Методическая разработка "Обучение условным знакам спортивной картографии в процессе игры"

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Ростовской области
«Областной экологический центр учащихся»
Методическая разработка
«Обучение условным знакам спортивной
картографии в процессе игры»
2
Методический материал адресован педагогам
дополнительного образования, школьным учителям,
тренерам, работающим в образовательных объединениях
туристской направленности. Предлагаемая игра - «О-
домино» способствует в игровой форме лучшему усвоению
темы «Условные знаки спортивных карт».
Я слышу - я забываю.
Я вижу - я запоминаю.
Я делаю - я понимаю.
Конфуций
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В.А. Сухомлинский
3
Ориентирование – вид спорта, который к девизу
«Дальше, выше, быстрее!» добавляет ещѐ один принцип
«Умнее!» - и именно этим привлекает в свои ряды широкий
круг обучающихся. «Шахматы на бегу» - так условно
называют этот вид спорта. Его преимущество перед
другими видами спорта - это то, что начать заниматься
ориентированием можно в любом возрасте и вне
зависимости от физических данных.
Занятие ориентированием - это общение с природой и с
друзьями-единомышленниками, это здоровый образ жизни,
это возможность развития и реализации своих
способностей, достижения спортивных результатов.
Ориентирование объединяет в себе занятия в аудитории
и увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе,
формирует исследовательские способности и умение
самостоятельно принимать решения. Педагогический
потенциал у занятий ориентированием очень широкий.
Доказано, что педагогу легко работать, когда всем детям
интересно, для каждого ребѐнка на занятиях есть какой-то
стимул:
одобрение руководителя;
удовольствие от игр и от решения каких-то задач,
поставленных педагогом перед детьми;
проведение времени в окружении друзей;
спортивные достижения…и т.п.
Педагог способствует тому, что у его воспитанников, за
счѐт занятий спортом, повышается статус в коллективе
сверстников (школе или дворе). Дети любят выполнять все
действия на результат и, как правило, сильно переживают
поражения и горячо радуются своим победам и это
является основным двигателем и стимулом на занятиях.
4
В детском объединении по ориентированию занятия и
тренировки должны:
поощрять активный и здоровый образ жизни;
удовлетворять потребность в физической и
умственной деятельности;
научить детей понимать карту местности и показать
возможность ее использования в различных условиях;
научить детей восприятию красоты природы и
бережному отношению к ней;
развивать в детях творческое начало и социальное
самосознание.
Умение читать карту и сопоставлять ее с местностью -
один из основных и наиболее трудных для детского
восприятия элемент ориентирования. Для выполнения этой
задачи юным спортсменам необходимо знать условные
знаки, с помощью которых вычерчена спортивная карта.
Иными словами, условные знаки это алфавит спортивной
карты. И чтобы освоить «азбуку» ориентирования,
обучающимся надо помочь выучить эти условные знаки (Рис
1).
5
Рис. 1 Пример условных знаков спортивной картографии
В образовании для более быстрого и успешного
усвоения учебного материала как вид педагогических
технологий используются игровые технологии.
Использование в обучении игровой технологии помогает
решать задачи:
более свободного, психологически раскрепощѐнного
контроля знаний;
безболезненной реакции учащихся на неудачные
ответы;
6
более деликатного и дифференцированного подхода к
учащимся в обучении.
Обучение с помощью игровой технологии позволяет
научить детей:
распознавать,
сравнивать,
характеризовать,
раскрывать понятия,
обосновывать,
применять.
В результате применения игровых технологий у
обучающихся:
стимулируется познавательная деятельность;
активизируется мыслительная деятельность;
самопроизвольно запоминается новый материал;
формируется ассоциативное запоминание;
усиливается мотивация к изучению предмета.
Всѐ это говорит об эффективности обучения в процессе
игры.
«О-домино» – это учебное пособие, имеющее особую
дидактическую направленность, способствующую
ознакомлению и усвоению обучающимися учебного
материала по теме «Условные знаки спортивных карт» ис.2).
Рис.2 Игра «О-домино»
7
Применение в учебном процессе дидактического
материала «О-домино» предоставляет педагогу
возможность оптимизировать этот процесс усвоения. Это
пособие поможет:
познакомить детей с условными знаками спортивных
карт;
ускорить запоминание детьми условных знаков
спортивных карт;
закрепить и проверить у них полученные знания;
развить у обучающихся зрительную память,
внимательность, логику, ассоциативное запоминание;
усилить мотивацию к изучению предмета.
Правила игры в «О-домино» схожи с классическим
вариантом игры в домино. Прямоугольные фишки,
разделены полосой на две половины, на одной из них
расположены условные знаки в виде рисунка, на другой
написана одна из семи категорий, к которым относится
условный знак. Фишек должно быть минимум 54 штуки,
максимум не ограничен зависимости от количества
участников).
8
Основные правила игры
оптимальное количество участников 3 - 8 человек;
все участвующие в игре получают по шесть фишек,
остальные фишки находятся в «банке», лицевой
стороной вниз. В зависимости от количества
участников игры можно увеличить (уменьшить)
количество раздаваемых фишек;
игрок, у которого есть фишка с парными элементами
(т.е. нарисованный условный знак на одной
половинке фишки относится к написанной на другой
половинке фишки категории условных знаков),
начинает ход первым. Возможны другие условия
первого хода;
ход переходит к игрокам по часовой стрелке.
Остальные участники по очереди выкладывают свои
фишки, прислоняя к рисунку условного знака надпись
категории, к которой относится знак, или, наоборот, к
надписи категории условных знаков - рисунок знака
9
из этой категории. Кроме этого обучающийся должен
назвать конкретный условный знак, изображѐнный на
фишке, которую он выкладывает. Если ребѐнок
испытывает затруднения, педагог предлагает дать
ответ другим обучающимся;
если у кого-то из игроков нет фишки с нужной
картинкой условного знака или надписью категории
условных знаков, то он берет фишку из банка, если и
она не подходит, то ход переходит к следующему
игроку, если фишки в «банке» закончились, игрок
пропускает ход;
игрок, у которого раньше всех закончатся фишки,
становится победителем. Он получает столько очков,
сколько фишек осталось у остальных участников на
момент окончания игры.
Правила игры могут варьироваться и определяются
соответственно уровню знаний играющих и их возрасту.
Рис.3 Пример одного из видов игры «О-домино»
10
Например, педагог на начальном этапе может сам
озвучивать названия условных знаков, или, если участник
игры затрудняется с ответом, дает ошибочный ответ, то
педагог дает возможность ответа другому игроку, который
первым поднял руку. При правильном ответе это игрок
получает право внеочередного хода. Возможен другой
вариант игры, построенный на визуализации (Рис.3).
«О-домино» - это не только чисто механическая игра, а
занятие, требующее логического мышления. Игра проста,
познавательна, полезна, увлекательна и компактна.
Разработчик:
Марченко Н.П., педагог-организатор ГБУ ДО РО ОЭЦУ
Ростов-на-Дону
2019