Презентация "Творческое развитие личности"
Подписи к слайдам:
Творческое развитие личности
Автор презентации: Евгения Владимировна Рыбак
Творчество
- Творчество основано на желании человека создать что-то, что до тебя никем не было создано. Или, хотя бы сделать по-новому, по своему, улучшить то, что уже существует.
- Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прогрессу, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
- деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
- В современной научной литературе, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п.
- - личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
- - развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);
- - погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
- - создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).
- у человека вырабатываются стереотипы эмоционального реагирования, которые не соответствуют его истинному отношению к происходящему.
- В условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к событиям, ни о каком творчестве говорить не приходится;
- в лучшем случае творчество осуществляется по принципу сублимации (сублимируются не только сексуальные влечения, как считал 3. Фрейд, но все эмоциональные реакции, отражающие истинное отношение человека к жизни).
- пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения;
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;
- непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность и т.д.*
- человек не может вырасти в творческую личность.
- В соответствии с выученными стереотипами, он настойчиво пытается быть счастливым там, где он не может быть счастлив; он «выучен на несчастье»,
- а творчество — это прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования.
- Мотивы и ценностные ориентации
- Стремление актуализировать и периодически усложнять творческие задачи и проблемы.
- Стремление к максимальной творческой самореализации.
- Глубокий творческий интерес к делу.
- Стремление во что бы то ни стало решить поставленную творческую задачу.
- Любознательность.
- Оптимизм, вера в успех своего дела.
- Нравственные качества
- Стремление к нравственному самосовершенствованию.
- Толерантность.
- Нравственная культура.
- Гражданские качества
- Социальная активность.
- Способность отстаивать свои права.
- Демократизм.
- Гражданское мужество.
- Интеллектуальные и деловые качества
- Креативность, творческий подход к делу.
- Компетентность.
- Профессионализм.
- Системность мышления.
- Критичность мышления.
- Рефлексивность мышления.
- Прогностичность мышления.
- Особенности характера и поведения
- Направленность на созидательную творческую деятельность.
- Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы.
- Участие в инновационных процессах и проектах.
- Трудолюбие.
- Способность начатое дело доводить до конца.
- Самоспособности и самопроцессы
- Ясная, глубоко продуманная «Я-концепция» творческого саморазвития.
- Способность к самопознанию.
- Способность к самоактуализации.
- Способность к самоопределению.
- Способность к самоуправлению.
- Способность к самосовершенствованию личностных и профессиональных качеств.
- Способность к творческой самореализации.
- Во-первых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние ребёнка, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
- Во-вторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ребёнок, в какую сторону разовьются его способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость.
- В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
- В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход .
- В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ученика.
- 1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
- 2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических (социально-коммуникативных) технологий;
- 3) рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств социального воспитания и социального образования
- «Ученический уровень» - осмысленное узнавание материала при его предъявлении в готовом виде и решение на этой основе типовых задач.
- Алгоритмический уровень - самостоятельное применение выработанных умений в стандартных ситуациях (воспроизведение информации по памяти для решения типовых задач).
- Преобразующий уровень - решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей.
- Эвристический уровень - решение нестандартных задач, результат умственной работы - личностно-значимое открытие.
- Творческий уровень - постановка проблемы и ее решение, уровень научной работы, результат - общественно-значимое открытие.
- Именно среда обеспечивает легкость вхождения в самостоятельный творческий процесс, получения удовлетворения от результатов и процесса деятельности, меньшую усталость при большей активности и напряжении.
- «Погружение» в в вариативную нерегламентированную среду способствует развитию «творческости», навыков диалогического общения, способностей к самостоятельности, саморазвитию.
- Креативность является свойством, которое актуализируется тогда, когда это позволяет окружающая среда.
- Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды.
- Поэтому для формирования креативности как глубинного свойства, выражающегося в оригинальном видении проблемы, необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.
- временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
- сопряженность творчества взрослого с творчеством детей и других людей:
- отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.
- 1.1. Восхищение каждой идеей ученика, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка; оно предполагает: а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей. 1.2. Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности. 1.3. Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
- 2.1. проблемность, диалогичность, индивидуализация.
- 2.2.Использование интеллектуальных задач, которые невозможно решить обычными способами.
- 2.3. Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.
- 2.4. Принятие различных аспектов творческости
- У каждого существует «ненасыщаемая потребность» в живом общении, потребность слушать других людей, поделиться своими впечатлениями и творческими задумками. Такая среда создает вокруг ученика атмосферу доброжелательности, взаимного интереса и одухотворенности.
- Ребёнок должен «купаться в море музыки, в море поэзии, в море цвета и форм, в море человеческих взаимоотношений».
- Суть педагогического процесса состоит в том, чтобы это «море» было осмысленно педагогом.
- КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА играет исключительно важную роль в творческом развитии личности.
- разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач.
- Его методики очень удобны для использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно выполнять в любое время - например, на прогулке, при поездке в транспорте.
- Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3999
- сбора информации,
- генерации идей,
- анализа идей,
- поиска ресурсов для воплощения идей. Предложенные Боно различные мини-алгоритмы решения творческих задач имеют свое буквенное обозначение (аббревиатуру), которая легко запоминается детьми на английском языке и служит им образной подсказкой при решении задач.
- 1. “Конструкция”
- листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.
- 2. “Три словечка”
- Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, НАРИСОВАТЬ РИСУНОК, используя эти слова. Например:
- Кот летел на самолете за мячом.
- Кот играл мячом в самолете.
- На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
- 3. “Каракули”
- Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть «какой образ видно” выделить его.
- Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:
- Какой? Что такое же? Алгоритм:
- 1. Выбрать объект,
- 2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”
- 3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”
- 4. Вставить слова -связки “….но не...”
- 5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
- 5. “Рисовалка”
- Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо (разное). И смотрим, что получилось.
- 6. “Рифмочка”
- Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.
- огромную роль играет образец – личность наставника-профессионала, на которую ориентируется ребёнок.
- Для организации досуга, успешного обучения, воспитания сам наставник должен быть творческой личностью.
- Создавая вокруг себя атмосферу увлеченности, влюбленности в своё дело, он раздвигает кругозор детей, раскрывает перед ними познавательное, этическое, эстетическое, творческое значение обучения и досуга.
- уровень эмоционального отклика на информацию;
- характер протекания мыслительных процессов (гибкость мышления,
- наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу, критичность, самооценка);
- уровень владения знаниями (полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);
- наличие и характер познавательных интересов (аморфные, стереотипные, широкие);
- отношение к учению в целом (положительное, безразличное, негативное).
- При обсуждении проблемы творческого поведения встает вопрос и о его критериях.
- Под творческим понимают такое поведение, которое характеризуется:
- безоценочным отношением к жизни;
- возникающие жизненные ситуации не воспринимаются как хорошие или плохие, к ним не прикладываются оценочные критерии;
- они воспринимаются просто как ситуации, требующие разрешения, т. е. проблемные ситуации.
- Тем самым они не воспринимаются как результат прошлых действий, как награда или наказание.
- Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Фромм и многих других),
- потребность в самовыражении является одной из основных для человека.
- Но, как и всякая другая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации.
- А для человека адекватными формами удовлетворения потребности являются культурно выработанные средства.
- Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами
- овладение этим является для общества гарантией того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ.
- культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.
- Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону.
- Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста.
- Конструкторы
- Настольные игры
- Наклейки
- Пазлы
- Головоломки
- Исследования и опыты
- Моделирование
- Фокусы
- Эзотерика
- Нумизматика
- Бонистика
- Филателия
- Фалеристика
- Скрипофилия
- Экзонумия
- …
- Сувенирные ложки
- Шитье
- Вышивание
- Вязание
- Плетение
- Картины и мозаика
- Декоративные украшения
- Рамки и багеты
- Фурнитура
- Бижутерия
- Мыло
- Свечи
- Игрушки и куклы
- Гравюры и выжигание
- Кристаллы
- Растения
- Рисование
- Поделки из бумаги и дерева
- Скрапбукинг
- Аппликации
- Оригами
- Спортивные хобби
- Музыкальные инструменты
- Музыка
- Игры и приставки
- Кино
- Путешествия
- Туризм
- Стрельба
- Рукоделие и творчество
- фото
- Коллекционирование
- Кулинария
- Интерьер
- Сад и его дизайн
- Эзотерика
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
- Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 288 с.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
- Матюшкин А. М. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления: Научное творчество. М., 1969.
- Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
- Рыбак Е.В. Творческая группа педагогов дошкольных учреждений как научно-исследовательское сообщество// Теория и практика дошкольного воспитания. №2. – 2012. С. 55-63.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий праздника "День Победы" в старшей группе
- План работы ШМО учителей естествознания на 2019-2020 учебный год
- Финансовая грамотность дошкольников
- Презентация "Классификация овощных культур"
- Воспитание любви к Родине
- Конспект занятия по физическому развитию "Весёлое путешествие в зоопарк" в подготовительной к школе группе