Методы и приёмы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
«Методы и приёмы развития чувства ритма
у детей дошкольного возраста»
Выполнила: Гилемханова Нурия Фаритовна
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)
Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие
музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов,
помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных
звуков;
ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности
звуков, пауз.
Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не
выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно,
используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и
моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу
интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать,
правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком.
Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во
взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития
чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры.
Используя игры и упражнения, я решаю следующие задачи:
1. Развитие у детей звуковысотного, ладового чувства, динамического, тембрового слуха, чувства
ритма и метроритмического чувства.
2. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.
3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
4. Развитие речедвигательной координации.
5. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.
6. Помочь детям через музыкально-речевые игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её
чувственно.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать
хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и
темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и
доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и
эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют
подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.
В работе с детьми я использую следующие методы и приёмы развития чувства ритма:
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по
бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в
элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой,
отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы
ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в
русском фольклоре.
Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
2. Ритмические игры «Эхо – ответ».
В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала
ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой
ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной
целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление
речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и
движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с
выраженной интонационной и ритмической стороной.
4. Игры с палочками (клавесы).
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с
развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации
движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
5. Ритмические игры с предметами.
Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в
соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.
6. Ритмические цепочки.
Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений:
произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям
хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в
исполнительство на музыкальных инструментах.
7. Ритмические партитуры.
Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере
графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и
восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический
слух и внимание.
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на
шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных
звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них
улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических
движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы моей системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в
увлекательную музыкально-эстетическую игру.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его
помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях.
Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому
занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный
опыт.
Список информационных источников
1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н.
Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.
2. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова,
И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е.А. Медведевой //
М.: Издательский центр «Академия» 2002.
3. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в
детском саду. / Н.В.Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.
4. Ратнер, Ф.Л., Юсупова Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями
в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, Ю.А. Юсупова // М.: Владос, 2006.