Открытый урок "Начальный этап развития навыков игры на шестиструнной гитаре"
1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное казённое учреждение дополнительного
образования “Детская школа искусств р.п.Жигалово”
(МКУДО ДШИ)
Открытый урок
на тему:
«Начальный этап развития навыков игры
на шестиструнной гитаре»
Лебедев С.Д.
преподаватель музыкального отделения
МКУДО ДШИ
Дата проведения: 23 октября 2015 года
Иллюстратор: Алфёров Дмитрий, учащийся 2 класса.
р.п.Жигалово
2017 год
2
Цель урока: формирование исполнительских навыков на гитаре.
Задачи урока:
1. Освоение исполнительской техники;
2. Приобретение навыков позиционной игры;
3. Продолжение знакомства с музыкальными терминами;
4. Развитие навыка игры в ансамбле на гитаре;
5. Работа над интонацией;
6. Разучивание способа звукоизвлечения апояндо, тирандо;
7. Работа над приемами;
8. Подбор мелодий от разных звуков по слуху.
Оборудование:
1. Гитара шестиструнная.
2. Нотная литература.
3. Наглядный материал.
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представ-
ление учащегося.
2. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.
2.1. Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на гитаре (работа над
двигательным аппаратом):
а) раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса;
б) упражнения на мелкую моторику ( Пухоль Э. «Школа игры на гита-
ре»)
в) супинация и пронация рук и пальцев (В. Макаров «Методика обуче-
ния игре на начальном этапе»)
г) постановка рук ( Таррега Ф. «Школа игры», Сеговия А. «Школа иг-
ры»).
2.2. Разучивание музыкального произведения «Пьеса» А.Иванов-Крамской.
2.3. Работа над ансамблем «Грустный напев» А.Иванов-Крамской.
2.4. Подбор на гитаре и игра по слуху р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
3. Подведение итога учебного занятия.
4. Информация о домашнем задании.
3
Ход урока
Урок проводится с учащимся второго класса, который до поступ-
ления в музыкальную школу не обучался игре на музыкальных инструмен-
тах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка рук – все начато с
«нуля».
Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя
не только приведение аппарата в рабочее состояние, но и приобретение ос-
нов исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний
по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и
применения своих знаний на практике, учащийся не сможет читать с листа
ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки
инструмента.
До первого прикосновения к инструменту, я занимаюсь с учащи-
мися несколько минут гимнастикой, что позволяет полностью организовать
аппарат и подготовить руки к игре на гитаре сочным, красивым звуком.
Стоя:
1. Поднять не напряженные руки вверх, вдох, опустить с наклоном
вниз, выдох (В. Макаров «Методика обучения на начальном эта-
пе»).
2. Смена уровня рук вверх к плечу, опустить вниз.
Сидя:
1. Повороты головы.
2. Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.
3. «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как
медленный, так и быстрый.
4. «Щепотка» быстро и легко.
5. Бросок освобожденной руки на колени ладонью, затем на пальцы.
Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение
культуры игровых навыков.
Упражнения на инструменте.
1. Упражнение для левой руки – ставить пальцы на лады и опускать,
прижимать каждым пальцем свой лад (на одной струне),
2. Упражнение для правой руки ( Таррега Ф, Школа игры на гитаре)
а) предплечье на корпус гитары, опустить кисть, приблизить к
розетке.
б) пальцы параллельны ладам и в расслабленном состоянии по-
ставить i m a на первую струну.
в) согнуть запястье – угол «мостик». «Р» - на шестой струне –
впереди – I, образует «крест».
Опускать и поднимать правую руку на струны несколько раз,
4
чтобы обеспечить наиболее естественную постановку правой ру-
ки.
Разучивание пьесы « Прелюд №7» a-moll М.Каркасси.
Приложение №1 (Фонограмма пьесы)
Задачи:
1. В левой руке соединение пальцев на разных струнах.
2. Соединение с правой рукой.
3. Выучивание наизусть в ритме.
Работа над пьесой «Пьеса» А.Иванов-Крамской.
Задача.
Показ и освоение приема игры «двойное апояндо» по разным струнам,
чередование приема «двойное апояндо» с разными струнами ( методика А.
Сеговии).
Работа над произведением « Грустный напев» А.Иванов-Крамской.
Задача.
Показ и освоение основного приема игры для левой руки – баррэ. (Мето-
дика А. Иванова-Крамского). Упражнения для левой руки – прижимать
баррэ со второго лада по всем струнам. Следить за положением руки и сво-
бодой пальцев.
Отработать переходы на баррэ (туда и обратно) в произведении. Следить
за звуком в правой руке.
А теперь опусти руки и расслабь их. Пусть они отдохнут. А мы поиграем
в Интерактивную игру “Музыкальные загадки”. (Приложение №2).
Вопрос:
1. Что такое ансамбль?
2. Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ан-
самбль двух исполнителей?
Упражнение по методике Ф. Сора «Учитель-ученик».
Исполняем пьесу. При игре дается понятие ауфтакт.
На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Во саду ли».
Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? Подбираем
ее на гитаре от ноты «ля» и «до».
Итак. Подведем итог урока.
С чем мы сегодня познакомились? Какие слова – термины выучили?
Способы звукоизвлечения?
Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль ( два вида дуэта:
учитель-ученик, одновременное исполнение произведения).
5
Домашнее задание:
- Повторять упражнения.
- “Прелюд №7” М. Какасси-выучить на память. Внимательно следить за
положением рук. Играть в едином темпе.
- При разучивании приёма баррэ - (методика Иванова – Крамского) пе-
риодически делать расслабляющие упражнения для кисти левой руки.
- Самостоятельная подготовка за инструментом.
- Подготовить сообщение о творчестве М.Каркасси. (Материал на сайте
https://ru.wikipedia.org/wiki/Каркасси,_Маттео).
Самоанализ урока. Преподаватель: Лебедев С.Д.
Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и много-
гранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способно-
стей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это
приходится учитывать при составлении программ. Правильно подобранная
программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испыты-
вать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.
Ученик второго класса по классу гитары имеет хорошие природные
данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой
профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры на музы-
кальном инструменте, подбору на слух у него нет. Проявляет повышенный
интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток
времени были приобретены первоначальные навыки игры на гитаре. Уче-
ник достаточно усидчив, ответственно относится к учебе, добросовестно
выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой добро-
желательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которо-
го трудно добиться свободы самоощущения.
Тема урока: «Формирование исполнительских навыков на гитаре».
Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект триединой цели
урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику,
отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, вы-
полняя упражнения на различные виды техники и постановку рук. Этот же
вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над
ним ведется с первого урока. Целью этих упражнений является доведение
выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Форма работы: индивидуальная.
Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке.
Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный
запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию:
1. Наглядный
2. Демонстрация упражнений
3. Практический (игра в ансамбле с преподавателем)
6
4. Словесный (сообщение новых знаний)
5. Дифференцированный
6. Анализ
На протяжении урока подчеркивалась связь с жизнью и практикой,
проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.
В работе с учеником я использую дифференцированный подход в
обучении. Этот вид деятельности является стимулирующим фактором в
процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает
творческое начало, творческое мышление и в дальнейшем найдет примене-
ние в профессии, в новых жизненных условиях.
В работе с учеником учитывались его индивидуальные особенности и
стремление познать новое.
Подведение итога урока – обобщающее повторение и закрепление изу-
ченного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка резуль-
тата).
В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к вы-
полнению домашнего задания, которое основано на изученном материале.
Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет
урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует,
помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полу-
ченные на уроке на уровне обобщения.
Методы и формы обучения на уроке соответствовали в целом триеди-
ной цели занятия.
Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание
творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уваже-
нием к личности ученика; доброжелательное отношение педагога и ученика
через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской
обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную си-
стему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на
уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы
первоначальные умения и навыки игры на гитаре, что, несомненно, скажет-
ся на дальнейшем обучении. Ученик заслуживает положительную оценку.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сюжетное рисование для детей дошкольного возраста "«Помнит мир спасённый» «Фронтовое письмецо»"
- Технологическая карта мероприятия с детьми подготовительной группы "Виртуальное путешествие по планетам"
- Развитие фонематического восприятия у дошкольников (упражнения и игры)
- Презентация "Что нас окружает" для детей 2-3 лет
- Технологическая карта урока "Безопасность при пожаре"
- Использование опытов и экспериментов в образовательном процессе ДОУ