Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 213 комбинированного вида»
Советского района города Казани
«Развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР»
Подготовила
Учитель-логопед 1кв.кат.
Михайлова Ольга Александрова
Казань- 2019
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы
взрослых с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без
специального обучения дети с общим недоразвитием речи не могут овладеть
таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-
повествовательная речь.
«Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте ». (Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.).
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов,
статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.
П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В.
Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова
и др.).
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня
овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых
учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать свои суждения все эти и другие учебные действия
требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать
помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и
застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно. Связная речь это не просто
последовательность слов и предложений, это последовательность связанных
друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно
построенных предложениях.
Основная функция связной речи коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах диалог и монолог. Каждая из этих
форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их
формирования.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным,
односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие,
яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. основные черты
диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение
сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом
строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника,
рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое
мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости,
полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на
главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально,
живо, образно.
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи - формирование правильной и хорошей устной речи, с
учётом возрастных особенностей и возможностей детей.
Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет
ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное
место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в
себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым
строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает
ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и
регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием
для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на
эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений,
самостоятельные детские сочинения развивают образность и
выразительность речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику
изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к
слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и
подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра,
экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и
особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание это характеристика предмета.
Повествование это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ это осмысленное воспроизведение литературного образца в
устной речи.
Рассказ это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком
определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное
место.
В старшей группе дети пересказывают содержание не только хорошо
знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В
рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить
высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается
внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся
представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.),
средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый
даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет
(«Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли
звери… И тогда…»).
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний
действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к
последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью
воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один
ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а педагог
помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В
это время» и т.п.). При систематической работе дети могут составлять
небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или
игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из
условий развития диалогической речи является организация речевой среды,
взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с
другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном
общении является разговор педагога с детьми. Эффективным методом также
является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём
словесных поручений, совместная деятельность и специально
организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью
ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывают
воспитатель и логопед. В связи с этим их собственная речь должна быть
чёткой, грамматически правильной, эмоциональной, как образец для
подражания.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она
обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок,
выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения
понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось?
Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла
рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а
так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить
слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе
вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей.
Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант
короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые
ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка
перехода к монологической речи.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на
одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а,
следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить
подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания,
напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к
сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать
животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
Пример схемы для составления описательного рассказа.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и
описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из
нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить,
что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью
расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и
говори». Пример серии сюжетных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы
картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими
прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок
должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и
определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен
продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку
вопросов.
Примеры сюжетных картин:
7. Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и
совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный
словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи,
образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и
сказках новой для него информацией расширяет круг его общих
представлений и способствует совершенствованию его монологической речи
в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно
выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный
ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию
рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых
слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно
рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите
ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а
затем пересказать близко к оригиналу.
Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь
определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные
моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его
основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить
прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при
этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу
начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие
критерии:
- полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-
следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный
пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами»,
свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов,
построения фраз или самого рассказа.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть
достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она
проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного
опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения
самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а
также определять и удерживать в памяти всю последовательность
событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные
рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией.
Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас
ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит
ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им
событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению
различным видам рассказывания
Цель
занятия
Виды заданий
Обучение
пересказу
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого
произведения.
Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого
произведения (с помощью картинного панно, наглядной
схемы).
Рисование на тему (сюжет) пересказываемого
произведения с последующим составлением рассказов по
выполненным рисункам.
Восстановление "деформированного" текста с
последующим его пересказом:
а) подстановка в текст пропущенных слов
(словосочетаний);
б) восстановление нужной последовательности
предложений,
Составление "творческих пересказов" с заменой
действующих лиц, места действия, изменением времени
действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го
лица и др.
Обучение
рассказыванию
по картинам
Придумывание названия к картине или серии картин".
Придумывание названия к каждой последовательной
картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
Игры-упражнения на воспроизведение элементов
наглядного содержания картины ("Кто самый
внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).
Разыгрывание действий персонажей картины (игра-
драматизация с использованием пантомимы и др.).
Придумывание продолжения к действию,
изображенному на картине (их серии).
Составление завязки к изображенному действию (с
опорой на речевой образец педагога).
Восстановление пропущенного звена при составлении
рассказа по серии картинок.
Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям
педагога дети восстанавливают содержание изображенного
на картине, но закрытого экраном фрагмента).
Обучение
описанию
предметов
Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета
по указанным его деталям, отдельным составным
элементам.)
Составление описания предмета по собственному
рисунку.
Применение игровых ситуаций при составлении
описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и
т. д.).
Т.А. Ткаченко предлагает авторскую методику формирования связной
речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных
средства, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка
развёрнутого смыслового высказывания:
- наглядность;
- моделирование плана высказывания.
В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке
возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и
«свёртыванием» плана высказывания.
Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию
связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому
действию.
Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов
и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом
высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей.
Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного
действия.Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на
предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца
рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и
грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде
рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами
заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план
рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно
выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных
картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с
ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность
служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает
детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и
план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на
предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца
рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной
картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики
событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий;
моделирование плана рассказа достигается путем использования образца
логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие
образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания.
На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над
творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных
средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных
средств.
Примеры занятий
Занятие № 1
Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому
действию
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом -
фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых
предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий
с ними; развивать внимание детей.
Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со
«спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского
сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее.
Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на
стульях.
Рассказ «игра»
Рассказывает взрослый по окончании спектакля.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу
Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.
Вопросы к рассказу
Ответ дается полным предложением.
Кто вошёл в группу? - Куда вошли дети? - Что взял Миша? - Кого
взяла Катя? - Что катал Миша? - Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как
ответ на него для детей труден.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в
рассказ
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать,
подходит оно кэтому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.
Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.
У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.
Миша любит машинки.
2. Установление порядка предложений в рассказе
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку
определить, какоепредложение должно следовать в рассказе раньше, а какое
позже.
Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.
Катя причёсывала куклу. - Катя взяла куклу.
Миша взял машинку. - Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их
последовательности
Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова - названия
действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать,
какое действие производилось раньше, какое позже:
причёсывала - вошли
взял - катал
играли - вошли
причёсывала - взяла
4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием
картинки
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и
уточнений, если они относятся к рассказу.
5. Итоги занятия.
Занятие № 2
Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя её в
полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в
рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных
объектов и действий с ними.
Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети
наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее
оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не
пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они
отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».
Вопросы
(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании
сцены.)
Куда вошли Маша и Витя? - Что открыл Витя? - Что достал Витя?
- Что надевал Витя? - Что открыла Маша? - Что достала Маша?
- Что надевала Маша? - Что завязывала Маша?
И т. п. в соответствии с произведенными действиями.
Упражнения
1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии,
на какие вопросы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно
предложить ребенку составить рассказ.
Образец рассказа
Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал
комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла
шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки).
Дети собирались на прогулку.
2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в
рассказ
У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.
Маша села на скамейку. Витя выпил сок.
Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.
Витя надел сапоги. И т.п.
3. Словарная работа
Уточнение значения некоторых глаголов:
завязывать, одел (кого-то),
застегивать, надел (на себя, на кого-то),
зашнуровывать, поддел (что- то).
Подбор слов.
- Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?
- Кого можно одевать? На кого - надевать? Что - поддевать?
4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа
по этим опорным словам :
вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала,
зашнуровала.
5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим
Витя открыл шкафчик. ... Маша достала ботинки. ...
Маша и Витя вошли в раздевалку. ... Витя застегнул молнию. ...
6. Итоги занятия.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной
речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка:
правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение
грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые
для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный,
интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не
только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно
использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное
оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные
детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть
успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных
задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.
Использованная литература и интернет-ресурсы
1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие
связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции
общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений
и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
5. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
6. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва,
1985 г.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993
г.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим
недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
9. Якунина Г. И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/470-razvitie-svjaznoj-rechi-u-detej-
doshkolnogo-vozrasta.html