Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия в детском саду.
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только
придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается
на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих
4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации,
вызывающие сильное эмоциональное напряжение.
Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным
подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит
изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет комфортность,
т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать
влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. Работа
музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на
современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека,
способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех
участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги
дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать
наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного
развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как
музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает
влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.
Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья
ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и
развития личности. В практике ведения музыкальных занятий арт- терапевтические
методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт –
терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже
адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с
обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных
состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих
как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на
музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и
экспериментально проверенные элементы арт - терапии в форме различных
упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и
исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих
самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и
самокоррекции личности. В Российской энциклопедии социальной работы указано,
что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и
художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись,
литературные произведения, театр и.т. д. Эмоционально-образная природа искусства
позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него
- на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-
нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры
образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в
современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и
произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и
закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов.
В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении
острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными
ДОУ. Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии. Музыкотерапия
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства
психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное
использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия
(прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение
музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их
воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных
отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и
речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное
наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует
высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом
подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.
Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для
того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна
соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал:
«Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением
слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с
настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».
Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии,
представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К.Швабе
(1974) и др. В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных
музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной
целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе, 1974), ранним детским аутизмом
(Р.О. Бенензон, 1973). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И.Медераке и
К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды
детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под
музыку. Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного
возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям
музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н.М. Щелованова, давшего
физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания
детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу». Музыка – источник особой
детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её
волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой
творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами
музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому
и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания
детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности
– развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких
музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в
детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций
они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь
оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену
настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;
достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать
состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих
чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие
сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный,
физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором
обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять
различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую).
Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и
исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи
рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных
инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно
использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные
дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике
пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при
эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации
эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а
также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная
музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах,
дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития
певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса
лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции
человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера
говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и
характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий
музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных
психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и
другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный
тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния
организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния. Таким
образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной
терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической
эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
Список используемой литературы:
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Копытин А.И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и
бодрому долголетию. – М.,1994.