Профессия - шахматный тренер

1
Профессия - шахматный тренер
Авдонин Максим Сергеевич,
педагог дополнительного образования
ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум»
Публикация посвящена одной из важнейших проблем современной методики
преподавания на примере профессии шахматный тренер. В публикации сделаны попытки
обобщить имеющийся опыт по данной проблеме и наметить пути её разрешения.
Цель работы: формирование представления о профессии шахматный тренер на
основании личного опыта.
Задачи:
- изучить шахматную литературу по данной проблеме;
- выявить показатели и факторы, от которых зависит скорость прогресса молодого
одарённого шахматиста;
- научить своих воспитанников самостоятельно мыслить.
Тренер играет огромную роль в жизни шахматиста. Фактически он создает
фундамент для дальнейших успехов. Сейчас популярно такое мнение, зачем нужен
вообще тренер по шахматам, если есть обучающие видео курсы, программы, книжки,
которые могут научить вас абсолютно любому аспекту шахмат. Это все бесспорно
отличные возможности для саморазвития, но без тренера мало у кого получается не
затеряться в потоке информации.
Более того ни одна шахматная программа (например - Chess Assistant) не сможет
психологически подготовить ребёнка к турниру. Тренер по шахматам это, прежде всего,
отличный психолог, и он понимает, что именно нужно конкретному ученику, над чем
нужно работать, и какие части шахматной партии нужно улучшить. Ни одна обучающая
книга, программа или даже шахматный компьютер не подскажет вам слабые стороны,
которые необходимо улучшить. Конечно, мы можем сами попытаться понять, что именно
у нас хуже получается, и как все нужно исправить, но объективную оценку игры мы, к
сожалению не готовы дать. Со стороны виднее, как говорится. А если представить, что
оценку дает профессиональный тренер по шахматам, то вероятность построения
правильного плана действий и работа над самосовершенствованием начинает приобретать
совсем другое содержание.
1
Тренер может помочь своим ученикам ускорить процесс развития умственных
способностей, фантазии, памяти, сформировать сильные черты личности, такие качества
как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение и многое другое.
Процесс повышения уровня игры шахматиста, как я полагаю, не зависит от его
возраста. Скорость, с которой прогрессирует начинающий шахматист, зависит от
следующих показателей:
- его окружения и наследственности;
- целеустремлённости;
- в последнюю, но не меньшую очередь от экономических условий, в которых он
находится.
1
Роль тренера в жизни шахматиста [Электронный ресурс] [сайт] [2012].
URL:http://chessguide.ru/lang/ru/rol-trenera-v-jizni-shaxmatista/.
2
Из этих трёх элементов окружение и наследственность, является главным
фактором. Здесь нужно учитывать два обстоятельства: во-первых, где живёт шахматист, в
удалении или вблизи от центров шахматной жизни, и, во-вторых, насколько атмосфера, в
которой он существует, пропитана шахматами.
Молодой шахматист будет медленно совершенствоваться в том случае, если он
живёт в месте, удалённом от центров, где его вид спорта хорошо развит. Не находя
соперников своего уровня, которые побудили бы его упорно работать над своим
совершенствованием, он не научится бороться и не сумеет правильно использовать
«подручные средства» каждого любителя шахмат, как то книги и журналы, чтобы понять,
куда движется шахматная мысль. Помимо практики, абсолютно необходимо для
внутреннего совершенствования иметь минимальный набор знаний об игре (понятия о
дебютах, значения борьбы за центр и, прежде всего, принципах разыгрывания окончаний).
Но помимо шахматной атмосферы, очень сильно влияет на темпы развития
дарований юного шахматиста «среда его обитания» (семья, учебное заведение и прочее).
Определяющими являются следующие факторы:
- родители могут быть против шахмат. Аргументы при этом приводятся самые
разные: «страсть», которой способен воспылать к игре их ребёнок, может помешать учёбе;
долгое неподвижное сидение за доской не подходит возрасту, не полезно для здоровья и
так далее. Эти возражения, даже если они и не приведут к исчезновению интереса к
шахматам, снизят энтузиазм одарённого ребёнка и замедлят развитие его природных
способностей;
- невнимание родителей и отсутствие интереса у окружающих к победам ребёнка,
его надеждам пагубно скажутся на его успехах и дальнейшем развитии. В этих
обстоятельствах результат зависит от желания, упорства, степени интереса к игре и
увлечённости другими занятиями, более привлекательными для молодого человека его
возраста на данном этапе развития личности.
Но идеальная ситуация складывается, когда ребёнок находит понимание у своей
семьи, которое может опираться на:
- признание того, что игра в шахматы способствует умственному развитию;
- первые успехи, которые могут обоснованно или нет привести родителей к
мысли о том, что их ребёнок является «вундеркиндом»;
- в некоторых случаях соображения материального свойства. В этом случае
ребёнок или юноша может оказаться в опасном положении: дело в том, что в шахматах,
как и в других жизненных сферах, опасно форсировать события, стремясь добиться успеха
и славы.
С. Г. Решевский был ярким примером такого «вундеркинда». К счастью для него,
его родители оказались умными и вовремя удалили малыша из пагубной атмосферы
выступлений перед публикой, жаждавшей красивых ходов и чудес на шахматной доске,
всего того, что выходит за рамки обыденного. Прекратив публичные профессиональные
выступления в возрасте 13 лет, ребёнок нормально развивался, не потеряв свой большой
талант. Когда он вернулся на арену шахматных сражений на международном уровне в
возрасте 24 лет, ему потребовалось всего два или три года, чтобы завоевать себе
репутацию одного из сильнейших шахматистов мира.
Всё, что мы знаем о детских и юношеских годах Х. Р. Капабланки, говорит в
пользу того, что он жил в условиях крайне благоприятных для развития его
исключительных способностей:
- его дядя и отец играли в шахматы, и это позволило им распознать удивительные
дарования ребёнка;
- шахматная атмосфера, царившая на Кубе и подогретая матчами на первенство мира
между В. Стейницем и М. И. Чигориным, а затем и Гунсбергом, подвигли общество на
поддержку национального таланта. Лично я убеждён, что если бы родители не
3
ограничивали Х.Р. Капабланку, он бы достиг тех же результатов и успехов в детстве, что и
С. Г. Решевский. Доказательством тому служит выигрыш Х. Р. Капобланкой в возрасте 11
лет матча у Корсо, тогдашнего чемпиона Кубы.
2
Многие тренеры уже в начале работы с юными шахматистами, вместо того
чтобы прививать им вкус к комбинационной игре, заставляют своих воспитанников
разыгрывать спокойные варианты «Защиты Каро-Канн», «Славянской защиты». Нет
нужды доказывать суть подобной методики обучения, ограничивающей полёт
фантазии молодых шахматистов и противоречащей закону педагогики идти от
простого к сложному.
Приобщаясь к шахматам, дети рано начинают тяготеть к комбинации. Они
испытывают большую радость, когда на доске, хотя бы на миг, создаётся необычное
положение фигур, где, скажем, конь становится сильнее ферзя или в результате,
пусть одноходовой, жертвы наносится двойной удар, восстанавливающий
материальное равенство. Такая комбинация нередко является для ребёнка самоцелью.
Никаких дополнительных требований он к ней не предъявляет. Она может не только
улучшить позицию, но даже ухудшить её, и тем не менее притягательная сила
комбинации столь велика, что юный шахматист всё равно на неё пойдёт.
Один десятилетний мальчик с необычайным упорством начинал все партии
следующим образом: 1. E 4 - e 5 2. К f 3 - К c 6 3. C c 4 - C c 5 4. Ф e 2.
Трудно догадаться, что этот бессмысленный по первому впечатлению ход
подготавливает комбинацию. И действительно, в ответ на естественное 4. К f6
белые продолжали 5. С: f 7 + (значит, ход 4. Ф е 2 не был столь уж бессмысленным) 5.
… Кр: f 7 6. Ф с 4 +, отыгрывая слона. Несколько раз его противники находили
правильное возражение: 6. … d 5 7. Ф: с5 - К: е 4 8. Ф е 3 - Л е 8, после чего
выяснялось, что позиция белых очень плоха. И всё же следующая партия начиналась
точно таким образом.
Комбинационное зрение проявляется в юном возрасте, и дети быстро замечают
и осуществляют случайно подвернувшиеся комбинации. Но подготовить комбинацию
им трудно. Это связано с тем, что в комбинации главное понять мотив, а это приходит
с опытом. Жертвы, которые мы приносим во имя атаки, должны соответствовать
ожидаемому результату.
Такое умение приходит в двенадцать-четырнадцать лет вместе с пониманием
основных законов позиционной борьбы. Не надо забывать и то, что фантазия
развивается постепенно по мере ознакомления с типовыми комбинациями, а на всё
это требуется время.
После начальной подготовки моих воспитанников мы плавно переходим к
основам позиционной игры, которая является целью моей тренерской работы. Это
результат, к которому должен стремиться любой шахматист, только делать это нужно,
когда заложен фундамент умение комбинировать.
В комбинации главное идея, а в позиционной игре план. Если наш подход к
тренерской работе даст результат, то мои ученики научатся универсальному стилю
игры, которым обладали немногие корифеи прошлого. Универсальный стиль игры
это сочетание и чувства позиции и умение в нужный момент провести красивый
шахматный шедевр.
2
Алёхин А.А. Шахматные лекции. – М.: «RussianCHESSHouse» / Русский шахматный дом», 2012.
128 c. (Шахматный университет).
4
По моему мнению, примером универсального стиля игры является Р. Д. Фишер.
Он для меня остаётся самым великим шахматистом всех времён и народов. Вот одно
из его высказываний: «Истинная красота шахматной партии кроется в анализе её
вариантов».
Моя роль, как шахматного тренера, заключается в том, чтобы научить моих ребят,
которые действительно хотят играть в шахматы непоколебимому вниманию, азам шахмат,
чувству позиции, умению анализировать свои партии и партии мастеров, пониманию
основных принципов ведения боя, решению шахматных композиций и этюдов.
Шахматная композиция и этюд это отдельные стороны шахматного искусства,
которые в моей работе играют важную роль.
Да, эти две стороны шахматного творчества – искусство!
Как всякое подлинное искусство, они вечны. Шедевры шахматной композиции не
поддаются времени: неувядаемые, они будут жить в веках.
Подобно высоким образцам музыки, живописи, поэзии, драмы, выдающиеся
произведения шахматной композиции дарят подлинное эстетическое наслаждение, а это
самый важный признак всякого искусства.
Композиция развивает художественное чутьё и учит глубже вникать в положение;
композиция поднимает шахматную культуру, знакомит с элементами эндшпиля, с типами
комбинаций и расширяет общий шахматный кругозор. Главное значение этюда в общем
развитии шахматной игры заключается в том, что он чрезвычайно обостряет
комбинационное зрение, постоянно обогащая инициативу шахматиста, развивает его
комбинационное чутьё и способности… Этюд это не шпаргалка, а школа, которая учит
тонко чувствовать и понимать красоту шахматной истины. Приводит в постоянно
животрепещущее состояние «комбинационную жилку» шахматиста. Оказывает своё
воздействие на самый характер мышления, на самый дух творчества шахматного борца.
3
В своей работе я не стремлюсь ограничивать обучение только шахматами. Весьма
важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны и мог оценивать
как свои способности, так и способности противника. В связи с этим в процессе обучения
шахматиста огромную роль играет физическая и психическая подготовка шахматиста.
Поэтому я постоянно напоминаю своим ученикам о сочетании занятиями шахматами с
физическими упражнениями разных видов.
4
Я, как начинающий шахматный тренер, не заставляю своих воспитанников
«зубрить» и заучивать шахматные дебюты. Механическое усвоение порядка ходов в
каком-либо варианте дело, может быть, и нетрудное, но, по меньшей мере, бесполезное.
Ведь многие потому и любят шахматы, что они таят в себе безграничные возможности и в
них бесконечное число вариантов.
В большом многообразии начальных ходов и планов легко можно запутаться, если
не иметь ясного представления об основах дебютной стратегии.
Обучение шахматной игре это воспитание способности самостоятельно мыслить.
Умение играть в шахматы не должно быть исключительно делом памяти, хотя бы потому,
что запоминание вариантов вовсе не так уж важно. Если ученику приходится тратить
силы для заучивания наизусть, он должен знать, для чего он это делает. Память слишком
ценное орудие, чтобы тратить её на пустяки.
3
Умнов Е. И. Путями шахматного творчества. /Предисл. Ю. Л. Авербаха. – М.: Физкультура и
спорт, 1983. – 320 c.
4
Теория и практика шахматной игры: Науч.-метод. и практ. Пособие/Под ред. Я. Б. Эстрина.
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984. – 272 c., ил.
5
Итак, сохранить в памяти следует не выводы, а метод. Метод – эластичен: он
может быть применён в разных случаях жизни. Выводы, поскольку они связаны с
определёнными индивидуальными условиями, всегда являются чем-то застывшим. Метод
порождает выводы в большом количестве, некоторые из них врезаются в память, но они
важны лишь для пояснения и сохранения жизнеспособности правил.
И кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот
должен избегать всего, что в них не нужно: надуманных теорий, привычки без критики
перенимать и повторять варианты и правила, применённые другими, нежелание
сознаваться в своих ошибках.
Для меня важно научить своих учеников руководствоваться здравым смыслом в
шахматной партии. Я никогда не навязываю им свою точку зрения в определённых
позициях. Хочу добиться того, чтобы они в своей игре ориентировались больше на себя и
передвигали шахматные фигуры самостоятельно.
Список использованной литературы
1. Эмануил Ласкер. Школа шахматной игры. М.: Эскмо, 2014. Э 54 552 с.
(Шахматы. Классики).
2. Алёхин А.А. Шахматные лекции. М.: «RussianCHESSHouse» / Русский
шахматный дом», 2012. – 128 c. (Шахматный университет).
3. Умнов Е. И. Путями шахматного творчества. /Предисл. Ю. Л. Авербаха. М.:
Физкультура и спорт, 1983. – 320 c.
4. Теория и практика шахматной игры: Науч.-метод. и практ. Пособие/Под ред. Я.
Б. Эстрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984. 272 c., ил.
Список интернет адресов
1. Роль тренера в жизни шахматиста [Электронный ресурс] [сайт] [2012].
URL:http://chessguide.ru/lang/ru/rol-trenera-v-jizni-shaxmatista/.
2. [Электронный ресурс] [сайт] http://center-imc.ucoz.ru.