения от краев картины,

символизируя таким образом равенство Лиц в Пресвятой Троице.

Высота среднего ангела относится к высоте боковых ангелов, как их высота

относится к высоте всей иконы

Чаша находится в центре изображения по вертикали - являясь неколебимой опорой и центром - и одновременно - в конфликтной точке (треть композиции) по горизонтали. Чаша находится внизу, «в этом мире», - именно здесь происходит Таинство.

Симметрия неполная и золотые пропорции в линейном построении «Троицы» А.Рублева

Иванов А. «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.

Как используются линии золотого сечения в работе Александра Иванова «Явление Христа народу?»

Фигура Христа находится не только на линии пересечения третей, но еще и все геометрические линии, повороты тел, движение взглядов - все направлено к Нему.

Линия горизонта проходит строго по верхней смысловой линии, за фигурой Христа,

как бы подчеркивая позицию автора, что все события, связанные со Христом происходят именно здесь, на земле.

Золотые пропорции в линейном построении композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу»

Суриков В «Боярыня Морозова». 1884-1887 гг.

Как используются линии золотого сечения в работе Василия Сурикова

«Боярыня Морозова»?

Золотые пропорции в линейном построении композиционно-ритмического строя картины

Сурикова В. «Боярыня Морозова». 1884-1887 гг.

Точка «золотого сечения» приходится строго на голову главной героини,

ее поднятая с двумя перстами рука также входит в «область золотого сечения.

В нём, и именно в нём — величайшая сила Морозовой.

Движение в картине справа налево символизирует «покидание»,

«оставление» героями полотна

Пукирев В. «Неравный брак». 19 век

Золотое сечение

в живописи

Строго в центре жених.

Его голова находится в конфликтном

месте третей.

Орден на его груди попадает в самый

центр картины, символизирует не только его статус и власть, а и право, получить «награду» за свои заслуги.

 

 

Самая активная кульминационная

точка золотого сечения приходится на венец на голове невесты.

Уровень глаз невесты находится

в конфликтной (динамической)

симметрии относительно ее руки и руки священника с кольцом (выделено прямоугольниками).

Священник занимает центральную симметричную 1/3 левого края.

Он в общем-то, не причем, поэтому принципиально не освещен фронтальным светом –

таким образом - это «чистый» символ.

Именно по его «благословению» произойдет величайшая несправедливость. 

Его поднятая свеча

конфликтует с опущенной свечой

невесты, находящейся также в зоне

золотого сечения.

Таким образом,

математические закономерности помогают

выстраивать картину так,

чтобы она выглядела гармонично и красиво,

а зритель сразу обращал внимание на главное

Выбрав формат листа,

расчертите его в пропорции золотого сечения.

Используйте эти линии,

чтобы разместить на них значимые элементы композиции.

Это придаст вашей картине гармоничную структуру и упорядоченность