Развитие связной речи дошкольников на занятиях по обучению рассказыванию с использованием картин

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ
РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН
Воспитатель: Кругликова Татьяна Николаевна. МБДОУ № 307 г.Красноярск
ВВЕДЕНИЕ
Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в
социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов
деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную
деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую актичность,
обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной,
музыкальной, литературной деятельности.
Одной из приоритетных задач обучения в детском саду является развитие связной речи
дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция
языка и речи. Связная речь высшая форма речи мыслительной деятельности, которая
определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной
речью составляет важнейшее условие спешной подготовки к обучению в школе.
Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание
и филология, логопедия, и даже философия. Психологическая природа связной речи, ее
механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию
связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции,
заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной
речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.
Соловьевой, А.П. Усовой.
Содержание работы по развитию речи определяется программами по развитию и
воспитанию детей дошкольного возраста. Детский сад № 107 (в котором проводилась
практическая часть курсовой работы) ведет свою работу по программе «От рождения до
школы», рекомендованной Министерством образования России. В данной программе
учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются
общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная
работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из
важнейший средств развития дошкольников является создание развивающей речевой
среды. Большое место отводится развитию связной речи посредством общения
воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на
специальных занятиях, в том числе на занятиях с использованием картин.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы,
связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого
воспитания детей. В связи с этим, представляется необходимым изучение процесса
развития связной речи дошкольников по обучению рассказыванию с использованием
картин.
Противоречие, которое объясняет выбор темы курсовой работы: наблюдается
противоречии между потребностью современной науки и практики в обучении детей
рассказыванию с использованием картин и недостаточным применением этого метода в
современном ДОУ.
Объектом курсовой работы является обучение дошкольников рассказыванию с
использованием картин.
Предметом курсовой работы является процесс развития связной речи дошкольников на
занятиях с использованием картин.
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием
картин на развитие связной речи дошкольников. В соответствии с целью, объектом,
предметом курсовой работы сформулированы следующие задачи:
Проанализировать виды занятий по обучению рассказыванию с использованием картин.
Изучить методы и приемы обучения рассказыванию с использованием картин на занятиях
в разных возрастных группах.
Провести практическую часть работы. Сделать соответствующие выводы, используя
методы педагогического исследования курсовой работы.
Методы курсовой работы теоретический анализ педагогической и методической
литературы. Периодических журналов в аспекте изучаемой проблемы наблюдение,
беседа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных
источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи,
объект и предмет, методы курсовой работы.
В первой части «Развитие связной речи дошкольников на занятиях по обучению
рассказыванию с использованием картин» анализируются виды занятий и методика
обучению рассказыванию с использованием картин на занятиях в разных возрастных
группах, содержание общая характеристика трудностей развития речи.
Во второй части представлены результаты практической работы.
В заключении изложены основные выводы по практическому применению, намечены
направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Данная работа представляет собой попытку определить наиболее эффективные методы
развития связной речи дошкольников по обучению рассказыванию на занятиях с
использованием картин.
1 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ
РАССКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции,
заложенные в трудах К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого. Основы методики развития связной
речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Л.A. Пеньевской, О.
Соловьевой, А.П. Усовой.
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. О том, как
велика роль картины в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и
психологи: Е. Тихеева, Е.А. Флерина, Е.И. Родина, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн,
А. Люблинская, B.C. Мухина. В связи с тем, что овладение связной речью является
одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии
сюжетных картин была и остается достаточно актуальной, в разное время ею занимались
такие учёные как Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В. Гербова и другие.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не
только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на
эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых
молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов процесса
развития связной речи дошкольников. Элементы рассказывания по сюжетным картинам
присутствуют в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, и
совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до
подготовительной группы.
В процессе работы по обучению рассказыванию с использованием картин у детей
развиваются активный словарь, связная речь, умение чётко и правильно составлять
предложения и т.д.
Именно поэтому представляется необходимым определить основные задачи по обучению
рассказыванию:
Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его
композиционную целостность и художественную выразительность.
Развивать творческую продуктивность.
Учить совершенствовать новый вариант рассказа.
Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.
Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и
повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на
классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее
применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной,
Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение
картин, как для общего развития детей, так и для развития их речи. Для методики
обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание
особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в
работах С. JI. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В
исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает
картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает
их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет,
форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:
тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все
существенные признаки предмета; положительное отношение к ритмической простоте
построения (композиции).
Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трём
направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности;
развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно
то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его
содержания.
А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно
подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных
предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в
общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения
деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Составление описательного рассказа по предметной картине.
Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Творческое рассказывание по сюжетной картине.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы- повествования
используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо
сюжетного взаимодействия между ними ебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с
жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А.
Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии
друг с другом. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному
использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные
картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с
перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная
картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Виды рассказывания по картине:
Описательный рассказ, его цель: развитие связной речи на основе отображения
увиденного.
Виды описательного рассказа:
фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
описание картины как раскрытие заданной темы;
развернутое описание конкретного объекта;
словесно - выразительное описание изображённого на картине с использованием
аналогий; (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
Творческое рассказывание по картине антазирование). Цель: учить детей составлять
связные фантастические рассказы по мотивам изображённого.
Виды рассказов:
фантастическое преобразование содержания;
рассказ от имени изображённого (представляемого) объекта с заданной или
самостоятельно выбранной характеристикой.
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: *
содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим
положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Общие требования к организации работы с картиной:
Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется
проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем
младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три
недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно,
чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат
этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приёма.
Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им
самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
Занятия по картине имеют большое значение в системе обучения рассказыванию. В
детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них
и составление детьми рассказов на материале картин. На первых дошкольники
овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы
педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической
речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно
связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с программой «От рождения до школы» занятия по рассматриванию
картин проводятся во всех возрастных группах. В обучении детей рассказыванию по
картине принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью
обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и
отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по
предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем
самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной
активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью
педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы,
придумывать начало и конец сюжета картины.
Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на
вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание
уделяется самостоятельному рассказыванию. Ребенок дошкольного возраста любит
рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его
желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен
поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путём наводящих
вопросов руководить их вниманием и языком.
Таким образом, приходим к выводу, что рассматривание картины побуждает ребёнка к
речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную
направленность. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от
того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображённое,
насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображённое на картине, ребенок с помощью воспитателя учится
соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает
сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное
слово-обозначение и т. п.
Одним из приёмов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются
рассматривание и беседа по её содержанию. Рассматривание картин, как считает Е. И.
Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления,
воображения, логического суждения и развитие речи ребенка. Дети не умеют
рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами,
иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их
смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В
процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается
диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому
задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному
восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие
диалогической речи. Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко
предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной
беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов. Роль картинки для детей
младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского
опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна
приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощённой реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого её созерцания. Но
поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает
разговор, обращаёт их внимание на предмет или персонаж и постепенно развёртывает
беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет
центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты,
предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие
детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными,
направленными на установление связей между частями картины, на постепенное
усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приёмы етям
предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя
персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает
целостное восприятие картины, а игровые приёмы поддерживают интерес к ней. Такое
рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего
занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов,
последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей. Здесь
используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение
детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим
рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать
внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их
замедленны.
При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические
особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую
очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей грающий
котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза,
с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия)
картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется,
интерес к картине быстро пропадёт. Самостоятельное восприятие у малышей развито
недостаточно.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные
предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На
реке», «В гости к бабушке»).
Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В
картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и её
щенят, но и на воробьёв, их действия. Во время рассматривания можно предложить
описать один из объектов, привлечь детский опыт. Так, в беседе по картине «На реке»
надо дать возможность полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом, который везёт
много пассажиров, после чего перейти к рассматриванию находящихся на берегу,
спросить, катался ли кто-нибудь на лодке, плавал на пароходе. В заключение можно
прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на
более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может
рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны
заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон,
пейзаж.
Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин
способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребёнок образными
словами выразил своё личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи
с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную
деятельность детей вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы
учитываются при дальнейшем рассматривании. Например, на занятии по картине «Ежи»
загадывается загадка про ежа. Детям напоминают, что они уже много знают про ежейем
питаются, как свертываются клубочком, как сердито фыркают). Затем предлагается
подумать, что бы им хотелось еще узнать про ежей, и задать вопрос. У детей может
появиться желание узнать, как ежи делают норки, какими ежата родятся и быстро ли
растут. Далее они рассматривают картину, которая помогает получить ответ на эти
вопросы. Своими пояснениями воспитатель уточняет представления детей. В конце
беседы правомерно спросить: «Что нового вы узнали из беседы
Для активизации речи и мышления использовались такие приёмы, как задание детям
подумать («О чём вы еще хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить
(«Задайте вопросы»), подведение детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины,
обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и
рассказов- повествований.
От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность
последующего обучения детей связным высказываниям.
Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно
одновременно решать две задачи - рассматривания картины и рассказывания по ней.
1.2 Методика обучению рассказыванию с использованием картин на занятиях в разных
возрастных группах
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по
формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские
представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции
детей, вызывает интерес к рассказыванию. Для методики обучения рассказыванию по
картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин.
А. Люблинская считает, что восприятию картин ребёнка надо учить постепенно,
подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине:
Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на
картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не
выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа
контаминации (дается и описание, и сюжет).
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.
По существу ребёнок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии,
связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определённой
последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой
повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4.Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению
К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало
и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить
содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать
предшествующие и последующие события.
5.Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает
элементы повествования.
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов. В младшем
дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей
целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и
отвечать на вопросы по их содержанию. Следовательно, надо научить детей
рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно
переходя от занятий номенклатурного характера, когда малыши просто перечисляют
изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на
вопросы и составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не
может составлять связного подробного изложения. К рассказыванию по картине дети
младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся
воспринимать содержание картинки, правильно называть изображённые на ней предметы
и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью
составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками:
малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой
он, что с ним делают.
Структура занятия:
1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
2.Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной приём проведения - занятие - беседа. К концу года становится возможным
переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью
воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников - это
картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода,
домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей).
Например: «Наша Таня», «Мы играем» и др.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи, т.к. в
этом возрасте совершенствуется связная речь, возрастает речевая и мыслительная
активность. На этом этапе для рассматривания рекомендуются более сложные предметные
и сюжетные картины. Одни из них даются только для рассматривания и последующего
рассказывания. Процесс обучения и здесь идёт последовательно. В первую очередь детей
учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть
не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами» например, обращается
внимание не только на собаку и её щенят, но и на воробьёв, их действия. Во время
рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт.
Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение
изображённых на картине предметов и животных, взрослых животных и их детёнышей
(корова и лошадь, корова и телёнок, свинья и поросёнок). Примеры сравнений, сделанных
детьми: «У свиньи хвост большой, как верёвка, закорючкой, а у поросёночка хвостик
маленький, закорючечкой, как тонюсенькая верёвочка». «У свиньи на носу пятачок
большой, а у поросёночка маленький пятачочек». Проводятся беседы по сюжетным
картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной
картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу. Для
рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые,
более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Структура занятия:
Дети молча рассматривают картину.
Проводится беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
Рассказ воспитателя (можно дать образец описания одного персонажа, а остальных дети
описывают самостоятельно).
Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря,
связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания
можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.
Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью
словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет чёткого
представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения
событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору
необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо,
эмоционально. Вначале, дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают
самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Приведём пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой
девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с
клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый
с чёрными пятнышками, тоже лёг возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котёночек
проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котёнок-шалунишка прыгнул на
скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул её лапкой и уронил. Покатились
клубочки из корзины. Увидел котёнок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно предложить одному ребёнку описать понравившегося ему котёнка,
другому ребёнку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин е более трех) -
возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и
описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один
сюжет воспитателем или детьми. Причём уже в процессе рассматривания выделяются
начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее
подходит серия «Как Миша потерял варежку». Важно мотивировать речевую
деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей
любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на
картину, запомнить её и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть
рисунок и предложить ребёнку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни
становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как
правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими
отступлениями.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей.
Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и
сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают
начало и конец сюжету картины. В старшем дошкольном возрасте задачи обучения
монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только
понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей,
их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более
сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая
самостоятельность в рассказах по картинам.
В старшей группе рекомендуются такие картины, как «Шар улетел», «Новенькая», «У
пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др.
Детей обучают следующим типам высказываний:
- описанию и сравнению предметных картин;
- описанию сюжетных картин;
- повествованию по серии сюжетных картин.
Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего
основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими
описанием или повествованием педагог использует разные методические приёмы:
вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение
последовательности повествования, творческие задания. Основным приёмом обучения по-
прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца
меняется. Образец даётся уже не для воспроизведения, а для развития собственного
творчества. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям
возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить
детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие
и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому,
дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста,
средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения
образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец даётся
по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала
(дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских
рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться
литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства
детьми.
Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор
О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную
бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что
делают другие дети. В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по
серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения
выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его
композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутри
текстовой связи. В рассказывании по серии сюжетных картинок ребёнок учится
составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать
сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной
картине - придумывать предшествующие и последующие события. Итак, при
систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта
сначала с опорой на картинку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Структура занятия:
Рассматривание картин осуществляется по частям.
Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно
использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой
последовательности развивать сюжет.
После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно
излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный
сюжет и последовательность рассказа. Старшие дошкольники дают более развернутые,
чем ранее, описания предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое
внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и
повествования. Предъявляются более серьёзные требования к целостности, связности
высказываний.
В подготовительной к школе группе усложняются задачи и содержание обучения детей
рассказыванию по картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без
наглядного материала. Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются
требования к детским монологам разных типов.