Как написать сценарий чего угодно?
Как написать сценарий чего угодно?
Автор: педагог- организатор
Коновалов Евгений Александрович
Кемерово 2020
С чего начинается работа над сценарием? Как из по-настоящему хорошей
идеи сделать качественную сценарную историю?
КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть первая: РАЗРАБОТКА ИСТОРИИ
Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного
представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В
таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается
грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда». Вот наиболее
распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не
владеете технологией создания сценария:
1. Вы имеете хорошую идею, но никак не можете разработать на её основе
интересную историю.
2. Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но дело всё равно не
движется с места.
3. Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что вам не хватает
«системы».
4. Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и вдруг вы
осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся всё
переписывать!».
Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных
этапов:
1. Разработка ИСТОРИИ. На этом этапе создаётся сама история: главные
события, персонажи и конфликты.
2. Написание ПОЭПИЗОДНОГО ПЛАНА (или «поэпизодника»). На этом
этапе тщательно прорабатываются все ключевые детали и сюжетные ходы.
В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории.
Конечно же, в первую очередь Вам нужно:
a) Точно определиться, о чём Вы будете писать;
b) Записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях. Например, у
вас давно крутиться в голове мысль – написать сценарий фантастического
триллера «Мир насекомых».
Ну что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать:
«Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная
корпорация придумывает новый вид развлечений под названием «Мир
насекомых». Описание развлечения:
а.) в огромном, заброшенном парке водится бесчисленное множество
насекомых;
б.) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают
микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру
являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного
человека;
в.) суть развлечения заключается в охоте на «гигантских» насекомых.
Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в
парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований.
Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из
вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».
Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение
которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно,
то ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг
называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее
содержание чего-либо. Например, исходя из обозначенной выше идеи о
выживании в мире насекомых, основное, что нам нужно исследовать – это
насекомые, развлекательные шоу, выживание в трудных условиях (например,
в джунглях) и тому подобное. Исследуйте выбранную тему вдоль и поперёк –
читайте книги, штудируйте справочники, бороздите просторы интернета,
смотрите фильмы, собирайте фотографии и видеосюжеты, но соберите
максимум нужной вам информации.
Важно: на этом шаге записывайте ВСЕ идеи, которые приходят вам в голову.
Бывает такое, что та мысль, которую вы записали «на всякий случай», в
дальнейшем приводит вас к гениальному сюжетному повороту. Итак,
изучайте выбранную тему, записывайте и сохраняйте всё, что вам хоть как-то
может пригодиться в последующей работе. Этот шаг можно считать
завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы
сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала»
вы будете создавать своё произведение.
И только теперь, тщательно выполнив предыдущие действия, мы подходим к
самому интересному – РАЗРАБОТКЕ ИСТОРИИ. Сначала хочу подчеркнуть
три важных данных, которые необходимо знать и использовать при работе
над любой историей:
1. Нулевым шагом перед разработкой истории идёт определение того, что вы
хотите сказать зрителю своим сценарием, что вы хотите донести до него. В
нашей истории с «миром насекомых» могло бы содержаться такое послание:
«Никогда не отчаивайся, даже если ситуация кажется совсем безвыходной».
2. Следующее, решите какой эффект на зрителя вы хотите произвести.
Например: насмешить до слёз, поднять настроение, вдохновить, поразить
масштабами происходящих на экране событий и т.д.
3. В процессе написания истории необходимо записывать всё, что приходит
вам в голову (следуя шагам описанным ниже). Не пренебрегайте идеями, так
как лучше потом 50% написанного материала вырезать, чем жалеть, что «зря
я ту идею не записал, сейчас бы пригодилась». И теперь я представляю
вашему вниманию всю технологию разработки истории по шагам. После
каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир
насекомых».
СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:
ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ
СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться
победителем. Центральная ситуация – это то, вокруг чего строится вся
история.
ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница
отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир
насекомых» с целью получить необходимый материал для своих опытов.
Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с реальным миром и
руководством развлекательной корпорации – их датчики и рации не
работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и
невредимыми.
ШАГ 2. Создайте ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Основное, что вы должны знать на
данном этапе работы – персонаж строится на его целях и намерениях. Можно
много говорить о его характере и увлечениях, но сейчас главное – над
достижением какой цели он будет работать в вашей истории.
ПРИМЕР: Назовём главного героя – Стив. Его основная цель в сложившейся
ситуации – остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира
насекомых».
ШАГ 3. Затем опишите уровень его «пробивной силы» или, другими
словами, сколько энергии и настойчивости он готов вложить в
противостояние противникам и обстоятельствам.
ПРИМЕР: Стив готов на всё ради спасения – то есть «победить или умереть в
атаке».
ШАГ 4. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что
относится к его способности решать проблемы).
ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о
насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень
умен и способен быстро анализировать ситуации.
ШАГ 5. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в
достижении целей (это может быть как прибор, приспособление,
оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).
ПРИМЕР: Отправляясь на исследования, Стив захватил с собой подробный
справочник о насекомых. Также руководством развлекательной корпорации
ему и его помощнице было выдано оружие для охоты на насекомых и
противоядие для излечения возможных заражений (через укусы).
ШАГ 6. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану»
для главного героя. Его внутренний конфликт, по поводу чего он переживает
и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и
понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным.
Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете
взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему
душевную рану (если у него ещё такой нет). Вы будете удивлены, как ваш
герой на глазах станет «трёхмерным».
ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он
пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное
исследование в мире насекомых.
ШАГ 7. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать
весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.
ПРИМЕР: Стив очень любит насекомых и обнаруживает, что даже при
самообороне ему трудно их убивать.
ШАГ 8. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, то есть того человека
(существо), который будет противостоять главному герою. Создавайте его
так же, как описано в шаге два.
ПРИМЕР: Антигероем является парень по имени – Майкл. Он оказывается
любовником жены Стива, и, к несчастью, одним из владельцев
развлекательной корпорации «Мир насекомых». Его цель – любыми
способами в тайне от своей любовницы (т.е. жены Стива) уничтожить Стива,
он же и подстраивает внезапное отключение датчиков и раций.
ШАГ 9. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть
непредсказуемым, хитрым и способным.
ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом
находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых», в который
попали Стив и его помощница. Майкл знает все нюансы этого мира и может
оказывать прямое влияние на происходящие там события.
ШАГ 10. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному
герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ
сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать, и в
конце фильма вспыхнет ярким всепожирающим огнём, поставив под вопрос
жизнь и будущее главного героя.
ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то
время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою
беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже
знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. Также он хочет
жениться на Мэри. Для этого он делает всё, чтоб Стив якобы случайно
«исчез».
ШАГ 11. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей,
которые мог бы создать антигерой для главного героя.
ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных
насекомых и создавать для него природные катаклизмы. Также он направляет
поисковую группу, которая разыскивает Стива, по ложному пути. Поисковая
группа – это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за
влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы
«случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.
ШАГ 12. Разработайте остальных персонажей, как описано в шаге два. Все
они делятся на друзей и врагов главного героя. Каждый должен будет как-то
повлиять на развитие сюжета. По определению – друзья помогают в
достижении целей, а враги мешают.
ПРИМЕР: Жена Стива, она же любовница Майкла – Мэри. Её цель, после
исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего
она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла. Помощница Стива –
назовём её Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, т.к. не в её
принципах разбивать семью. Во время их нахождения в «Мире насекомых»,
она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье, и что,
кроме этого, он подозревает, что у его жены есть любовник. Джулия решает
для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель – не
только спастись из мира насекомых, но и выйти за Стива замуж.
ШАГ 13. КАЖДАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ: начало,
середину и конец. После того, как вы выполнили все предыдущие шаги, вы
можете обрисовать каждую из этих трёх частей сценария хотя бы в
нескольких предложениях. На данном шаге особенно важно точно решить,
каким будет конец. Точное знание конца истории – это один из секретов
эффективной проработки ВСЕЙ истории.
ПРИМЕР: Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не
предвещает никаких улучшений. Стив замкнут в себе, и работает над своим
новым исследованием. Мэри уже давно не интересуется Стивом и её
раздражает его работа. На стороне у неё развивается бурный роман с
Майклом. Он очень богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно
женщине для счастья. Стив подозревает о связях жены на стороне и, пытаясь
спрятаться от мыслей об этом, отправляется проводить биологические
исследования в «Мир насекомых». Он берёт с собой Джулию. Середина: У
Стива и Джулии перестают работать датчики и рации. Начинают
происходить непредвиденные и опасные события. Они никак не могут
связаться с руководством корпорации. Мэри начинает беспокоиться об
исчезновении Стива, просит Майкла, чтобы он лично занялся его поисками.
Мэри знает, что она беременна от Майкла и принимает решение – развестись
с мужем и выйти замуж за Майкла. Но хочет сделать это только после того,
как найдёт мужа и попросит у него прощения. В это время Стив и Джулия
воюют с опасными насекомыми. После долгих поисков Стива и Джулии
поисковой группой, Мэри решает лично отправиться на поиски Стива в
«Мир насекомых». Но Майкл не отпускает её и идёт вместе с ней. Перед тем,
как сделать это, он даёт своим помощникам распоряжение следующего
содержания: «От Стива, и его подружки должны остаться только кости к
тому времени, когда мы с Мэри до них доберёмся». Майкл и Мэри
отправляются на поиски, а Стива и Джулию одолевают опасности на каждом
шагу. Конец: Переживая и задавая вопросы Майклу об исчезновении Стива,
Мэри начинает узнавать своего любовника с другой стороны. В «Мире
насекомых» он начинает проявлять себя как жестокий человек, он раздражён
по поводу вопросов Мэри, периодически призывает её бросить поиски Стива.
Она же впадает в депрессию, начинает сомневаться в своём выборе, понимая
истинную ценность супружеских отношений и то, что её нынешний муж и
есть тот человек, который ей нужен. В это же время Стив и Джулия, на фоне
войны с насекомыми, сближаются и понимают, что они идеально подходят
друг другу. В конце концов, Майкл и Мэри находят их. Майкл лично
вступает в борьбу со Стивом, пытаясь убить его. Мери понимает, почему у
Стива и Джулии перестали работать датчики. Кроме этого, на всех героев
нападают специально натравленные насекомые, которые были выпущены
Майклом для убийства главного героя. Джулию ранит смертельное
насекомое, и она начинает умирать, т.к. всё противоядие уже было
использовано ранее. Неожиданно Майкла съедает насекомое во время
разборок со Стивом. Мэри также попадает в лапы насекомого и понимает,
что живёт последние секунды. Видя, как Стив разрывается между ней и
умирающей Джулией, она бросает ему вакцину и просит прощения. Её
съедает насекомое. Стив спасает Джулию, вкалывая ей противоядие.
ШАГ 14. На шаге №11 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь
придумайте несколько второстепенных конфликтов.
ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их
отношений. В конце сценария, Мэри уже конфликтует с Майклом. Стив и
Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать
конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла)
умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что
тут что-то нечисто.
ШАГ 15. Изобретите несколько способов – как сделать так, чтобы зритель
почувствовал неприязнь к антигерою. Как он должен себя вести, что должен
делать для этого?
ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со
Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и
Джулии, устраивая на месте их нахождения природные катаклизмы.
ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно
быть такое наказание, чтобы при его осуществлении зритель ликовал.
Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить
предыдущий шаг (вызвать неприязнь).
ПРИМЕР: Майкла неожиданно для всех съест насекомое, похожее на
чудовище.
ШАГ 17. Опишите – как и чем вы наградите главного героя в конце фильма.
Что он получит в результате своей победы?
ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Найдёт материал для
исследований, который искал всю жизнь, и тем самым воплотит свою
давнюю мечту.
ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это
та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего
сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней.
ПРИМЕР: Насекомые, натравленные Майклом, всё ближе и ближе
подбираются к Стиву и Джулии. Противоядие заканчивается, и шансы
погибнуть возрастают с каждой секундой. Кроме того, с другой стороны
героев настигает глава поисковой группы, подкупленный Стивом, который
лично собирается уничтожить главного героя и его помощницу.
ШАГ 19. Опишите, каким будет изменение героя. Нельзя сказать, что это
необходимый шаг для разработки каждой истории, но такая вещь как
«изменение героя» – это один из секретов того, как вызвать у зрителя
МОЩНУЮ ЭМОЦИЮ и оставить неизгладимое впечатление от просмотра
фильма. Для понимания этого шага вспомните или посмотрите фильмы:
«Человек за бортом», «Красотка», «Матрица», «Особо опасен» или шедевр
сценарного мастерства «Отпуск по обмену», в котором потрясающе показано
изменение сразу нескольких героев.
ПРИМЕР: Изменение Мэри – из капризной, эгоистичной женщины, она
превращается в человека, который спасает жизнь тому, кто этого
действительно заслужил. Даже ценой своей жизни. Изменение Стива – он
начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит
только от него. Он перестаёт плыть по течению и старается установить
контроль над ситуацией, в которую он попал. Он проявляет всё своё
мужество и мужскую силу.
ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия – это еще одна
(второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один
из способов придать дополнительную глубину вашей истории.
ПРИМЕР: Вторая линия – Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт,
что настоящая суть отношений мужчины и женщины заключается в
постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную
минуту.
ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то
научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет
способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё
лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.
ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет
вдохновлять его и открывать для него новые истины.
ШАГ 22. Определить – какой образ жизни главный герой покидает, и в какой
вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение).
Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.
ПРИМЕР: Из тихого кабинета – в реальную опасную жизнь.
ШАГ 23. Создайте загадочную и захватывающую ЛЕГЕНДУ (другими
словами – предысторию). Это какой-то миф, это «что-то», что произошло
гораздо раньше происходящих в настоящий момент событий, но… то, без
чего события, описываемые в сценарии, не были бы настолько интересными
и завораживающим. Грамотно проработанная ЛЕГЕНДА – один из главных
секретов «полного погружения зрителя в фильм». Чтобы понять, о чём я
говорю, проанализируёте на наличие «легенды» такие фильмы, как: «Гарри
Поттер», «Звёздные войны», «Трансформеры», «Особо опасен», «Матрица» и
«Дозоры». Все эти фильмы содержат ярко выраженную легенду.
ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых,
Джулия рассказывает ему, что из засекреченных источников слышала, будто
по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати
человек в год. Но эта информация мало кому известна и не выносится на
обсуждение и расследование. Куда исчезают эти люди? Может их съедают
насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? Или это не простая
случайность?
Список Литературы
1. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.,1975 г.
2. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых
праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и
культуры. - Барнаул, 2002 г
3. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-
педагогической деятельности клуба.- М., 1988 г.
4.Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста
массовых праздников. Барнаул, 2005 г.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий "Мы любим наш Татарстан!"
- Метод наглядности в преподавании дисциплины «Иностранный язык» в технических образовательных организациях высшего образовани
- Консультация для родителей "Расскажем детям о Великой Отечественной войне"
- Планирование дидактических игр по экологии
- Технологическая карта организованной образовательной деятельности "Сначала зарабатываем-потом тратим"
- Дидактические игры по патриотическому воспитанию